Вопросы для обсуждения:
1. Проблема человека в современной науке.
2. Целостное представление о человеке и духовно-нравственные ценности общества.
3. Историческое развитие ценности прав человека. Международные документы по правам человека.
4. Динамика познания «человека-нуждающегося» и «человека-помогающего» в социальной работе.
5. Феноменология понятия «клиент». Подходы к личности клиента в социальной работе.
6. Индивидуальный фактор в контексте проблем клиента.
7. Социоэкономический фактор в трансформации жизненного сценария человека.
8. Сущность и особенности социального взаимодействия социального работника и клиента.
Контрольные вопросы:
1. Как понимается человек в теоретических конструктах социальной работы?
2. Что значит целостное познание человека?
3. Как характеризуются концепты судьбы и справедливости в социетальных мифологемах социального работника?
4. В чем заключается сущность понятия «жизненный сценарий личности»? Каким образом рассматриваются стратегии его реализации в философии социальной работы?
|
|
5. Дайте характеристику понятия «клиент как человек страдающий, нуждающийся в помощи»?
6. Как изменялось понятие «клиент» в процессе развития социальной работы?
7. Дайте сравнительный анализ психологическим и социальным подходам к личности клиента.
8. В чем заключается особенность биопсихосоциального подхода к личности клиента?
9. Дайте характеристику системного подхода к личности клиента.
10. Как Вы понимаете выражение «человек-помогающий»?
11. Перечислите основные проблемы взаимодействия социального работника и клиента.
12. Дайте характеристику основным подходам к проблемам клиента и их решению.
Практические задания для самостоятельной работы студентов:
1. Проанализируйте особенности восприятии клиента и социального работника в истории и в современных условиях развития социальной работы и заполните таблицу:
Подходы | Клиент | Социальный работник |
… | … | … |
2. Найдите материалы, героями которых выступают носители какой-либо социальной проблемы (алкоголики, наркоманы, онкологические больные, больные СПИДом и т.п.): их мысли о настоящем и будущем, их борьба или пассивность. Проанализируйте ситуацию с точки зрения развития основных социальных институтов современного российского общества. Продумайте возможные варианты помощи со стороны специалистов. Результаты изложите на практическом занятии.
Практическое занятие № 10-11.
Социальная работа и проблемы общественного развития
Вопросы для обсуждения:
1. Социум и социальные отношения как предметная сущность социальной работы.
|
|
2. Понятие социокультурной среды и ее основные элементы.
3. Социокультурные и духовно-нравственные ценности общества и их связь с социальной работой.
4. Проблемы социального развития в современном обществе и их влияние на становление теории и практики социальной работы.
5. Социокультурный фактор дифференциации форм и методов социальной работы.
6. Региональный аспект социокультурной среды.
7. Региональные программы и проекты в системе социальной защиты населения.
8. Роль социальной работы в условиях модернизации общества.
Контрольные вопросы:
1. Какие социальные проблемы наиболее остро стоят в современном российском обществе?
2. Почему социальные отношения являются основой и предпосылкой организации социальной работы?
3. Дайте характеристику важнейших предпосылок и условий позитивных преобразований в современной России.
4. Каковы основные принципы социального развития?
5. Перечислите основные области социальных преобразований.
6. Что входит в понятие «качество общества»?
7. Какие институциональные особенности характерны для современного этапа развития социальной работы?
8. Назовите приоритетные цели развития страны на ближайшие 20-30 лет.
9. Назовите основные направления модернизации социальной сферы.
10. Определите роль социальной работы в условиях модернизации современного общества.
Практические задания для самостоятельной работы студентов:
1. Составьте классификацию социальных проблем, являющихся наиболее острыми для России, и которые требуют своего первоочередного решения государственными органами и общественными организациями (из трех позиций с соответствующей аргументацией).
2. Составьте перечень наиболее социально уязвимых категорий населения и социальных групп, на решение проблем которых должны быть направлены первоочередные мероприятия и программы социальной политики (из трех позиций с соответствующей аргументацией).
3. Перечислите наиболее острые социальные проблемы и категории населения, на которые обращается наибольшее внимание со стороны законодателей и политиков индустриально развитых государств с социально ориентированной рыночной экономикой (общества «всеобщего благосостояния» и социальные государства).
Практическое занятие № 12-13.