Краткий словарь персоналий 7 страница

Хантингтон, Сэмюэл Филипс (р. 1927) - американский политолог, теоретик глобализма и современной постиндустриальной цивилизации. Особый интерес вызывают исследования цивилизационных процессов, проведённые учёным. Цивилизация, по мнению С. Хантингтона, определяется общими объективными элементами (языком, историей, религией, обычаями, общественными институтами), и является «наивысшим культурным образованием», которое объединяет людей и обеспечивает их культурную самобытность. С. Хантингтон предлагал новую модель для теоретического анализа и прогнозирования миропорядка на рубеже ХХ-ХХ1 вв.         Деление мира на «лагеря» и «миры», как в период «холодной войны», по мнению учёного, не отвечает реалиям, поэтому разумнее сгруппировать страны не по политическому или экономическому принципу, а с точки зрения их цивилизационной идентичности; на смену «железному занавесу» идеологии пришёл «бархатный занавес» культуры. По мнению С. Хантингтона, мир будет формироваться под влиянием семи-восьми основных цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индусской, славяно-православной, латиноамериканской, и, возможно, африканской. При этом учёный предостерегает, что, в соответствии с теорией «столкновения цивилизаций», «бархатный занавес» культуры может оказаться линией кровавых межкультурных конфликтов вследствие усиления национальных тенденций как естественной реакции на развитие глобализма. Основные работы: «Политический порядок в изменяющихся обществах», «Кризис демократии».

Хёйзинга, Йохан (1872–1945) — нидерландский ученый, историк, те­оретик культуры, представитель «игрового подхода» к пониманию культуры. Считал игровой принцип основополагающим в возник­новении и развитии культуры, описывая историю человечества и общественную жизнь как игру и в терминах игры. По мнению учёного, игра представляет собой всеобъемлющий способ человеческой деятельности и универсальную категорию человеческого существования. Хёйзинга предложил также свое видение истории культуры, связанное с восстановлением по крупицам «живого прошлого»; Хёйзинга стремился вступить в диалог с прошлым, понять умонастроения, стремления, ценности людей прошедших эпох. Особый интерес учёный испытывал к тем периодам в истории, когда происходило столкновение традиций с новыми тен­денциями. Подверг резкой критике массо­вую культуру ХХ в. Основные произведения: «Осень Средневековья», «Homo ludens», «В тени завтрашнего дня».

Херсковиц, Мелвилл Джин (1895 - 1963) - американский этнограф, антрополог, один из основателей африканистики. Выступал против объяснения культурного своеобразия на основе расистских концепций, а также на основе экономического детерминизма и особенностей природной среды. Учёный не был согласен с представлением о единой направленности и единой закономерности единого всемирно-исторического развития, образцом которого выступает западноевропейская модель. Историко-культурный процесс представлялся учёному в виде суммы разнонаправленно развивающихся культур; поскольку существуют различные типы культур, постольку есть и разные критерии прогресса. М. Херсковиц считается одним из основателей культурного релятивизма, или относительности как способа понимания ценностей культур. Изучая процесс аккультурации, ввёл понятие инкультурации для обозначения процесса приобщения индивида к родной культуре, и одновременно результата этого процесса. Основные работы: «Культурная антропология», «Антропометрия американских негров», «Суринамский фольклор», «Жизнь на гаитянской равнине», «Аккультурация», «Экономическая жизнь примитивных народов», «Тринидадская деревня» и др.

Холл, Эдвард (1914-2009) – американский антрополог, один из основателей межкультурной коммуникации. Его называют также «великим дедушкой» нейролингвистического программирования. - Э. Холл рассматривал принцип использования времени в разных культурных традициях, относя его к основным организующим факторам коммуникации; учёный выделил два типа культуры по способу использования времени: монохронные и полихронные.  Кроме того, Э. Холл предложил теорию высококонтекстуальных и низкоконтекстуальных культур, выделив их на основании отношения к контексту – то есть к скрытой информации, которая сопровождает культурные события и, в частности, коммуникацию. Основные работы: «Молчаливый язык», «Танец жизни», «Спрятанное измерение».

Хомяков, Алексей Степанович (1804 —1860) - русский религиозный философ, поэт, публицист, один из главных представителей славянофильства. Подвергал критике западническое направление в русской общественной мысли; считал, что усвоение правящей элитой России основ западной цивилизации привело к разрыву между «просвещённым обществом» и народом. Центральным понятием философии А.С. Хомякова является «соборность», понимавшаяся мыслителем как внутренняя полнота и цельность, как общий метафизический принцип бытия, отражающий множество, собранное силой любви в органическое единство. Учение о соборности позже стало основой концепции всеединства. Философ считал наиболее близкой к общественному идеалу русскую крестьянскую общину; народы представлял в духе романтизма, как коллективные личности, наделённые неповторимым характером, обликом, историческим призванием. Специфика русской истории, с точки зрения философа, в православии как единственном источнике просвещения Руси, в мирном характере формирования русской нации и в общинном начале общественного устройства. Основные произведения: «О старом и новом», «Записки о всемирной истории» и др.

Хофштеде (Хофстеде), Герт (Герард) (род. 1928) - голландский социолог, теоретик межкультурной коммуникации. Егоконцепция базируется на исследовании «ментальных программ», формирующиеся в разных культурах на основе мыслей, ощущений, моделей поведения. Основными показателями, по мнению учёного, являются дистанция власти, показатели индивидуализма или коллективизма, маскулинности или феминности культуры, а также уровень избегания неопределённости. Основные работы: «Последствия культуры», «Измерения национальных культур в пятидесяти странах и трёх регионах».

Чаадаев, Петр Яковлевич (1794–1856) — выдающийся русский философ, мысли­тель, публицист. В первом из 8 его «Философических писем», опубликованном в 1836 г., приписывал русскому народу умственную и духовную отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве и порядке, и даже отсутствие самобытной «идеи». Рассматривал русских как своего рода исключение среди народов, существующее только для того, чтобы преподать миру негативный урок. Произведения П.Я. Чаадаева послужили отправной точкой в полемике между западниками и славянофилами. Самого  мыслителя чаще всего относят к западникам, однако в своих поздних произведениях он подверг острой критике преобладание у европейцев частных интересов над общими, западный индивидуализм, «груду искусственных потребностей» и «вещизм». В то же время, отмечал в духовном облике русских совестливость, открытость сердца, прямодушие, смирение и аскетизм, а также способность к самопожертвованию и самоотречению во имя общего дела. Основное произведение: «Философические письма».

Тейяр де Шарден, Мари Жозеф Пьер (1881 —1955) — французский биолог, антрополог, палеонтолог, палеоантрополог, мыслитель-гуманист и теолог-космист; наряду в В.И. Вернадским - один из авторов концепции ноосферы. Считал ноосферу гармонизированной общностью созданий, единой мыслящей оболочкой планеты. С момента своего появления в результате «совокупного усилия Жизни»  человечество, по мнению мыслителя, «ткёт» ноосферу. Выступал сторонником телеономии – концепции, признающей в живой природе целенаправленность, проявляющейся как действие эмпирически распознаваемых причин. Исследовательский метод учёного - эволюционная феноменология, задачей которой он видел последовательное выявление стадий эволюционного процесса (Преджизни, Жизни и Сверхжизни). Т. де Шарден предпринял попытку создать натурфилософию, раскрывающую тайны природы через понимание эволюции. При этом эволюцию учёный определял как качественно необратимое усложнение. Источник развития материи мыслитель видел в так называемой «тангенциальной энергии» (характеризующей движение по поверхности) и «радиальной энергии» (характеризующей переход на новый уровень организации). Энергия, по мнению учёного, имеет психическую природу. Т. де Шарден считал человека «ключом» к науке о природе; расшифровать человека - значит расшифровать прошлое и будущее мира. Основные работы: «Феномен человека», «Избранные мысли», «Божественная среда».

Швейцер, Альберт (1875-1965) - немецкий мыслитель, гуманист, философ, теолог, врач, музыковед, органист, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира (1952 г.) за самоотверженную деятельность и антивоенные выступления. Один из главных представителей религиозной философии культуры ХХ в. Протестантский теолог, сформулировавший знаменитую философскую доктрину «благоговения перед жизнью», духовно связанную с учением Франциска Ассизского (1181-1226). Цель культуры видел в создании максимально благоприятных условий жизни людей. Сущность культуры, по мнению мыслителя, двояка: с одной стороны, культура связана с духовным и нравственным совершенствованием людей, а с другой - обеспечивает господство разума над силами природы и человеческими убеждениями. Основные труды: «Тайны мессианизма и страдания», «Очерк жизни Иисуса», «Упадок и возрождение культуры», «Философия культуры», «Культура и этика», «Христианство и мировые религии».

Шелер, Макс (1874-1928) – немецкий философ, социолог. Основоположник философской антропологии и социологии знания, а также антропологических направлений в социологии, аксиологии, феноменологии. В рамках аксиологии предложил оригинальную классификацию духовных ценностей, выделив «чувственные» (приятное или неприятное), «жизненные» («житейские» оценки), собственно «духовные» (моральные, правовые, эстетические), гносеологические (познавательные), «ценности святости» (высшие ценности, в первую очередь, религиозные). Основные труды: «Проблемы социологии знания», «Положение человека в космосе», «Феноменология и теория познания», «Формализм в этике и материальная этика ценностей».

Шеллинг, Фридрих Вильгельм (1775–1854) — представитель немец­кой классической философии, объективный идеалист. Выдвинул идею тождества человека и природы, стремился объяснить мир с точки зрения закономерности развития. Развитие мира представлял в виде ступенчатой пирамиды, где каждая следующая ступень развития опирается на более низкие ступени. Философия Ф.Шеллинга отличалась натуралистическим пантеизмом: мыслитель видел Бога лишь в том, что осязаемо. Основным принципом этой натурфилософии было единство: природа представлялась как один бесконечно разветвляющийся организм, в котором неорганическая природа производит из себя органическую. Ф. Шеллинг представлял природу как «дремлющую интеллигенцию», пробуждающуюся в человеческом духе. Человека мыслитель считал высшей целью природы. Натурфилософия Ф.Шеллинга вызвала особый интерес в среде представителей искусства, так как была близка романтическим чувствам и фантазии современников – она видела душу во всех проявлениях природы, усматривала таинственные связи между ними. Основные сочинения: «Философия искусства», «Философия откровения».

Шлегель, Август Вильгельм (1767–1845) — немецкий историк лите­ратуры, критик, переводчик и поэт. Как и его брат Ф. Шлегель, явился ведущим теоретиком романтизма. Заложил основы шекспироведения в Германии, начал исследования в области литератур Востока, основал журнал по проблемам индологии. Основные произведения: «Лекции об изящной словесности и искусстве», сборник «Поэтические сочинения», «О драматическом искусстве и литературе», «Испанский театр» и т.д.

Шлегель, Фридрих (1772–1829) — немецкий философ куль­туры, критик, языковед, писатель. Брат А. В. Шлегеля, ведущий теоретик романтизма. Главными предметами его исследований были древние языки и литература. Изучение искусства сводил к изучению его истории, считая, что все искусства и науки образуют своего рода организм, развивающийся в истории. Делил историю греческой поэзии на 4 эпохи: ионическую, когда преобладал эпос и господствовало чувство природы; дорическую — с преобладанием лирики,  представлявшую переход к идеалу; аттическую, когда был достигнут идеал в трагедии; и александрийскую — эпоху упадка. Считал, что религия — всеоживляющая душа образования, вместе с философией, моралью, поэзией. Роман Ф. Шлегеля «Люцинда» считается «манифестом» романтической школы; в основе его - идея о тождестве жизни и поэзии. Основные работы: «О школах греческой поэзии», «Философия истории», «Об эстетических достоинствах греческой комедии», «История поэзии греков и римлян», «Лекции по истории древней и новой литературы», «Разговор о поэзии».

Шлейермахер, Фридрих(1768-1834) – немецкий теолог и философ, один из предшественников философской герменевтики.  Ф. Шлейермахеру принадлежит классический перевод Платона на немецкий язык. Учёный создал целостный образ религиозно-эстетического мировоззрения в духе романтизма. Религию определял как «созерцание универсума», как чувство «зависимости» от бесконечного, считал её основой личное внутреннее переживание человека. Разрабатывал герменевтику - универсальное учение о понимании и интерпретации художественных текстов с целью воспроизведения первоначального замысла автора. В основе метода Шлейермахера - совмещение духовных миров интерпретатора и интерпретируемого. Методика герменевтики предполагает понимание целого через часть, а части – через целое; переход от предварительного понимания, через интерпретацию, к адекватному пониманию. Основные сочинения: «Доверительные письма о «Люцинде»», «Речи о религии к образованным людям, её презирающим», «Монологи», «Диалектика».

Шопенгауэр, Артур (1788-1860) – немецкий философ, основоположник иррационализма в европейской философии. Учение А. Шопенгауэра послужило важнейшим импульсом к развитию «философии жизни». А. Шопенгауэр выступил против гегелевского рационализма, противопоставив рационалистическому вектору развития европейской философии иррационалистическое направление; тезису рационалистов о разумности мира противопоставил тезис о том, что мир неразумен, т.к. человеком управляет не разум, а действие слепой, бессознательной, бессмысленной силы – «воли к жизни», которая соблазняет нас обманчивыми «приманками». При этом оптимизм – самая безжалостная и бессовестная издёвка жизни; по мнению философа, человеку следует принять ту истину, которую узрели древние индийцы: погасить в себе волю к жизни. Главные работы: «Мир как воля и представление», «Две основные проблемы этики», «Афоризмы житейской мудрости».

Шпенглер, Освальд (1880–1936) — немецкий философ, историк и теоретик куль­туры, представитель «философии жизни». Его концепция цикличе­ского развития культуры оказала громадное влияние на культурологическую мысль ХХ в. Философ резко противопоставил понятия куль­туры и цивилизации; ввёл в науку понятие «гештальта» - символического образа души культуры. Выступал против глобальных схем эволюции культуры как единого восходящего процесса, где европейская культура выступала как вершина развития человечества. Мировая культура в концепции О. Шпенглера предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свои темпы развития и отведенное ей время жизни. Каждая культура, подобно живому организму, проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. В своём развитии культуры проходят три этапа: раннюю мифо-символическую культуру, метафизико-религиозную высокую культуру и позднюю цивилизационную стадию. В жизни каждой культуры Шпенглер выделял две линии развития: восходящую (культуру в собственном смысле) и нисходящую (цивилизацию). Первая характеризуется развитием органических начал культуры, вторая — их «окостенением» и превращением в механистические, выражающиеся в развитии техники, разрастании городов в мегаполисы, появлении массовой культуры, превращении региональных форм в мировые. При этом переход культуры в фазу цивилизации означает её конец, или закат. Основное произведение: «Закат Европы» (в 2-х тт.)

 Шубарт, Вальтер (1897–1942) - немецкий философ. Один из немногих западных философов, известных искренней симпатией к России и русскому народу. Сравнивая культурные характеристики русского народа и народов Западной Европы, В. Шубарт пришёл к выводу о непригодности европейских моделей для России, а также предсказал предстоящую катастрофу западной цивилизации. При этом философ надеялся на то, что Европа будет спасена «славянской душой». Именно в этом В. Шубарт видел призвание русской цивилизации. Философ подверг резкой критике русское западничество, стремившееся перенести в Россию западные идеи. Основные работы: «Европа и душа Востока», «Достоевский и Ницше», «Духовный поворот от механики к метафизике», «Религия и эрос».

Эко, Умберто (р. 1932) — итальянский исто­рик культуры, писатель-постмодернист, филолог, философ, семиотик, культуролог. Теоретик постмодернизма, автор романов, эссе, книг по истории культуры средневековья, проблемам семиотики. Учёный считает, что признаки постмодернистского видения свойственны любой эпохе в периоды духовного кризиса. Явление постмодернизма У. Эко связывает с «истаиванием» индивидуального субъекта и отсутствием личностного стиля, поддерживающего традицию. В рамках постмодернизма нарушается общность культуры писателя и читателя, когда возникает непонимание между ними, обусловленное незнанием эстетических «правил игры». Учёный подчеркивает, что постмодернизм представляет собой поэтическое осмысление кризисного состояния мира, в котором разрушены позитивистские концепции знания, и рационалистическая традиция перестает быть приемлемой. Основные произведения: «Эстетическая проблематика у Фомы Аквинского», «Открытое произведение», «Поэтика Джойса», «Трактат по общей семиотике», «Имя розы», «Путешествия в гиперреальность», «Пять эссе на темы этики», «Внутренние рецензии», «Маятник Фуко», «Остров Накануне», «Баудолино», «Остров вчерашнего дня», «Документы по Новому Средневековью» и др..

Элиаде, Мирче (1907-1986) – румынский философ культуры и писатель. Крупнейший религиовед ХХ века, выдающийся исследователь мифологии. Основал журналы «История религий» и «Журнал Религии»; является также автором ряда литературных произведений, большинство из которых связаны с идеей мира, скрытого за повседневной действительностью. Основные работы: «Миф о вечном возвращении»; «Йога. Свобода и бессмертие»; «Религии Австралии»; «От Залмоксиса до Чингиз-хана»; «История веры и религиозных идей», «От каменного века до Элевсинских мистерий» и др.

Юнг, Карл Густав (1875–1961) — выдающийся швейцарский психолог, психиатр, психоаналитик, философ, теоретик культуры. Один из основоположников и ведущих представителей психоаналитической концепции культуры. Виднейший исследователь мифологии разных народов. Развивал учение о коллективном бессознательном – глубинном, трансперсональном уровне человеческой психики. В символических образах - «архетипах» - видел источник общечело­веческой символики, мифов и сновидений. Архетипы, согласно концепции К.Г. Юнга, представляют собой символическое содержимое коллективного бессознательного. Основные работы: «Психологические типы. Психология индувидуации», «Архетип и символ», «Шесть архетипов», «Человек и его символы» и др. 

Ясперс, Карл (1883–1969) — немецкий философ и историк культуры, представитель экзистенциализма. Основные тру­ды посвящены  проблематике смысла, происхождения и цели человече­ской истории. Учёный считал, что истинное бытие не познаётся наукой, а осознаётся душой человека при помощи философии. Философско-историческая концепция К. Ясперса представляет собой вариант экзистенциального постижения истории; концепция выстраивается на основе эмпирических фактов. Учёный выделяет истоки истории – «доисторию», определяет цель истории – будущее. Центральное понятие в теории К. Ясперса – «осевое время», охватывающее исторический период за последние 6 тысяч лет. Философ исследовал проблемы соотношения «осевого времени» и современности.Ввёл понятие «философской веры», которая отличается от религиозной тем, что основана на размышлении, а не на откровении.Важнейшей целью философии К. Ясперс считал помощь человеку в осознании своего места в мире. Основные работы: «Смысл и назначение истории», «Истоки истории и её цель», «Об истине», «Ницше и христианство», «О европейском духе», «Философская вера» и др.

 

 

Библиографический список.

 

1. Викторов, В.В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособие / В.В. Викторов– М.: Вузовский учебник, 2009.  – 336 с.

2. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1972. – 318 с.

3. Гуревич, А. Я. Культура Средневековой Европы / А. Я. Гуревич. – М., 2007. – 473 с.

4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М.: Академический проект, 2009. - 552 с.

5. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов – М.: Аспект – Пресс, 2000. – 591 с.

6. Жидков, В.С., Соколов, К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. – СПб.: Алетейя, 2001.  – 640 с.

7. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2 кн. / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 2003. – 592 с.

8. Кнабе, Г. С. Культурология. История мировой культуры / Г. С.  Кнабе и др. — М.: Академический проект, 2003. – 416 с.

9. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры / И.В. Кондаков. - М.: Аспект-Пресс,  1997. – 466 с.

10.  Кравченко, А. И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Gaudeamus, 2008. - 496 c.

11.  Кравченко А.И. Культурология: Словарь / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2000. – 356 с.

12.  Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Альфа-М - ИНФРА-М, 2009. – 413 с.

13.  Культурология: учеб. пособие / под. ред. В.М. Доброштана. – СПб.: СПбГУТД, 2005. - 153 с.

14.  Культурология: учеб. для вузов./ под ред. М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2010. – 566 с.

15.  Культурология: энциклопедия: в 2-х т./ под ред. С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН. – 2007. - Т. 1. – 1391 с. – Т. 2. – 1183 с.

16.  Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М.: Прогресс – Академия, 2007. – 376 с.

17.  Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. – М.: Академический проект, 2008. – 303 с.

18.  Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб., 2008. – 704 с.

19.  Марков, А.П. Отечественная культура как предмет культурологии / А.П. Марков. – СПб.: СПбГУП, 1996. – 288 с.

20.  Марков, Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

21.  Махлина, С. Т. Словарь по семиотике культуры / С. Т. Махлина. – СПб: Искусство – СПб., 2009. – 752 с.

22.  Панарин, А.С. Россия с циклах мировой истории / А.С. Панарин.. – М.: Изд-во МГУ, 1999. –288 с.

23.  Панарин, А.С. Русская культура перед вызовом постмодернизма / А.С. Панарин.- М.: ИФ РАН, 2005. - 188 с.

24.  Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие / А.П. Садохин. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. – 288 с.

25.  Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СП.: Питер, 2008. – 592 с.

26.  Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991. -732 с.

27.  Толерантность в культуре и процесс глобализации / Учреждение Российской академии наук. Ин-т философии РАН, Академия гуманитарных исследований. – М.: Гуманитарий, 2010. - 488 с.

28.  Шпенглер, О. Закат Западного мира: Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. / О. Шпенглер. – М.: Академический проект, 2009. – Т. 1. – 764 с. – Т. 2. - 648 с.

29.  Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с.

30.  Хоруженко, К.М. Культурология: энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону, 1997. – 327 с.

31. Чурилова, Г.А. Деловые и ролевые игры в процессе оптимизации современных технологий высшего образования / под ред.проф. Ю.В. Манько// Г.А. Чурилова, Д.А. Ермин. – СПб.: СПбГУТД, 2010.

32.  Шендрик, А.И. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А.И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.

33.  Юнг, К. Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. – М.:  Университетская книга, 2006. – 368 с.

34.  Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М., Прогресс, 1994. – 426 с.

Электронные источники

1. Новая философская энциклопедия //www.terme.ru.

2. Энциклопедия // krugosvet.ru.

3. Энциклопедия Кольера //dic.academic.ru.

4. Философия науки и техники //www.terme.ru.

5. Современная западная философия. //www.terme.ru.

6. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов //www.terme.ru.

7. Философская энциклопедия  // dic.academic.ru.

8. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989 //www.terme.ru.

9. Большой энциклопедический словарь // dic.academic.ru.

10.  Современная энциклопедия //dic.academic.ru.

 

Тесты для самоконтроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: