Вопросы для обсуждения:
1. Тенденции оформления древнейших представлений о процессе помощи.
2. Оформление научных подходов к осуществлению социальной помощи и благотворительности во второй половине XIX - начале XX века.
3. Становление теоретических концепций социальной работы.
4. Психоаналитическая теория, теория социального научения, теория социальных систем, теории действия и человеческого поведения: сущностные характеристики и их влияние на становление теоретических концепций социальной работы (З. Фрейд, Б. Скиннер, Ж. Писаже, К. Левин и др.).
5. Практическая деятельность и вклад в развитие теории социальной работы М. Ричмонд, Д. Лоуэлл, Д. Адамс, Б. Райнольдс, А. Соломон и др.
6. Особенности развития социальной работы во второй половине XX века. Влияние социологических школ на формирование организационного уровня практики социальной работы (Э. Гофман, М. Залд, Р. Кантер, М. Фоллет, Р. Мертон и др.).
7. Американская и европейская модели социальной работы.
8. Особенности развития социальной работы в конце XX века. Значение структурно-функционального подхода для развития социетального уровня социальной работы (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, А. Маршалл и др.).
|
|
Контрольные вопросы:
1. Как можно охарактеризовать представления о помощи и поддержке нуждающихся в древности?
2. Чем отличаются подходы к поддержке нуждающихся в период Нового времени?
3. Каковы основные подходы к проблемам пауперизма и нищенства на рубеже XIX-XX вв.?
4. Как можно охарактеризовать научный этап развития социальной работы?
5. Назовите первые теории и методики социальной работы.
6. Назовите представителей Чикагской школы.
7. В чем суть тенденций «от теории к практике» и «от практики к теории» в развитии научной мысли области социальной работы?
8. Назовите парадигмы социальной работы, получившие развитие в 1960-1970-е гг.
9. В чем заключается отличие традиционной (диагностической) научной школы социальной работы от функциональной?
10. В чем заключается дискуссионный характер проблемы периодизации истории социальной работы?
Практическое занятие № 5.
История становления и развития социальной работы как науки.
Основные тенденции и этапы становления отечественной теории социальной работы
Вопросы для обсуждения:
1. Тенденции древнейших представлений о процессе помощи и взаимопомощи.
2. Теоретические подходы к общественному и частному призрению. Концепция «милосердия» и концепция «призрения» как фазы донаучного осмысления помощи нуждающимся.
3. Отечественные исследования проблем развития социальной помощи (В. Ленин, П. Сорокин, П. Кропоткин, В. Ключевский, Е. Максимов и др.).
|
|
4. Научная парадигма социального обеспечения. Социальное обеспечение как этап становления классовых подходов к помощи и защиты нуждающихся.
5. Особенности развития теории и практики социальной работы в конце XX – начале XXI века. Социальная работа как новый этап осмысления поддержки и защиты нуждающихся.
6. Сходства и различия западной и отечественной теоретических парадигм социальной работы.
Контрольные вопросы:
1. Какие тенденции характерны для развития социальной помощи, благотворительности, призрения и социальной работы в России?
2. Определите роль благотворительности в истории становления отечественной теории социальной работы.
3. Обозначьте основные идеи организации государственной системы общественного призрения и ее историческое значение.
4. В чем специфика социального развития России и как она повлияла на становление социальной науки и практики?
5. Каковы особенности становления отечественной парадигмы социальной работы?
6. Обоснуйте роль зарубежных ученых в становлении теории социальной работы.
Практические задания для самостоятельной работы студентов:
Ознакомьтесь с работой П.А. Сорокина «Социология революции» (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 266-294) и предисловием данного сборника А.Ю. Согомонова «Судьбы и пророчества Питирима Сорокина» (С. 5-24) и составьте конспект с ответами на следующие вопросы:
1. Учитывая междисциплинарный подход в теории социальной работы, обратите внимание каким образом П. Сорокин формулирует задачи перед историком и социологом при анализе исторических явлений (к этой дефиниции необходимо повторное возвращение при рассмотрении темы «Теория повседневности и социальная работа»).
2. На основе предложенного текста сформулируйте определение таких терминов как «революция» и «реформы». В чем их принципиальное различие?
3. Перечислите массовые инстинкты масс и прокомментируйте их влияние на социальную стабильность общества.
4. Какое определение П.А. Сорокин дает обществу и социальному порядку?
Практическое занятие № 6.