Раздел I. Социальная работа: сущность и содержание в отечественных и зарубежных теоретических парадигмах и научных подходах

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Институт социальных технологий

Кафедра социальной работы

 

                                       УТВЕРЖДАЮ

 

                                       Директор института

социальных технологий

__________И.А. Козырева

Рабочая программа дисциплины (модуля)

 

«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Направление подготовки

Социальная работа

 

 

Сыктывкар - 2019


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 39.03.02– социальная работа.

 

Автор: Чабанова С.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры социальной работы, протокол от «_____» ___________ 2019 г. № ___.

 

Заведующий кафедрой       _________________ С.С. Чабанова    

                                                                        (подпись)

 

Руководитель

основной профессиональной

образовательной программы _________________ С.С. Чабанова

                                                              (подпись)

 

 

 

 

1. Цель и задачи учебной дисциплины

 

Цель учебной дисциплины «Теория социальной работы» состоит в формировании системных знаний о теории и методологии социальной работы, направленных на обеспечение социальных изменений в обществе, удовлетворение потребностей людей в усилении и восстановлении способностей социального функционирования.

Задачи:

- изучить основные понятия, категории, принципы и закономерности социальной работы;

- изучить основные теории и модели социальной работы;

- изучить основные этапы развития методологии социальной работы;

- изучить направления, уровни, формы и методы социальной работы;

- сформировать систему знаний о проблемах и ориентирах развития теории социальной работы в XXI веке.

Данная дисциплина является логическим продолжением таких дисциплин, как «Введение в профессию социальная работа», «Основы социального государства и гражданского общества», «История социальной работы» и опирается на знания, умения и навыки, сформированные в рамках их освоения.

Для освоения дисциплины «Теория социальной работы» необходимо, чтобы студенты:

· владели основами культуры мышления, обобщения, анализа, восприятия информации;

· осознавали социальную значимость своей будущей профессии;

· знали основы современной концепции развития социального государства;

· знали основы социальной работы;

· умели давать объективную оценку различным социальным процессам и явлениям, происходящим в обществе;

· понимали потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем.

Результаты изучения дисциплины «Теория социальной работы» лежат в основе изучения таких дисциплин, как «Технология социальной работы», «Зарубежный опыт социальной работы», «Управление в социальной работе» и др.

2.  Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:

ОПК-2 Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· проблемы социального развития в условиях модернизации общества;

· категории, принципы и закономерности социальной работы;

· основные теории, концепции и модели социальной работы;

· основные этапы развития методологии социальной работы;

· направления, уровни, формы и методы социальной работы;

· проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке;

уметь:

· применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействовать социальным изменениям в обществе, функционированию социальных систем;

владеть:

· основными теориями социальной работы, методиками и навыками анализа проблем социальной работы, специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия.

 

3. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 кредитные зачетные единицы, 144 часа.

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего часов –180 (5 зачетных единиц).

Аудиторные занятия – 60 часов (30 ч. – лекции, 30 ч. – практические занятия), Самостоятельная работа – 84 часа. Контроль – 36 часов.

 

№ п/п

раздел, тема дисциплины

виды учебной работы и трудоемкость

(в часах)

формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) и промежуточной аттестации

 
лек-ция прак-тичес-кое заня-тие само-стоя-тель-ная рабо-та  
1. П Социальная работа как феномен общественного развития 2 2 4 проверка конспекта лекции, словарный диктант, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
2. Проблемы методологии социальной работы 4 4 8 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
3. История становления и развития социальной работы как науки 4 4 8 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
4. Теоретические парадигмы и модели социальной работы 4 2 6 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
5. Проблемы научной идентификации социальной работы. 1 4 6 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
6. Философские основания теории социальной работы 2 - 4 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
7. Психологические и педагогические основы теории социальной работы 1 - 4 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
8. Социология и социальная работа 1 - 4 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
9. Системный подход в социальной работе. Структура и содержание теории социальной работы 1 - 4 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
10. Человек как объект целостного познания в социальной работе - 2 4 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  

Раздел ІІ. Теоретические основы практики социальной работы и социального образования

11. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы 2 - 4 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
12. Социальная работа и проблемы общественного развития 2 4 6 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
13. Социальная политика как фактор развития социальной работы 2 4 6 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
14. Проблемы эффективности в социальной работе 2 - 4 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
15. Актуальные вопросы социального образования 2 - 4 проверка конспекта лекции, выполнения заданий для самостоятельной работы, контрольная работа  
16. Тенденции и ориентиры развития теории и практики социальной работы в ХХI веке - 4 8 проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  

ИТОГО: 180 часов

30 30 84 Форма промежуточного контроля – ЭКЗАМЕН (36 ЧАСОВ)  

 

 

Количество часов по учебному плану

(заочная форма обучения)

Всего часов –180 (5 зачетных единиц).

Аудиторные занятия – 274 часов (14 ч. – лекции, 10 ч. – практические занятия), Самостоятельная работа – 147 часов. Контроль – 9 часов.

 

№ п/п

раздел, тема дисциплины

виды учебной работы и трудоемкость

(в часах)

формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) и промежуточной аттестации

 
лек-ция прак-тичес-кое заня-тие само-стоя-тель-ная рабо-та  

Раздел І. Социальная работа: сущность и содержание в отечественных и зарубежных теоретических парадигмах и научных подходах

1. Социальная работа как феномен общественного развития 1 - 8 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
2. Проблемы методологии социальной работы 3 - 10 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
3. История становления и развития социальной работы как науки 4 - 10 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
4. Теоретические парадигмы и модели социальной работы 4 - 10 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
5. Проблемы научной идентификации социальной работы. 4 - 8 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
6. Философские основания теории социальной работы - - 8 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
7. Психологические и педагогические основы теории социальной работы - - 8 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
8. Социология и социальная работа - - 8 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
9. Системный подход в социальной работе Структура и содержание теории социальной работы - 2 8 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
10. Человек как объект целостного познания в социальной работе - - 10 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  

Раздел ІІ. Теоретические основы практики социальной работы и социального образования

11. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы - 2 10 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
12. Социальная работа и проблемы общественного развития - - 10 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
13. Социальная политика как фактор развития социальной работы - 2 10 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
14. Проблемы эффективности в социальной работе - - 8 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
15. Актуальные вопросы социального образования - - 10 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  
16. Тенденции и ориентиры развития теории и практики социальной работы в ХХI веке - 4 10 устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы  

ИТОГО:

14 10 147

Форма промежуточного контроля – ЭКЗАМЕН – 9 часов

 


Содержание дисциплины



Раздел I. Социальная работа: сущность и содержание в отечественных и зарубежных теоретических парадигмах и научных подходах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: