Алгоритм методики анализа

 

 

где RCК - рентабельность собственного капитала,%;

  ЧП - сумма чистой прибыли за период, тыс. руб.; СК — средняя сумма собственного капитала за период, тыс. руб.

   

Для факторного анализа введем в формулу показатель выручки от продаж (В):

где первый фактор: - коэффициент отдачи собственного ­капитала; второй фактор:  - процент рентабельности продаж.

  В результате преобразований получилась двухфакторная мультипликативная модель, что позволяет применить для анализа метод цепных подстановок.

 

 

Базовый вариант:

Отчетный вариант:

          ΔRСК =RСК1 – RСК0,

 

в том числе влияние на рентабельность собственного капитала следующих факторов:

1) изменения коэффициента отдачи собственного капитала:

2) изменения процента рентабельности продаж:

Факторный анализ рентабельности собственного капитала представлен в таблице 22.

Таблица 22

Факторный анализ динамики рентабельности собственного капитала

№ п/п Показатели Условные обозна-чения За предыдущий аналогичный период За отчетный период
1 2 3 4 5
1 Чистая прибыль, тыс. руб. ЧП 30 400 42 440
2 Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб. СК 120 800 151 700
3 Рентабельность собственного капитала, % (п. 1: п. 2 × 100) R СК 25,16 27,97
4 Выручка, тыс. руб. В 251 000 331 800
5 Коэффициент отдачи собственного капитала (п. 4: п. 2) В/СК 2,0778 2,1872
6 Рентабельность продаж, % (п. 1: п. 4 × 100) 12,11 12,79

 

Базовый вариант: 2,0778 × 12,11% = 25,16%.

Отчетный вариант: 2,1872 × 12,79% = 27,97%.

Δ R СК = 27,97 – 25,16 = +2,81%,

в том числе влияние на рентабельность собственного капитала следующих факторов:

1) изменения коэффициента отдачи собственного капитала:

Δ R СК(В/СК) = (2,1872 – 2,0778) × 12,11% = +1,32%;

2) изменения процента рентабельности продаж:

Δ R СК(ЧП/В×100) = (12,79% – 12,11%) × 2,1872 = +1,49%.

Проверка: (+1,32%)+(+1,49%) = 27,97% – 25,16%, или

                          +2,81% = +2,81%.

 

Анализ показал, что каждый из двух основных факторов повлиял положительно на динамику процента рентабельности собственного капитала.

Методика предполагает возможности углубления анализа. Влияние первого основного фактора, т.е. коэффициента отдачи собственного капитала, можно детализировать по составным частям собственного капитала (уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль и т.д.). Влияние второго основного фактора, т.е. процента рентабельности продаж, можно детализировать по факторам изменения чистой прибыли.

 

2.11. Анализ рентабельности продаж, затрат и отдельных видов продукции

 

Показатели рентабельности продукции предназначены для характеристики уровня эффективности производства и продаж продукции, работ, услуг.

В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить, можно выделить три группы показателей:

1) показатели рентабельности всего объема продаж;

2) показатели рентабельности по отчетным сегментам;

3) показатели рентабельности конкретных видов продукции.

Показатели рентабельности всего объема продаж можно рассчитать по данным формы «Отчет о финансовых результатах» (см. табл. 23).

 

Таблица 23

Примеры расчетов показателей рентабельности всего объема продаж

№ п/п Показатели Коды строк За предыду-щий период За отчетный период
1 Выручка, тыс. руб. 2110 251 000 331 800
2 Полная себестоимость продаж, тыс. руб. 2120 + 2210 + + 2220 214 500 282 700
3 Прибыль от продаж, тыс. руб. (п. 1 − п. 2) 2200 36 500 49 100
4 Рентабельность затрат по обыч­ным видам деятельности, % (п. 3: п. 2 × 100) х 17,02 17,37
5 Рентабельность продаж, % (п. 3: п. 1 × 100) х 14,54 14,80
6 Затраты на один рубль выручки от продаж, коп. (%) (п. 2: п. 1 × 100) х 85,46 85,20

 

Показатели рентабельности по отчетным сегментам рассчитываются по той же методике, что и показатели рентабельности всего объема продаж. Разница состоит в том, что в расчет принимаются данные о выручке, полной себестоимости и прибыли по конкретному отчетному сегменту. Необходимую информацию для расчета можно получить из регистров бухгалтерского учета.

Показатели рентабельности конкретных видов продукции предпочтительно определять в расчете на единицу продукции в двух вариантах:

1) по отношению к полной себестоимости единицы продукции;

2) к цене единицы продукции организации-изготовителя (без акцизов, НДС, таможенных пошлин и т.д.).

 

Рентабельность единицы продукции по отношению к полной себестоимости, %

=

Прибыль в цене единицы продукции, руб.

× 100.

Полная себестоимость единицы продукции, руб.

 

Рентабельность единицы продукции к цене организации-изготовителя, %

=

Прибыль в цене единицы продукции, руб.

× 100.

Цена единицы продукции организации-изготовителя, руб.

 

При анализе интересно сравнить показатели рентабельности конкретных видов продукции с процентом рентабельности всего объема продаж. Это позволит выявить высоко- и низкорентабельные изделия.

Примеры расчетов показателей рентабельности конкретных видов продукции приведены в таблице 24.

Таблица 24

Отчетные показатели рентабельности конкретных видов продукции

 

Виды про-дук-ции

Показатели в расчете на единицу продукции, руб.

Рентабельность единицы продукции, %

Отклонение рентабельности конкретных изделий от рентабельности всего объема продаж, % (+, –)

цена орга­низа­ции-из­го­­тови­теля (без АКЦ, НДС) полная себе-стои-мость прибыль в цене  единицы про­дукции  к полной себе­стои­мости  к цене органи­зации-изго­­то­вителя по рента­бель­ности к полной себестои­мости по рента-бельнос-ти к ценам
А 15 12 3 25 20 +7,63 +5,20
Б 25 22 3 13,64 12 –3,73 –2,80
В 70 60 10 16,67 14,29 –0,70 –0,51
Г 66,3 54,7 11,6 21,21 17,50 +3,84 +2,70
По всему объе-му про-даж1 х   х х 17,37 14,80 х х

1 См. табл. 23, п. 4 и 5 за отчетный период.

 

При анализе можно рассчитать проектные, плановые, нормативные, отчетные и базовые показатели рентабельности конкретных видов продукции. Их можно сравнить между собой и сделать выводы об изменении отчетных показателей по сравнению с базовыми. При углублении анализа желательно выяснить причины изменения уровня рентабельности отдельных изделий. Ими могут быть:

• повышение или снижение полной себестоимости единицы продукции (в том числе за счет изменения материальных затрат, затрат на оплату труда,  комплексных расходов и т.д.);

• снижение или повышение цены единицы продукции (в зависимости от конъюнктуры рынка).

По результатам анализа рентабельности продаж могут быть приняты следующие управленческие решения:

1) увеличение объемов продаж, для чего следует провести маркетинговые исследования в целях поиска новых сегментов рынка, достижения конкурентных преимуществ на рынках и др.;

2) изменение структуры продаж в сторону увеличения удельного веса высокорентабельных видов продукции, работ, услуг (при благоприятной конъюнктуре рынка);

3) снижение себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов;

4) допустимое (некритическое) повышение цен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги для компенсации инфляционных затрат.

Контрольные вопросы:

1. Какие нормативные документы регламентируют сущность и состав доходов и расходов?
2. Какие основные виды доходов и расходов коммерческой организации вы знаете?
3. Что представляют собой доходы и расходы от обычных видов деятельности и каков их состав?
4. Каков состав прочих доходов и расходов?
5. Какие важнейшие показатели прибыли представлены в форме «Отчет о финансовых результатах»?
6. Назовите слагаемые-факторы изменения прибыли до налогообложения.
7. В чем заключается методика анализа структуры и динамики прибыли до налогообложения?
8. Какие факторы обусловливают изменение суммы чистой прибыли?
9. В чем заключается методика анализа динамики чистой прибыли?
10. Какие основные методики используются для проведения факторного анализа прибыли от продаж?
11. По каким видам деятельности формируются потоки денежных средств?
12. Что такое рентабельность коммерческой организации и какова характеристика системы ее показателей?
13. Как рассчитывается коэффициент рентабельности производственных фондов?
14. Приведите двухфакторную мультипликативную модель, лежащую в основе факторного анализа рентабельности активов.
15. Какова система показателей рентабельности продаж и с помощью каких управленческих решений можно достичь ее повышения?

Литература

1. Гражданский кодекс РФ. Ч.1, 2.
2. Налоговый кодекс РФ. Ч. II, гл. 24, 25.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
4. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
5. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации: утв. приказом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 января 2001 г. № 16.
6. О формах бухгалтерской отчетности организаций: утв. приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
7. Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ: утв. совместным приказом от 29 января 2003 г. Минфина России и Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку № 10н/03-6/пз.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): утв. приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): утв. приказом Минфина России от 6 мая1999 г. № 32н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
11. Абдукаримов И.Т., Беспалов М.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.
12. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие / под ред. В.И. Бариленко. – М.: ЭКСМО, 2011.
13. Жиляков Д.И., Зарецкая В.Г. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая кампания): учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2012.
14. Ионова Ю.Г. и др. Экономический анализ: учебник. – М.: МФПА, 2012.
15. Калинина, А. П. Анализ затрат, финансовых результатов и деловой активности коммерческих организаций / А. П. Калинина, В. П. Курносова. — СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2005.
16. Калинина, А. П. Анализ объемов производства и продаж / А. П. Калинина, В. П. Курносова. — СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2010.
17. Комплексный экономический анализ коммерческих организаций: учебник / под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой. — СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2010.
18. Калинина, А. П. Анализ эффективности использования ресурсов коммерческой организации / А. П. Калинина, В. П. Курносова, Л. В. Переверзева. — СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2008.
19. Комплексный экономический анализ предприятия (серия «Краткий курс») / под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой. — СПб.: Питер, 2010.
20. Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013.
21. Кирьянова З.В., Седова Е.И. Анализ финансовой отчетности. Учебник для бакалавров. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2012.
22. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Анализ баланса, или как понимать баланс. – М.: Проспект, 2013.
23. Петров А.М., Басалаева Е.В., Мельникова Л.А. Учет и анализ: учебник. – М.: КУРС, 2013.
24. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013.
25. Толпегина О.А., Толпегина Н.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для бакалавров. – М.: ЮРАЙТ, 2013.
26. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А. Д. Шеремет. — М.: ИНФРА-М, 2011.
27. Экономический анализ: учебник / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2013.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: