Человек как объект целостного познания в социальной работе

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема человека в современной науке.

2. Целостное представление о человеке и духовно-нравственные ценности общества.

3. Историческое развитие ценности прав человека. Международные документы по правам человека.

4. Динамика познания «человека-нуждающегося» и «человека-помогающего» в социальной работе.

5. Феноменология понятия «клиент». Подходы к личности клиента в социальной работе.

6. Индивидуальный фактор в контексте проблем клиента.

7. Социоэкономический фактор в трансформации жизненного сценария человека.

8. Сущность и особенности социального взаимодействия социального работника и клиента.

Контрольные вопросы:

1. Как понимается человек в теоретических конструктах социальной работы?

2. Что значит целостное познание человека?

3. Как характеризуются концепты судьбы и справедливости в социетальных мифологемах социального работника?

4. В чем заключается сущность понятия «жизненный сценарий личности»? Каким образом рассматриваются стратегии его реализации в философии социальной работы?

5. Дайте характеристику понятия «клиент как человек страдающий, нуждающийся в помощи»?

6. Как изменялось понятие «клиент» в процессе развития социальной работы?

7. Дайте сравнительный анализ психологическим и социальным подходам к личности клиента.

8. В чем заключается особенность биопсихосоциального подхода к личности клиента?

9. Дайте характеристику системного подхода к личности клиента.

10. Как Вы понимаете выражение «человек-помогающий»?

11. Перечислите основные проблемы взаимодействия социального работника и клиента.

12. Дайте характеристику основным подходам к проблемам клиента и их решению.

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Проанализируйте особенности восприятии клиента и социального работника в истории и в современных условиях развития социальной работы и заполните таблицу:

 

Подходы Клиент Социальный работник

 

2. Найдите материалы, героями которых выступают носители какой-либо социальной проблемы (алкоголики, наркоманы, онкологические больные, больные СПИДом и т.п.): их мысли о настоящем и будущем, их борьба или пассивность. Проанализируйте ситуацию с точки зрения развития основных социальных институтов современного российского общества. Продумайте возможные варианты помощи со стороны специалистов. Результаты изложите на практическом занятии.

Практическое занятие № 10-11.

Социальная работа и проблемы общественного развития

Вопросы для обсуждения:

1. Социум и социальные отношения как предметная сущность социальной работы.

2. Понятие социокультурной среды и ее основные элементы.

3. Социокультурные и духовно-нравственные ценности общества и их связь с социальной работой.

4. Проблемы социального развития в современном обществе и их влияние на становление теории и практики социальной работы.

5. Социокультурный фактор дифференциации форм и методов социальной работы.

6. Региональный аспект социокультурной среды.

7. Региональные программы и проекты в системе социальной защиты населения.

8. Роль социальной работы в условиях модернизации общества.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие социальные проблемы наиболее остро стоят в современном российском обществе?

2. Почему социальные отношения являются основой и предпосылкой организации социальной работы?

3. Дайте характеристику важнейших предпосылок и условий позитивных преобразований в современной России.

4. Каковы основные принципы социального развития?

5. Перечислите основные области социальных преобразований.

6. Что входит в понятие «качество общества»?

7. Какие институциональные особенности характерны для современного этапа развития социальной работы?

8. Назовите приоритетные цели развития страны на ближайшие 20-30 лет.

9. Назовите основные направления модернизации социальной сферы.

10. Определите роль социальной работы в условиях модернизации современного общества.

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составьте классификацию социальных проблем, являющихся наиболее острыми для России, и которые требуют своего первоочередного решения государственными органами и общественными организациями (из трех позиций с соответствующей аргументацией).

2. Составьте перечень наиболее социально уязвимых категорий населения и социальных групп, на решение проблем которых должны быть направлены первоочередные мероприятия и программы социальной политики (из трех позиций с соответствующей аргументацией).

3. Перечислите наиболее острые социальные проблемы и категории населения, на которые обращается наибольшее внимание со стороны законодателей и политиков индустриально развитых государств с социально ориентированной рыночной экономикой (общества «всеобщего благосостояния» и социальные государства).

Практическое занятие № 12-13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: