Тема 2. Основные расхождения во взглядах между З. Фрейдом и А. Адлером. Причины раскола

Индивидуальная психология - самостоятельное направление, питающее многие школы современной психологии. Однако же не стоит забывать, что первые представления о внутрипсихической жизни человека А.Адлер получил именно в период знакомства с теорией З. Фрейда. Через некоторое время мысль А.Адлера двинулась в ином направлении, впитав самое лучшее из теории его учителя. В связи с этим, следует проанализировать суть разногласий между З. Фрейдом и А.Адлером. (Таблица 1.)


Таблица 1.


Основные расхождения между классическим психоанализом и индивидуальной психологией.

Классический психоанализ Индивидуальная психология
Физиологическое основание теории Социальная психология
Характерна абсолютизация и материализация бессознательного Бессознательное имеет одинаковую с сознанием природу, являясь лишь его частью, не подвластной пониманию и невыразимой в ясных понятиях. Сознание и бессознательное охвачены единым "жизненным стилем" и подчинены одной цели.
Редукционистский подход. Индивид разделен на “части”, которые антагонистичны друг другу, например, ид-эго-суперэго, Эрос против Танатоса, сознательное против бессознательного. Холистический подход. Личность неделима. Она представляет собой единство и все “части” (память, эмоции, поведение) находятся на службе всей личности.
Психика рассматривается как некий аппарат, структура, а между Я и ОНО существуют причинно-следственные отношения (Я - агент ОНО). Основной принцип психики - бессознательная детерминация. В психической жизни человека действуют смысловые связи. Я - первично, это фокус всей жизненной конструкции личности, стиля жизни.
Акцент на эдиповой ситуации и ее разрешении. Акцент на семейной констелляции.
Ответственность за психологическое развитие ребенка во время и после Эдипова периода лежит на отце. Мать является ключевой социализирующей фигурой в развитии ребенка. В связи с этим триединая задача матери: - развить у ребенка интерес к себе; - развить привязанность к себе, любовь к себе; -развить у ребенка возможность сотрудничества. Все эти способности развиваются благодаря доверию между матерью и ребенком в раннем детстве. Позднее мать должна способствовать тому, чтобы они были перенесены в окружающий мир.
Описание З. Фрейдом развития ребенка ретроспективно и основано не на непосредственном наблюдении детей, а на материале свободных ассоциаций взрослого. Дети исследовались непосредственно в семьях, в школах и образовательных центрах.
Является наукой об индивидууме, о единичной личности, он раскрывает человеку самого себя. Предметом изучения является интрапсихическая область. Занимается проблемами коллективного смысла, метафизического значения; выводит человека за пределы своего Я и вводит его в человечество. Человека можно понять только по поведению и взаимодействию с окружением.
Установление интрапсихической гармонии составляет идеальную цель психотерапии. “Там, где находилось ид, должно стать эго”. Развитие личности, самореализация, усиление социального интереса представляют идеальные цели для индивидуума.
Движущая сила развития - Либидо. Основными мотивами развития являются: стремление преодолеть свою беспомощность, слабость, стремление быть значимым, причастным, а также стремление к превосходству, социальный интерес.
В своей основе человек “плохой”. Цивилизация пытается его приручить, за что он платит огромную цену. Посредством терапии возможна сублимация инстинктивных требований. Человек ни “плохой”, ни “хороший”. Но как творческое, принимающее решения человеческое существо, он может выбрать быть ли ему “хорошим” или “плохим” или и тем и другим одновременно, в зависимости от его стиля жизни и от его оценки непосредственной ситуации, ее положительных исходов. Посредством терапии человек может выбрать самоактуализацию.
Человек – жертва, как своей инстинктивной жизни, так и цивилизации. Человек имеет возможность выбора, возможность формировать свою внутреннюю и внешнюю среду. Хотя он и не совершенный господин своей судьбы и не всегда может предопределить события в будущем, но он всегда имеет возможность выбора в том, как относиться к жизненным стимулам.
Люди – враги. Они наши соперники, и мы должны защитить себя от них. Теодор Райк (1948) цитирует Нестроя: “Если случай сведет двух волков вместе… ни один из них не почувствует никакого беспокойства, поскольку другой – волк; однако, два человеческих существа никогда не встретятся в лесу, чтобы при этом не пришла в голову мысль: “Этот человек может оказаться грабителем” Другие люди – наши ближние, братские человеческие существа. Мы все равноправны Люди наши соратники и сотрудники в жизни.
Психология иррационального. Концепция здравого смысла.
Невроз имеет сексуальную этиологию. Невроз – неудача в обучении, продукт искаженных восприятий.
Женщины чувствуют неполноценность из-за зависти к пенису. Женщины чувствуют неполноценность, так как недостаточно оценены в культурной среде.
Невроз - цена, которую мы платим за цивилизацию. Невроз - цена, которую мы платим за недостаток цивилизации.

Эти кратко сформулированные идеи стали фундаментом нового направления - Индивидуальная психология

Дополнительный материал к теме 2.

 (Выдержки из книги "Современная психотерапия") Г. Мосак

Другие системы

Часто студенты спрашивают: “Вы, адлерианцы, тоже верите в секс?”. Вопрос не всегда задается шутливо. З. Фрейд наделял секс главным мотивом поведения. А. Адлер же относился к сексу как к одной из нескольких задач, которую индивидууму требуется решить. З. Фрейд использует эзотерический жаргон, а А. Адлер предпочитает язык здравого смысла. Это отражено в одной истории о том, как один психиатр выговаривал после лекции А. Адлеру, очерняя его подход критикой: “Вы говорите только простые истины”, на что А. Адлер отвечал “Я бы хотел, чтобы больше психиатров так поступало”*.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: