(демонстрационный вариант бланкового тестирования)
Инструкция: необходимо выбрать один или несколько вариантов правильных ответов.
1. Теория социальной работы является по содержанию:
1)технической наукой;
2)прикладной наукой;
3)естественной наукой;
4)социально-гуманитарной.
2. По научному статусу теория социальной работы является:
1)фундаментальной наукой;
2)прикладной наукой;
3)преимущественно прикладной, но разрабатывает и теоретические проблемы;
4)не является наукой.
3. Как научная теория социальная работа имеет:
1)объект и предмет исследования;
2)объект и субъект, функции, категориальный аппарат;
3)объект и предмет исследования, категориальный аппарат, закономерности и принципы, функции;
4)субъект, формы, средства, функции, закономерности.
4. Система взглядов и представлений по использованию и объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению – это:
|
|
1)теория социальной работы;
2)философия;
3)социальная геронтология;
4)технологии социальной работы.
5. Закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе – это:
1)функции теории социальной работы;
2)предмет теории социальной работы;
3)объект теории социальной работы;
4)принципы социальной работы.
6. Методологическими принципами теории социальной работы выступают:
1)принцип детерминизма, принцип гносеологического подхода;
2)принцип личностного подхода;
3)принцип единства сознания и деятельности, принцип развития;
4)верны ответы 1–3.
7. Как научную теорию социальную работу можно рассматривать на следующих уровнях:
1)индивидуальном, групповом, общинном;
2)мета-, макро-, мезо-, микроуровнях;
3)национальном, групповом, индивидуальном;
4)правильного ответа нет.
8. Задачей данного уровня теории социальной работы выступает разработка общих теоретических основ социальной работы, выявление базисных принципов ее формирования:
1)метауровень;
2)макроуровень;
3)микроуровень;
4)мезоуровень.
9. На данном уровне социальная работа выступает как теория социально-административной работы, где в качестве основного субъекта помощи выступают общество и государство – это:
1)метауровень;
2)макроуровень;
3)микроуровень;
4)мезоуровень.
10. Как теория, социальная работа на данном уровне связана с групповыми процессами, которые рассматриваются в контексте процессов помощи и взаимопомощи – это:
1)метауровень;
2)макроуровень;
3)микроуровень;
4)мезоуровень.
11. Функции теории социальной работы. Выберите правильный ответ:
|
|
1)теоретико-методологическая, прикладная, гуманистическая;
2)реабилитационная, экспертная, оценочная;
3)проективная, моделирующая, гуманистическая;
4)информационная, защитная, реабилитационная.
12. Большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей в наиболее существенных отношениях – это:
1)государство;
2)социум;
3)группа;
4)коллектив.
13. Отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств – это:
1)принципы;
2)методы;
3)понятия;
4)категории
14. Наиболее общие фундаментальные для данной системы научных знаний понятия – это:
1)категории;
2)термины;
3)принципы;
4)правильного ответа нет.
15. Структурируя понятия и категории социальной работы, их можно разделить на:
1)объективные и субъективные;
2)собственные, относящиеся к социальной работе по преимуществу, не специфические для социальной работы;
3)философские, психологические, педагогические;
4)общие и частные.
16. В группу собственных категорий социальной работы относят:
1)социум, социальное пространство, социальная работа, государство;
2)консультирование, социальный патронаж, социальная защита;
3)социальная работа, социальный работник, социальное обслуживание, адресная социальная помощь;
4)клиент, субъект, объект, принципы, социальный работник.
17. Какая категория социальной работы является заимствованной:
1)социальная работа;
2)социальное обслуживание;
3)социальный работник;
4)развитие.
18. Какая категория социальной работы является собственной:
1)государство;
2)политика;
3)социальное пространство;
4)социальный работник.
19. Выделение процесса помощи из многих сфер жизнедеятельности впервые произошло в:
1)Киевской Руси;
2)Древней Греции;
3)США, в ХIХ в.;
4)Древнем Риме.
20. В какой работе Аристотель рассматривал вопросы благотворительности:
1)Законы;
2)Государство;
3)Политика;
4)О милосердии.
21. Основным носителем благотворительности и призрения в период раннего (V–ХI вв.) и классического средневековья (ХI–ХV вв.) становится:
1)церковь;
2)общество;
3)государство;
4)семья.
22. Теоретическое осмысление сущности помощи и поддержки нашло отражение в важнейших трудах мыслителей церкви. Исключите неверный ответ:
1)Иоанна Златоуста;
2)Григория Богослова;
3)Франсуа Рабле;
4)Иоанна Дамаскина.
23. В каком веке за рубежом оформляются идеи государственного подхода к поддержке нуждающихся:
1)ХIV;
2)ХVIII;
3)ХIX;
4)начале ХХ в.
24. Какие социальные патологии изучались в ХIХ в. за рубежом. Исключите неверный ответ:
1)пьянства;
2)проституции;
3)суицида;
4)инвалидизма.
25. Кто впервые описал метод индивидуальной работы:
1)Алиса Соломон;
2)Зигмунд Фрейд;
3)Мэри Ричмонд;
4)Хелен Перлман.
26. Кто является автором работы «Социальные диагнозы»:
1)Джейн Адамс;
2)Мэри Ричмонд;
3)Эмиль Дюркгейм;
4)Зигмунд Фрейд.
27. Кто заложил основы диагностической школы социальной работы:
1)Мэри Ричмонд;
2)Джейн Адамс;
3)Эмиль Дюркгейм;
4)Дж. Тафт.
28. В основу своих теоретических построений диагностическая школа социальной работы поставила:
1)процесс взаимодействия социального работника и клиента;
2)социальный диагноз;
3)принципы взаимодействия;
4)методы.
29. В основу своих теоретических построений функциональная школа социальной работы поставила:
1)процесс взаимодействия социального работника и клиента;
2)социальный диагноз;
3)принципы;
4)методы.
30. В отечественной теории основы «теории милосердия» были заложены в:
1)«Русской правде» Я. Мудрого;
2)«Изборнике – 1076»;
3)«Домострое»;
4)«Политике» Ю. Крижанича.
|
|
31. Научное обоснование социального обеспечения в отечественной теории начинается в:
1)начале ХХ в.;
2)20–30-е гг. ХХ в.;
3)50-е гг. ХХ в.;
4)конце ХХ в.
32. Разновидность человеческой деятельности, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности; семьи и других социальных групп:
1)социально-педагогическая деятельность;
2)социальная работа;
3)экономическая деятельность;
4)психосоциальная работа.
33. Специалист, в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших проблем:
1)психолог;
2)юрист;
3)социальный педагог;
4)социальный работник.
34. Система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальным работником (социальной службой) для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержки их социального статуса и полноценной жизнедеятельности – это:
1)социальная помощь;
2)социальная реабилитация;
3)социальная коррекция;
4)социальный патронаж.
35. Деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации – это:
1)социальный патронаж;
2)социальное обслуживание;
3)социальное сопровождение;
4)социальная защита.
36. Выражают порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывает вполне определенные изменения других явлений или процессов:
1)категории;
2)принципы;
3)методы;
4)закономерности.
37. Содержание и направления социальной работы зависят от целей социальной политики государства – это:
1)социально-политические принципы;
|
|
2)объективная закономерность;
3)функция социальной работы;
4)субъективная закономерность.
38. Эффективность социальной работы закономерно зависит от уровня профессионального мастерства специалиста социальной работы – это:
1)объективная закономерность;
2)субъективная закономерность;
3)функция социальной работы;
4)организационный принцип.
39. Основные исходные положения, которые вытекают из установленных наукой закономерностей и в которых выражены требования к содержанию, методам, организации социальной работы – это:
1)категории;
2)методы;
3)правила;
4)принципы.
40. Принципы, которые лежат в основе всех наук об обществе, человеке, механизмах их взаимодействия – это:
1)социально-политические;
2)организационные;
3)общефилософские;
4)специфические принципы социальной работы.
41. Принципы, которые выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства – это:
1)организационные;
2)социально-политические;
3)специфические принципы социальной работы;
4)общефилософские.
42. Принцип социально-технологической компетентности, принцип единства прав и обязанностей, принцип стимулирования, принцип контроля входят в группу:
1)педагогических принципов;
2)специфических принципов социальной работы;
3)организационных принципов;
4)социально-политических принципов.
43. Принцип конфиденциальности, социального реагирования, принцип опоры на собственные силы, принцип профилактической направленности, принцип клиентоцентризма входят в группу:
1)специфических принципов социальной работы;
2)педагогических принципов;
3)общефилософских принципов;
4)организационных принципов.
44. Принцип развития, принцип детерминизма, принцип историзма входят в группу:
1)организационных принципов;
2)психолого-педагогических принципов;
3)общефилософских принципов;
4)методологических принципов.
45. Эта группа моделей теоретического осмысления социальной работы базируется на системной социологии (теории социальных систем):
1)психолого-ориентированные;
2)комплексно-ориентированные;
3)социолого-ориентированные;
4)психодинамическая модель.
46. В основе данной модели теоретического осмысления социальной работы лежат положения движения за права человека:
1)кризис-интервентная модель;
2)экзистенциальная модель;
3)социально-радикальная модель;
4)ролевая теория.
47. Ключевая идея данной модели социальной работы – преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды:
1)социально-педагогическая модель;
2)марксистская модель;
3)проблемно-ориентированные модели;
4)гуманистическая модель.
48. Эти теории и модели социальной работы основаны на приоритете познания закономерностей психологического развития и статуса человека в обществе:
1)психолого-ориентированные;
2)комплексно-ориентированные;
3)социолого-ориентированные;
4)когнитивная модель.
49. Огромное влияние на развитие этой модели социальной работы оказали теории гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу:
1)ролевая модель;
2)марксистская модель;
3)социально-педагогическая модель;
4)гуманистическая модель.
50. Эта группа моделей теоретического осмысления социальной работы подразумевает целостное видение социальных проблем человека:
1)психолого-ориентированные;
2)социолого-ориентированные;
3)комплексно-ориентированные;
4)социально-радикальная модель.
51. Развитие ролевой модели социальной работы связано с именем:
1)К. Роджерса;
2)Ф. Сартра;
3)З. Фрейда;
4)Я. Морено.
52. Развитие психодинамической модели социальной работы связано с именем:
1)З. Фрейда;
2)А. Маслоу;
3)А. Камю;
4)Дж. Мида.
53. Социально-педагогическая модель социальной работы относится к группе:
1)социолого-ориентированных моделей;
2)психолого-ориентированных моделей;
3)комплексно-ориентированных моделей;
4)гуманистических моделей.
54. Основу данной модели составляет положение, что воспитание – это условие успешной социализации человека и его социального становления:
1)социально-педагогическая модель;
2)когнитивная модель;
3)социально-радикальная модель;
4)гуманистическая модель.
55. Интегративный характер теории социальной работы проявляется в том, что она взаимодействует с:
1)философией и социологией;
2)педагогикой и психологией;
3)историей и политологией;
4)верны ответы 1–3.
56. В социальной работе широко используются такие психологические методы. Исключите неверный ответ.
1)психологическое консультирование;
2)личного примера;
3)психодрама;
4)социально-психологические тренинги.
57. Педагогика в социальной работе выступает в роли:
1)методологии социальной работы;
2)деятельностного компонента социальной работы;
3)функции социальной работы;
4)структурного компонента.
58. По отношению к социальной работе социальная педагогика выступает как:
1)методология социальной работы;
2)технология социальной работы;
3)смежная отрасль знания;
4)педагогический компонент социальной работы.
59. Формирования у будущих социальных работников системы профессиональных знаний, умений и навыков. В этом заключается:
1)дидактическая функция педагогики;
2)объяснительная функция педагогики;
3)прогностическая функция педагогики;
4)методологическая функция педагогики.
60. Знания в области социологии позволяют социальному работнику:
1)исследовать социальные проблемы;
2)ориентироваться в социуме;
3)понять, какие факторы влияют на социальное функционирование индивида, группы, общности;
4)верны ответы 1–3.
Способ оценки - применяется дихотомическая оценка: 0-1 балл (0 – неверный ответ на вопрос; 1 – верный ответ на вопрос).
Оценка «отлично», если студент набирает 90-100% правильных ответов (54-60 баллов);
оценка «хорошо» соответствует 70-89% (42-53 балла);
оценка «удовлетворительно» - 50-69% (30-41 баллов).
оценка «неудовлетворительно» - менее 50% (менее 30 баллов).