Введение. Социальная работа и права человека 6-13

Список литературы 16

Заключение 13-15

Права человека 9-13

Социальная работа 6-9

Социальная работа и права человека 6-13

Введение 3-6

ОГЛАВЛЕНИЕ

КОСТРИКИН Александр Вадимович

Самостоятельная работа

Теории и технологии социальной работы

Факультет Психолого-социальной работы ОСП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


По дисциплине «История социальной работы»

По теме «Социальная работа и права человека»

Выполнила студентка 1 г.о.

Заочной формы обучения (гр.ЗС11)

Рябова Вероника Викторовна

Проверил ст.преподаватель.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012 г.

Главным направлением развития новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой дисциплины.

С 1992 года начинаются исследования по истории и теории социальной работы. Причем, в современных трудах рассматривается или отечественный, или зарубежный опыт работы. Исследований по истории социальной работы в России настолько мало, что может возникнуть впечатление, что она появилась только в начале 90-х гг. ХХ в. На самом же деле история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. В учебнике «Основы социальной работы» Павленок П. Д. пишет, о том что началом ее следует считать договор 911 г. князя Игоря с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году.

Период с 1861 по 1917 гг. принято считать временем расцвета российского предпринимательства. Так оно и было на самом деле. Впервые за всю предыдущую и последующую историю России самостоятельные люди получили возможность свободного развития, реализации всех заложенных в них деловых качеств. Причиной такого всплеска благотворительности исследователи видят в мощном развитии экономики страны. Стык 2-х столетий ознаменовался настоящей транспортной революцией, совершенствованием путей сообщения; созданием системы коммерческих банков, ростом крупной индустрии, в первую очередь машиностроения с широким привлечением частного русского и иностранного капиталов. В торговле произошел переход от ярмарок, как основного места сделок, к биржам. На первое место среди сфер приложения частного капитала окончательно выступают крупная промышленность и финансовые операции.

Однако в отличие от стран Запада, которые в начале ХХ в. развивали у себя профессию социального работника, Советская Россия в решении помощи нуждающимся пошла по бюрократическому пути. Она отдала эту проблему на откуп государственным чиновникам, которые не проявляли особого интереса к непосредственной работе с нуждающимися.

Грубой ошибкой рабоче-крестьянского государства, — считает М. В. Фирсов, — была ликвидация частной, общественной и церковной благотворительности. Все это, в «конечном счете привело к тому, что в нашей стране, — по мнению группы авторов Л. В. Бадя, Л. И. Деминой, В. Н. Егошиной, — в начале 90-х годов социальная деятельность начала свое становление и развитие в современном значении этого понятия».

В основе социальной деятельности лежат различные гуманитарные и демократические идеалы. С самого начала социальная работа была направлена на удовлетворение потребностей человека и развитие его потенциала и способностей. Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, цель которой состоит в проведении социальных преобразований в обществе в целом и в его отдельных формах развития в

частности.

Профессиональные социальные работники привержены делу повышения благосостояния человека и развитию всех его способностей; наращиванию и дисциплинированному использованию научных знаний в отношении поведения человека и общества; развитию ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей и чаяний; и достижению социальной справедливости Социальные работники участвуют в планировании, анализе, осуществлении, оценке и совершенствовании превентивной социальной политики и обслуживания групп и общин. Они осуществляют деятельность в различных функциональных секторах, используя при этом различные методологические подходы, работая в рамках широкой организационной структуры и предоставляя социальные услуги различным слоям населения на микро-, мезо- и макроуровнях. Цель подготовки социальных работников состоит в содействии социальному развитию и повышению качества преподавания во всем мире, обучению и привитию навыков практической социальной работы, оказании социальных услуг и разработке политике в области социального обеспечения.

Социальная работа имеет пять аспектов, которые, хотя и могут анализироваться отдельно, составляют часть одного целого. Это географический, политический, социально-экономический, культурный и духовный аспекты.

а) Географический аспект. Вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, штата, региона.

b) Политический аспект. Каждая страна имеет свою политическую систему. Эта система определяет условия осуществления практической деятельности, независимо от того, является она либеральной или репрессивной, социалистической, социал-демократической или капиталистической.

с) Социально-экономический аспект. Основными чаяниями человека являются надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения и образования и, по возможности, к системам социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов.

d) Культурный аспект. Традиции, убеждения, чаяния и культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран должны уважаться, хотя и без ущерба развитию определенных традиций и убеждений. Без этого будет сохраняться дискриминация, наносящая разрушительный ущерб обществу.

е) Духовный аспект. В любом обществе, где проводится социальная работа, существует своя система ценностей. С точки зрения социальной работы/работы с человеком, а также для развития системы ценностей самих социальных работников чрезвычайно важно принимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, а также чаяния и идеалы тех, с кем работают социальные работники.

Эти пять аспектов обеспечивают связанность и последовательность работы социальных работников (осуществляется она в крупных или мелких масштабах, на глобальном или местном уровнях), укрепляет солидарность и повышает энергию тех, кто присоединяется к общему делу защиты прав человека. Учет географических, политических, социально-экономических, культурных и духовных аспектов обеспечивает целенаправленность социальной работы и ее неразрывную связь с правами человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: