Тема 1. Предмет, методы и источники конституционного права зарубежных стран. Конституции зарубежных стран

Предмет и методы конституционного права зарубежных стран. Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более – пресечение возможности злоупотреблений и произвола с её стороны.

Конституционное право – категория многоплановая. В науке КП она рассматривается в 3 аспектах: как отрасль права; как наука; как учебная дисциплина. КП как отрасль права в любом государстве – составная часть его национальной правовой системы. Основными критериями для уяснения сущности отрасли КП являются предмет и методы правового регулирования. Сфера отношений, регулируемых нормами КП – предмет этой отрасли права. Предметом КП является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактически отношения по поводу:

1) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

- народовластие

- гос. суверенитет

- разделение властей

- форма правления

- форма гос. устройства

- субъекты гос. власти

- способы реализации гос. власти

- избирательное право и избирательная система

2) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

- принципы правового статуса личности

- основные права, свободы и обязанности

- гарантии прав и свобод

- гражданство

Методы КП – совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общ. отношения:

1) управомочивающий (закрепляет компетенцию гос. органов, права автономий, субъектов федерации и т.д)

2) обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием)

3) дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению)

4) запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия)

       Таким образом, КП может быть определенно как система норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность это власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права. КП представляет собой определенную систему правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих реализацию и защиту основных прав и свобод человека, развитие демократических общественных институтов, построение и функционирование государства и его институтов.

Конституционно правовые отношения и субъекты. Конституционно-правовые отношения – это отношения, урегулированные нормами КП. Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют значимые для общества отношения, направленные на осуществление гос. власти, суверенитета народа, а также на обеспечение свободы личности. Им свойственны такие признаки, как политический характер и массовость. Конституционные отношения, целями которых выступают социально-экономические и политические ценности, составляют предмет регулирования данной отрасли национального права. Для возникновения, изменения и, прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт или их совокупность. Для конституционных отношений характерны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность), но отличаются своей направленностью, составом и сложным характером юридических связей между участниками данных общ. отношений. Объектом конституционных отношений выступает материальная или духовная реальность, по поводу которой вступают в отношения данные субъекты (власть, суверенитет, свобода и достоинство личности). Особенностью указанных правоотношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти. Можно утверждать, что конст. отношения определяются во многом характером властеотношений, т.е. отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их политическая направленность несомненна. Нередко реализация конст. норм сопровождается возникновением управленческих, имущественных и некоторых иных отношений. Субъекты конституционного права можно подразделить на 4 большие группы: физ. лица, гос. образования, органы государства и негос. объединения. К физическим лицам (индивидам) относятся: граждане (поданные); иностранцы; лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны; лица без гражданства (апатриды). В ряде стран особо выделяются такие категории физ. лиц как избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты, т.е. лица со спец. правоспособность. Реальный объем прав и обязанностей этих лиц определяется в зависимости от принадлежности их к той или иной вышеназванной категории. К грс. Образованиям относятся:       государство в целом (например, при конструировании своей национальной государственности); составные части государства (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования). Органы государства: центральные (общенациональные) органы гос. власти (парламент, глава государства, правительство, костит. Суд и т.д.); региональные органы власти, органы гос власти субъектов федерации); гос. органы местного управления.  К негосударственным объединениям относятся: общности людей – народ, нации и иные этнические группы, население региона, автономии, админ-тер единицы и муниципальные образования; органы МСУ и управления;ассоциации граждан и коллективы публичного характера. В период избират. кампаний велика роль политических партий как активных участников конст. и полит. отношений, призванных формировать и выражать волю граждан, участвовать в общ. акциях, выборах и референдумах. Во многих государствах Востока особый привилегированный статус имеют национальные организации и церковь.

Источники конституционного права зарубежных стран.Источники КП – это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: конституции (за исключением некоторых стран, преимущественно мусульманских);законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государства и исполнит. власти); судебно-правовые акты (особенно прецеденты в англосаксонском праве); правовые обычаи; публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные); религиозные источники (главным образом в монархиях стран Востока по вопросу престолонаследия; в ряде мусульманских государств – Коран заменяет Конституцию или стоит выше её). В каждом государстве – своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как едином целом. Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает Конституция – основной источник права, имеющий универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты. Другим главным источником данной отрасли права является закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после Конституции юрид. силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые отношения. Различают законы: Конституционные (в ряде государств вносят изменение в конституцию или дополняют её, либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено основным законом); Органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции); Обычные (ординарные) законы, регулирующие менее важные общ. отношения, образующие предмет конституционного права (гражданство, статус депутата, парламента, выборы президента и др.); Чрезвычайные законы, позволяющие приостановить действие отдельных конст. норм. Нормы КП могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парлаентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа власти. Источником КП являются многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства и др.). Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих гос. органов не должны противоречить актам вышестоящим.  В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Италия, Франция). Чудаков М.Ф к группе подзаконных актов относит и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, уездов, регламенты представительных органов на местах). Норма КП содержатся и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударственных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования конституционных или политически значимых отношений. Отдельные межд. Договоры (например, о защите прав человека, об участии государства в межгос. объединениях) могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом и вступлении в действие имеют приоритет по сравнению с законом. В странах англосаксонской системы права (Великобритания, США, Канада и др.) широкое распространение получил судебный прецедент - образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел, как для участников спора (конкретного дела), так и для нижестоящих судов. В государствах с континентальной системой права (Франция, Германия, Италия и др.) его роль менее значима. К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конст. судов, конст. советов, верховных судов), дающих официальное толкование основного закона и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными. В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы, широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившееся в практике правила поведение субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые, и поэтому молчаливо санкционируемые государством.

Классификация конституций и их структура. Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает Конституция – основной источник права, имеющий универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Классификация конституций: I. По способу объективирования основного закона (т.е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя): 1. Писанные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно конституция состоит из:

1) Преамбулы (содержит торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы. Обычно не носит нормативного характера). 2) Основного текста (обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Сюда входят нормы о правах и свободах, об основах общ. строя, о системе и статусе гос. органов, о гос. символике, о порядке изменения конституции).

Различие в содержании конституций обусловлены разными обстоятельствами: временем их принятия, степенью демократичности государства, гос. устройством, субъективными факторами. 3) Заключительных положений (устанавливают порядок вступления конституции в силу). Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о гос. символах. 4) Переходных положений (определяют сроки вступления в действие отдельных конст. норм, которые не могут быть реализованы сразу; порядок и сроки замены прежних конст. институтов новыми). 5) Дополнительных положений (содержат толковательные нормы; отдельные исключения из общих правил; регулирование отдельных частных вопросов). 6) Приложений (в них может содержаться распределение компетенции между федерацией и субъектами). В некоторых случаях писаная конституция может состоять из нескольких документов (Израиль, Саудовская Аравия, Канада). 2. Неписаные конституции - составлены из законов, содержащих конст. нормы, судебных прецедентов и правовых обычаев. Неписаная конституция имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная, но её предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенна. II. По способу изменения, внесения поправок и дополнений: 1. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Применяются различные способы изменения юрид. конституций, которые можно подразделить на 3 стадии: инициатива изменения конституции (предоставляется либо парламенту, либо главе государства); одобрение предложенного проекта конституции; окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции. 2. Гибкие конституции - изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. III. по времени действия: 1. Временные - принимаются на установленный срок или до наступления определенного события. 2. Постоянные - имеющие неограниченный срок действия. IV. По способу принятия конституции: 1. Представительным органом; 2. Избирательным корпусом; 3. Исполнительной властью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: