Тема 2. Конституционное развитие зарубежных стран

Социально-экономические отношения в зарубежных странах. Под экономической системой понимают широкий комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Опыт экономики развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений: чем совершеннее рыночные механизмы и регуляторы, тем эффективнее рыночные отношения. Наиболее значимыми структурными элементами экономической системы современного государства являются собственность и труд.  Термин собственность обычно понимается в 2 смыслах: как форма присвоения благ, отношения между людьми по поводу присвоения благ и как имущество. В первом случае - это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. Собственность может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам.Обычно собственность делится на 2 вида: публичную и частную. Субъектами публичной собственности могут быть: государство, субъект Федерации, местная самоуправляющаяся территориальная общность, полит. партия, церковь, профсоюз. Субъектами права частной собственности могут выступать: физ. лица, юр. лица. Имущество может переходить в публичную собственность и наоборот. Перевод имущества в публичную собственность именуется национализацией, а из публичной в частную - приватизацией. Чтобы исключить или по крайней мере ограничить злоупотребления при проведении национализации Конституции всегда устанавливали определенные гарантии и механизм проведения указанной процедуры. Труд - это средство для жизни, источник существования. В современных конституциях так называемой третьей волны и других источниках права содержатся определенные гарантии, стимулирующие и охраняющие труд человека.  Следует особо подчеркнуть, что конституции, принятые после 1970-х идут еще дальше, возлагая на государство определенные обязанности в этой сфере. Основу правового регулирования эконом. системы составляют конституционные принципы, т.е. основополагающие правовые положения, устанавливающие рамки деятельности самой системы. Одним из основных принципов является выравнивание жизненного уровня. Важное значение приобрел принцип гос. планирования. Наряду с планирование эконом. отношений в зарубежных конституциях и текущем законодательстве получили развитие принципы, направленные на обеспечение честной конкуренции и недопущение частных монополий. Сегодня можно выделить 2 обобщенные модели регулирования экономики: Западную (реактивная, основывается на необходимости вовлечения государства тогда, когда обнаруживаются неудачи рыночного механизма); Японскую (ориентирована на превентивные действия, компенсирующая определенные несовершенства рынка даже при нормальном функционировании рыночного механизма, закрепляя за государством легитимную роль в разработке и реализации соц-эконом. политики). Все большее значение приобретает регулирование соц. системы, под которой понимают целостный комплекс соц. отношений, сложившихся в данном обществе и основанный на определенном равновесии интересов различных его слоев. При нарушении такого равновесия возникают соц. конфликты, характеризующиеся различной степенью остроты и направленности. поддержанию равновесия системы способствует право в целом, особенно его ведущая отрасль - конституционное право. Наиболее крупные и важные блоки отношений, регулируемые в настоящее время конституциями зарубежных государств: это отношения между трудом и капиталом, межнациональные отношения, охрана брака и семьи, вопросы экологии, здравоохранения и соц. обеспеченность.

Политические отношения в зарубежных странах. Политические отношения - один из основополагающих элементов любой полит. системы, который является её важнейшей характеристикой, поскольку именно форма и структура полит. отношений непосредственно влияют на образ жизни всего общества. Рыночная экономика может существовать как в авторитарных, так и демократических полит. системах, но именно полит. отношения задают весь фон обычной жизни человека. В структуре полит. отношений можно обнаружить как духовную составляющую, связанную с процессами познания и обретения полит. сознания, идеологии, так и материальную, поскольку в результате их осуществления в обществе происходят реальные, осязаемые изменения. Среди уровней существования полит. отношений выделяют: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный, внешнеполитический, внутриполитический. Кроме этого, они могут иметь вертикальную и горизонтальную упорядоченность (например, тоталитаризм и демократизм), а по механизму своего проявления они делятся на стихийные и сознательные. Полит. отношения определяют как взаимодействие соц. групп, личностей, соц. институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании соц. процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства. На современном этапе развития научного знания выделяют следующие типы полит. партий: отношения сотрудничества, взаимодействия, полит. единства и отношения подчинения, господства и эксплуатации. Существует множество сторон, между которыми устанавливаются полит. отношения. При этом одни участники полит. отношений служат носителями полит. действия и называются субъектами политики, другие выступают в качестве её объектов, т.е. таких фрагментов полит. реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых полит. действие направлено. Полит. отношения рассматриваются в 2 аспектах - статике и динамике. В результате осуществления полит. отношений происходит воспроизводство (регенерация) полит. процесса и системы, накопление и трансляция полит. идей, знаний, опыта, ценностей.

Религиозные организации в зарубежных странах. Религиозные конфессии и общины, которые представляют отделения крупнейших мировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) - безусловно мощный фактор влияния на сознание людей, их поведение, взгляды на мир и политику. Христианские церкви, как правило, не участвуют в полит. жизни, ислам же в ряде стран - самая активная полит. сила. Уровень взаимодействия государства с религиозными объединениями определяется правовыми основаниями, особенностями и глубиной духовной и правовой культуры в обществе, религией, которая в нем превалирует, и религией, которая повлияла на развитие государства в большей степени. По критерию конфессионального взаимодействия выделяют следующие типы государств: теократические, государства с гос. религией, светские, атеистические. Следует учитывать разницу между понятиями "конфессия" и "религиозная община". Конфессия - религиозная структура, которая чётко оформлена, имеет определенную иерархию, руководящие органы, свои догматы, священные книги, построена по определенной схеме. Община кроме профессиональных священнослужителей включает в себя и прихожан. Существует несколько моделей взаимоотношений государства и религиозных объединений. Очевидно, что самая оптимальная - взаимный нейтралитет и невмешательство в дела друг друга, а еще лучше - невмешательство и взаимная помощь. В некоторых странах назначаются гос. служащие по делам религии - вспомогательные органы для взаимной помощи, координации отношений в сфере религии. Очевидно, что самая неудачная модель взаимоотношений государства и религии складывается тогда, когда существует конфликт между ними.  Следует упомянуть об общ. организациях особого рода - общ- организациях конфессионального (клерикального) типа. Это не группы прихожан во главе со священником, а организации светского характера, являющиеся как бы вспомогательными организациями религ. конфессий. Они объединяют верующих, принадлежащих к одной церкви, которые стремятся распространять идеи своей религии и совершать благородные деяния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: