Наконец Евсевий говорит, что Птоломей II Филадельф царствовал 38 лет, что на 34 году его парфяне свергнули македонское иго и воцарился Аршак (см. Canon, рр. 228 и 232); следовательно, по мнению этого писателя аршакидская династия началась в 246 г. до Р. X.
Таким образом на основании указаний этих древних писателей мы получим следующие цифры для начала и конца арашакидской династии, а именно: {235}
1. По Евсевию она началась в 246 до Р. X. 1
2. По Моис. хоренскому 2 она началась в 251 до Р. X. ý продолжа-
кончилась в 226 по Р. X. ý лась 455 л.
3. По Себеосу 3 она началась в 254 до Р. X. ý продолжа-
кончилась в 203 по Р. X. ý лась 457 л.
4. По Асохику 4 она началась в 212 или в 254 до Р. X. ý продолжа-
кончилась в 245 или в 203 по Р. X. ý лась 457 л.
Исследования Мих. Чамчяна и западных ученых по этому вопросу привели их к следующим заключениям.
5. По Мих. Чамчяну 5 она началась в 246 до Р. X. ý продолжа-
|
|
кончилась в 226 по Р. X. ý лась 472 г.
6. По Сен-Мартену 6 она началась в 250 до Р. X. ý продолжа-
кончилась в 226 по Р. X. ý лась 476 л.
7. По Геерену 7 она началась в 255 до Р. X. ý продолжа-
кончилась в 226 по Р. X. ý лась 481 г.
8. По Джорджу Ролинсону 8 она началась в 256 до Р. X. ý продолжа-
кончилась в 226 по Р. X. ý лась 482 г.
Затем представим параллельный список царей-аршакидов по Моисею хоренскому, Себеосу и Степаносу Асох’ику, в котором читатель может усмотреть значительную разницу не только в годах, но и в именах царей.
Моисей хоренский | Себеос | Степанос Асох’ик | |||||||
1. | Аршак I Храбр. | 31 г. | 1. | Аршак I Храбр. | 57 л. | 1. | Аршак I Храбр. | 57 л. | |
2. | Арташес I. | 26 л. | 2. | Арташес I. | 31 г. | 2. | Арташес I. | 31 г. | |
3. | Аршак II Великий. | 53 г. | 3. | Аршак II Великий. | 52 г. | 3. | Аршак II Великий. | 37 л. | |
4. | Аршакан. | 30 л. | 4. | Аршакан. | 30 л. | 4. | Аршакан. | 30 л. | |
5. | Аршанак. | 31 г. | 5. | Аршанак. | 32 г. | 5. | Аршанак. | 32 г. | |
6. | Аршез. | 20 л. | 6. | Аршес. | 20 л. | 6. | Арташес II. | 20 л. | |
7. | Аршавир. | 46 л. | 7. | Аршавир. | 46 л. | 7. | Аршавир. | 46 л. | |
8. | Арташес II. | 34 г. | 8. | Арташес II. | 31 г. | 8. | Арташес III. | 31 г. | |
9. | Дарех (Дарий). | 30 л. | 9. | Дарех. | 30 л. | 9. | Дарех. | 30 л. | |
10. | Аршак III. | 19 л. | 10. | Аршак III. | 19 л. | 10. | Аршак III. | 19 л. | |
11. | Арташес III. | 20 л. | 11. | Арташес III. | 20 л. | 11. | Арташес IV. | 20 л. | |
12. | Пероз. | 34 г. | 12. | Пероз. | 33 г. | 12. | Пероз. | 33 г. | |
13. | Вах’арш. | 50 л. | 13. | Вахаршак. | 50 л. | 13. | Вахаршак. | 50 л. | |
14. | Артаван. | 31 г. | 14. | Артаван. | 36 л. | 14. | Артаван. | 36 л. |
{236}
Наконец приведем список аршакидов по парсийским писателям, которые число государей этой династии доводят до 12 без означения годов и продолжительности царствования каждого из них.
|
|
Заметим, что у парсов аршакиды называются ашканиан ’ами или ашаканиан ’ами, родоначальником которых был
1. Ашк или Ашак I (Аршак), ведший свой род от древнейших царей парсийских;
2. ему наследовал Ашак II;
3. потом брат его, Шапур;
4. за ним Бахрам Гудурз;
В. сын его, Волас I (Вологез);
6. после его Хурмуз;
7. брат его, Нарзи,
8. брат последнего, Фируз;
9. потом Хусру;
10, 11. ему наследовал Волас II и Воласин (Вологез II и III);
12. сын Воласина, Ардуан убитый Ардеширом, сыном Бабека (Баба хан) 1.
Из сказанного видно, что вопрос об аршакидской династии не может считаться окончательно решенным. Хотя все вышеприведенные историки и ученые, кроме нашего Асох’ика, и сходятся во мнениях своих относительно прекращения упомянутой династии, полагая его в 226 по Р. X., однако в вопросе о начале ее мы замечаем у них большое разногласие, начиная от Евсевия и Мих. Чамчяна, предлагающих для этого 246-ой, и доходя до George Rawlinson’a, дающего 256 год до Р. X. Разница огромная, как видит сам читатель, а именно, в целых 10 годах. {237}
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
Значение названий: Ария и Анария.
Арик ’ и Анарик ’, и , Ария и Анария. — После Анкетиля в его переводе зендских книг и Сильвестра-де-Саси в его Мемуарах о надписях и памятниках Нахши-Ростама и о сасанидских медалях (см. в его Mémoires sur diverses antiquités de la Perse), Сен-Мартен в свою очередь обратил внимание на слова: Ария и Анария в своих «Mémoires historiques et géographiques sur ľArménie, Paris, 1818, t. I, pp. 268—278», где он доказывает, что название Армения встречается в зендских книгах, приписываемых Зороастру, с правописанием несколько измененным по духу зендского языка. По уверению ученого француза в этих творениях слово Армения в Виспереде является под формою Эериемено, в Изешне — Эериемена, в Вендидаде — Эериемеенае. Об этой стране Зороастр постоянно отзывается с величайшими похвалами, называя ее святою, чистою, могущественною во-первых потому, что она была его родиной; во-вторых, что она первая приняла его учение, а в-третьих потому еще, что в вышеупомянутых зендских книгах неоднократно встречаются названия рек: Аракса (—Вооракашо) и Кура (—Керо) и города Урмии (—Аериама), что по-видимому, говорит Сен-Мартен, имеет некоторую связь с названием Армения. Аиран, встречаемое также в зендских книгах, означает часть Армении, лежащую на севере от Аракса и ныне известную под именем Арана [Карабах), входившего в состав Эериемено, т. е. Армении. Страну Аран Зороастр постоянно называет ваэджо т. е. чистою потому вероятно, что она служила колыбелью его учения.
На основании различных преданий, сохранившихся в книгах последователей Зороастра, Сен-Мартен полагает, что парсийский народ получил свое начало в Армении, в Аране, в Атерпатакане (Адербейджан) и в смежной с ним части Мидии; ибо первоначально эти страны не были заняты армянами, которые поселились в них только впоследствии. Аериано ваэджо, Иран {238} вэдж или Иран чистый * по Вендидаду был первою страною, созданною на земле и впервые населенною. Здесь-то жили первые парсийские цари и древнейший законодатель Хеомо, явившийся много прежде Зороастра. Отсюда-то Джемшид вывел колонии, которыми населил южную Мидию, Парсию, Седжестан и остальную часть Ирана. Вместе с своим учением Зороастр вероятно распространил и название своего отечества до пределов Индии и земли Туранов. Страбон и Плиний под именем Ариана разумели вообще все провинции, простиравшиеся от Бактрианы на севере и от Парсии на юге до Индии и до самого моря. Кроме этого древние знали также страну Ария, заключавшуюся в нынешнем городе Герате. Со времени вступления сасанидов на престол Парсии название Иран стало означать всю эту страну вообще. Ардешир Бабекан принял титул: «малкап малка аиран», т. е. царь царей Ирана, а сын его Шапур и преемники прибавили к этому титлу и слово Аниран, означающее то что не есть Иран, и потому они назывались: «малкáп малкá Аирáн ве Аниран», т. е. царями царей Ирана и Анирана.
|
|
Таким образом исторически определив перенесение имени Армения, первоначального жилища Зороастра и его последователей, на Иран, т. е. на собственную Парсию, Сен-Мартен переходит к слову Арик ’ , под которым армянские писатели разумеют парсов и которое должно быть, полагает он, одного происхождения, с Ираном. Он думает: так как мидяне в древнейшие времена назывались арийцами, Arii; то вероятно, что армяне дали всей Парсии имя этого могущественного на-{239}рода, жившего в их соседстве и завоевавшего эту страну, вследствие чего они стали называть парсов Ари, , означающее по-армянски сильный, крепкий, храбрый. Сен-Мартен заключает свое рассуждение приведением зендского слова аериао, которое он объясняет также через сильный, желая тем доказать его тожественность с армянским ари.— Это он писал в 1818 году.
После Сен-Мартена изучение языка священных книг, приписываемых Зороастру, сделало большие успехи. Знаменитый Ев. Бюрнуф в своем Commentaire sur le Yaçna слово Эериемено, под формою которого Сен-Мартен видел Армению, читает Аириаман и говорит что, несмотря на старание Анкетиля и последующих за ним ученых (разумея в их числе и Сен-Мартена), думавших видеть в зендском Аириамане слово, означающее город Урмия — отечество Зороастра и самую Армению, представляющую собою будто бы неоспоримое сходство с Аириаман ’ом — во всех местах текста Ясны, где употребляется Аириаман, оно никогда не имеет значения: город или страна. Бюрнуф не отрицает того, чтобы Аириаман не имело никакого отношения к слову Армения, но только положительно утверждает, что до сих пор ни в одном зендском тексте он не встречал места, где автор, употребляя слово Аириаман, разумел под ним Армению. Периозенг переводит это слово то через господин, то через порядок. Оба последние слова не выражают, как может видеть читатель, понятия: город или страна (см. там же Notes et éclaircissements, p. cvij).
|
|
Ясно, что старание Сен-Мартена объяснить происхождение слова Ария через Аериемено, не имея верного основания, разрешается ничем. Даже толкование, которое он дает слову аериао (Бюрнуф читает аириао), а именно: сильный, также оказывается неверным; ибо по мнению последнего аириао есть винительный падеж множественного числа женского рода слова: аириа (Aria древних) и означает превосходный (см. там же, стр. lxxviij).
Следуя тому же ученому, мы придем к заключению, что Аириа должно значить, страна превосходных людей, людей благородных, обитаемая племенем арийцев — Aria, c’est-a-dire le pays habité par la race des Arya, ou des hommes nobles» (там же стр. cv, примеч. 66). {240}
Макс Миллер, уверяет, что на позднейшем санскрите слово: Arya, значит «благородный», adelig, «из хорошего семейства», von guter Familie; что в догматической литературе ведаического периода arya употребляется, когда речь идет о трех первых кастах индийских (см. его Die Wissenschaft der Sprache, p. 200).
Профессор Коссович на основании толкований Лассена и Боппа объясняет слово: Аириа через а) venerandus, досточтимый и b) верный, преданный. Отсюда он выводит, что Аириана значит: принадлежащий почтенным, населенный почтенными (см. его Четыре Статьи из Зендав. VII. стр. 99 и Предисл. стр. XXII).
Читатель ясно видит, что все эти толкования, имея в своем основании нечто общее в частностях, а именно, в понимании значения вышеприведенных зендских слов, значительно расходятся между собою. Чтобы согласить эти противоречия, я считаю не лишним обратиться к языку армянскому, который, будучи в сродстве с зендом и санскритом, может придти нам на помощь в этом случае. В нем слово: ари, в состоянии бросить значительный свет на занимающий нас вопрос. Хотя Сен-Мартен и знал о существовании этого слова, однако он не извлек из него тех результатов, каких мы вправе были б ожидать от него. Но что бы то ни было, снова возвращаясь к упомянутому слову: ари, скажем прежде всего, что оно — прилагательное, образовавшееся из существительного айр, , «муж», и означает: мужественный, (напр. , «мужественный воин»), ретивый (напр. , «ретивое копье»; см. у М. хорен. кн. I, гл. XI). Что оно в сродстве с зендским и санскритским vira (— heros, J. Grimm, Deutsche Mythologie, cap. XV. p. 316), с латин. vir и готским vair, означающим муж по преимуществу, vir fortis, в том не может быть ни малейшего сомнения. Раз допустивши это сродство, нам нетрудно будет добраться до точного значения зендского Аириа, Aria древних западных писателей, и армянского арик ’, .
Следует заметить, что множественная форма слова «ари», а именно арик ’, , кроме того что означает мужественные, по духу армянского языка выражает также понятия: местожительство, страна, родина. И действительно, множественная форма существительных и прилагательных нередко в этом языке имеет подобную силу. Просим читателя обратить внимание {241} на нижеследующие примеры, которые вполне убедят его в сказанном нами. В армянском языке Парс, , значит «перс, персиянин», между тем как множественная форма его: Парск ’, , значит и персы и страна Парсов: Парсия.— Хай, , значит «Армянин и армянский», а множественное Хайк ’, , значит армяне и в то же время Армения.— Ах ’ ванк ’, значит и ах ’ ваны и Ах ’ вания, (Албания азиатская).— Асори , значит «Сирянин», Асорик ’, — Сирия и т. д. На основании этого общего правила из слова ари — «мужественный», образовалось множественное арик ’ * — «мужественные», которое в то же время значит: страна Арийцев, т. е. людей мужественных, людей по преимуществу. {242}
Отсюда ясно, что если Ариа, Арик’, значит «страна арийцев, т. е. людей мужественных, людей по преимуществу»; то Ан-ариа, Ан-арик ’, , должно значить: «страна не-арийцев, т. е. людей чудовищных ( , анари ска — «чудовищный исполин»; см. у М. хорен. кн. III, гл. IX), безобразных, диких». Кроме этой общеупотребительной формы — Арик’ и Ан-арик’ — у армянских писателей мы встречаем еще другую форму, выражающую то же понятие, а именно: Ерáн и тан-Ерáн, и . Читатель вероятно с первого же взгляда узнает в армянском Еран ’е парсийское Иран, что еще до начала III века по Р. X. было в употреблении в Парсии, как общее название этой страны. Еран или Иран,— у Моисея хоренского Еран-а-стáн, — есть название местожительства, родины еранов, т. е. иранцев, арийцев (см. его Геогр.). Что же касается Тан-Ерана, то эта форма, кажется, просто образовалась в одно и то же время под влиянием двух парсийских форм: древней ан -ариа и новой — ту- ран (ту-Иран). Обе начальные частицы слов: ан-ариа и ту-ран, удержаны в армянском т-ан -Еране, которое и есть Туран или Ту-Иран парсийских писателей, разумевших под ним: все народы не-иранского происхождения *.
Объяснение, которое академик Броссе ** дает слову — Тан-Еран, полагая видеть в нем двойное отрицание, кажется мне не совсем удовлетворительным потому, что в армянском языке мы не встречаем ни одного слова, в котором двойное отрицание образовалось бы через m и ан, и , в одно и то же время. К тому же двойное отрицание в одном и том же слове дает в армянском языке не отрицание, но напротив — утверждение. Так напр. слово ох ’ дж, , означающее целый, принимая префикс б, , образует из себя б-ох ’ дж, , означа-{243}ющее не-целый; с прибавлением второй отрицательной частицы ан, , к отрицательному префиксу б, , образуется ан-б-ох ’ дж, , которое имеет уже силу утверждения и означает не-нецелый, т. е. целый ( , , ).
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
Армянские цари из династии Хайка.
Наш автор начинает историю Армении, как сам читатель может заметить, прямо с аршакидов, оставляя в стороне огромный период 1779 лет, в продолжение которого господствовали хайкиды, (с 2107 по 328 г. до Р. Х.). С целью восполнить этот пробел приводим здесь список родоначальников и царей из поколения Хайка с показанием времени управления каждого из них.
до Р. Х.
1. Хайк, сын Форгома, из рода Иафета, родоначальник армянского народа, современник Бэла, отделившись от которого, приходит в Армению и гос-
подствует там в продолжение 80 лет................................. 2107
2. Арменак или Араманиак, сын Хайка..................................... 2026
3. Армаис или Арамаис, сын Арменака..................................... 1980
4. Амасия, сын Арамаиса................................................ 1940
5. Гех’ам, сын Амасии................................................... 1908
6. Хармá, сын Гех’ама................................................... 1858
7. Арам, сын Хармая..................................................... 1827
8. Ара, сын Арама........................................................ 1769
9. Кардос, он же Ара, сын Арая............................................. 1743
10. Анушаван, сын Кардоса................................................ 1725
11. Парет............................................................... 1662
Начиная от Парета до Скай-орди, родоначальниками являются лица из разных поколений хайкидов.
12. Арбак.............................................................. 1612
13. Заван.............................................................. 1568 {244}
14. П’арнак I........................................................... 1531
15. Сур................................................................ 1478
16. Хаванак............................................................. 1433
17. Ваштак.............................................................. 1403
18. Хайкак I............................................................. 1381
19. Амбак I.............................................................. 1363
20. Арнак............................................................... 1349
21. Шаварш I............................................................ 1332
22. Нор-айр.............................................................. 1326
23. Встам............................................................... 1302
24. Кар.................................................................. 1289
25 Горак................................................................. 1285
26. Хрант I............................................................... 1267
27. Ендцак............................................................... 1242
28. Глак................................................................. 1227
29. Хоро................................................................. 1197
30. Зармайр.............................................................. 1194
Безначалие, продолжавшееся 2 года...................................... 1182
31. Шаварш II............................................................ 1180
32. Пертч I.............................................................. 1137
33. Арбун................................................................ 1102
34. Пертч II.............................................................. 1075
35. Базук................................................................ 1035
36. Хо.................................................................. 985
37. Иусак............................................................... 941
38. Амбак II............................................................. 910
39. Кайпак.............................................................. 883
40. П’арнаваз I........................................................... 838
41. П’арнак II............................................................ 805
42. Скай-орди............................................................ 765
43. Паруйр, сын Скай-орди, первый венчанный царь............................ 748
44. Храчья, сын Паруйра................................................... 700
45. П’арнаваз II, сын Храчья................................................ 678
46. Патчуйтч, сын П’арнаваза............................................... 665
47. Корнак, сын Патчуйтча................................................. 630
48. П’авос, сын Корнака................................................... 622
49. Хайкак II, сын П’авоса................................................. 605 {245}
50. Еруанд I, сын Хайкака................................................. 569
51. Тигран I, сын Еруанда................................................. 565
52. Вахагн, сын Тиграна.................................................. 520
53. Араван, сын Вахагна.................................................. 493
54. Нерсéх, сын Аравана.................................................. 475
55. Зарèх, сын Нерсеха.................................................... 440
56. Армог, сын Зареха.................................................... 394
57. Байгам, сын Армога.................................................. 385
58. Ван, сын Байгама.................................................... 371
59. Вахĕ, сын Вана...................................................... 351
Междуцарствие.— Армения под владычеством Александра македонского в
продолжение 4 лет........................................... 328
ПРИЛОЖЕНИЕ 11.
Армянские, к ’ ушанские и маскутские аршакиды.
Древние западные писатели знают только парсийских аршакидов; об армянских, к ’ ушанских и маскутских аршакидах они и понятия не имеют. Вместе с восточными историками западные писатели считают Аршака I, прозванного Храбрым, основателем аршакидской династии, начавшейся в 251 г. до Р. Х. и продолжавшейся до 226 года по Р. Х. (см. Приложение 8). В политической иерархии тогдашней Азии парсийские аршакиды занимали первое место. За ними второе место принадлежало армянским аршакидам, вступившим на армянский престол в лице Вахаршака в 150 г. до Р. Х. В этой стране династия последних прекратилась только в 428 по Р. Х. после свержения с престола Арташеса IV (он же Арташир) парсийским царем Вахрамом (Бахрам IV). Она продолжалась 578 лет; след. после династии парсийских аршакидов существовала еще 202 года.
Далее следуют к ’ ушанские аршакиды.— Но прежде нежели познакомить читателя с известиями, сообщаемыми о них армянскими писателями, уясним себе — кого разумели эти последние под именем к ’ ушанов.
Между народами, населявшими юго-восточную часть парсийского государства (в эпоху Ксеркса), на пространстве между восточ-{246}ной Парсией или Карманией и устьями Инда в древности жил народ, известный у греков под именем «азийских эфиоплян», Aethiopes asiaticis. Полковник Henry Rawlinson уверяет, что на этом только пространстве и встречаются настоящие черные люди. Можно полагать, что именно этой стране и непосредственно смежным с нею землям древние греки и давали название Эфиопия (см. Одис. Песнь I, 23—24). Мемнона, сына Титова (Tithonus) они представляли эфиопским царем, отец которого царствовал в Сузе; сам же он во главе 10,000 эфиоплян и такого же числа сузанцев ходил на помощь дяде своему, троянскому царю, Приаму (см. Диод. сиц. кн. II, 22; кн. IV, 75;— Моис. хоренс. Ист Арм. кн. I, гл. XXXII). Если мифический Мемнон — сын сузанского царя, то он не египтянин. На неегипетское его происхождение указывает и то обстоятельство, что когда фессалийцы убили его, то найденный его труп был сожжен эфиоплянами. Ясно, что последние были азийские эфиопляне, ибо африканские не имели обыкновения сожигать мертвых. Во всей Греции было принято сказание о построении Мемноном в Сузе города Мемнониума и бывшего в нем большого дворца. Это может служить доказательством тому, что греки знали племенную связь, действительно существовавшую между Эфиопией и Сузианой. Поэтому можно предположить, что потомки Хуса, сына Хамова (Быт. гл. X, 6), жившие выше Египта, первоначально были распространены по протяжению всего берега южного океана, начиная от Абиссинии до самого Инда. Весь индийский полуостров был населен племенем эфиопского характера прежде появления здесь арийцев. Оно простиралось от Инда по морскому берегу через Белуджистан и Керман — бывший собственной страною азийских эфиоплян — и было господствующим племенем в Сузиане и Вавилонии до тех пор, пока в первой из этих стран оно не было покорено арийским, а во второй — семитическим нашествием. Можно следить за этим племенем по всему южному берегу аравийского полуострова и найти его в настоящее время живущим в Абиссинии, где язык главного племени этой страны (галла) даст ключ к разумению клинообразных надписей, находимых в Сузиане, которые по всему вероятию могут считать за собою по крайней мере 1000 лет существования до Р. Х.