Индивидуальная психология - самостоятельное направление, питающее многие школы современной психологии. Однако же не стоит забывать, что первые представления о внутрипсихической жизни человека А.Адлер получил именно в период знакомства с теорией З. Фрейда. Через некоторое время мысль А.Адлера двинулась в ином направлении, впитав самое лучшее из теории его учителя. В связи с этим, следует проанализировать суть разногласий между З. Фрейдом и А.Адлером. (Таблица 1.)
Таблица 1.
Основные расхождения между классическим психоанализом и индивидуальной психологией.
Классический психоанализ | Индивидуальная психология |
Физиологическое основание теории | Социальная психология |
Характерна абсолютизация и материализация бессознательного | Бессознательное имеет одинаковую с сознанием природу, являясь лишь его частью, не подвластной пониманию и невыразимой в ясных понятиях. Сознание и бессознательное охвачены единым "жизненным стилем" и подчинены одной цели. |
Редукционистский подход. Индивид разделен на “части”, которые антагонистичны друг другу, например, ид-эго-суперэго, Эрос против Танатоса, сознательное против бессознательного. | Холистический подход. Личность неделима. Она представляет собой единство и все “части” (память, эмоции, поведение) находятся на службе всей личности. |
Психика рассматривается как некий аппарат, структура, а между Я и ОНО существуют причинно-следственные отношения (Я - агент ОНО). | Основной принцип психики - бессознательная детерминация. В психической жизни человека действуют смысловые связи. Я - первично, это фокус всей жизненной конструкции личности, стиля жизни. |
Акцент на эдиповой ситуации и ее разрешении. | Акцент на семейной констелляции. |
Ответственность за психологическое развитие ребенка во время и после Эдипова периода лежит на отце. | Мать является ключевой социализирующей фигурой в развитии ребенка. В связи с этим триединая задача матери: - развить у ребенка интерес к себе; - развить привязанность к себе, любовь к себе; -развить у ребенка возможность сотрудничества. Все эти способности развиваются благодаря доверию между матерью и ребенком в раннем детстве. Позднее мать должна способствовать тому, чтобы они были перенесены в окружающий мир. |
Описание З. Фрейдом развития ребенка ретроспективно и основано не на непосредственном наблюдении детей, а на материале свободных ассоциаций взрослого. | Дети исследовались непосредственно в семьях, в школах и образовательных центрах. |
Является наукой об индивидууме, о единичной личности, он раскрывает человеку самого себя. Предметом изучения является интрапсихическая область. | Занимается проблемами коллективного смысла, метафизического значения; выводит человека за пределы своего Я и вводит его в человечество. Человека можно понять только по поведению и взаимодействию с окружением. |
Установление интрапсихической гармонии составляет идеальную цель психотерапии. “Там, где находилось ид, должно стать эго”. | Развитие личности, самореализация, усиление социального интереса представляют идеальные цели для индивидуума. |
Движущая сила развития - Либидо. | Основными мотивами развития являются: стремление преодолеть свою беспомощность, слабость, стремление быть значимым, причастным, а также стремление к превосходству, социальный интерес. |
В своей основе человек “плохой”. Цивилизация пытается его приручить, за что он платит огромную цену. Посредством терапии возможна сублимация инстинктивных требований. | Человек ни “плохой”, ни “хороший”. Но как творческое, принимающее решения человеческое существо, он может выбрать быть ли ему “хорошим” или “плохим” или и тем и другим одновременно, в зависимости от его стиля жизни и от его оценки непосредственной ситуации, ее положительных исходов. Посредством терапии человек может выбрать самоактуализацию. |
Человек – жертва, как своей инстинктивной жизни, так и цивилизации. | Человек имеет возможность выбора, возможность формировать свою внутреннюю и внешнюю среду. Хотя он и не совершенный господин своей судьбы и не всегда может предопределить события в будущем, но он всегда имеет возможность выбора в том, как относиться к жизненным стимулам. |
Люди – враги. Они наши соперники, и мы должны защитить себя от них. Теодор Райк (1948) цитирует Нестроя: “Если случай сведет двух волков вместе… ни один из них не почувствует никакого беспокойства, поскольку другой – волк; однако, два человеческих существа никогда не встретятся в лесу, чтобы при этом не пришла в голову мысль: “Этот человек может оказаться грабителем” | Другие люди – наши ближние, братские человеческие существа. Мы все равноправны Люди наши соратники и сотрудники в жизни. |
Психология иррационального. | Концепция здравого смысла. |
Невроз имеет сексуальную этиологию. | Невроз – неудача в обучении, продукт искаженных восприятий. |
Женщины чувствуют неполноценность из-за зависти к пенису. | Женщины чувствуют неполноценность, так как недостаточно оценены в культурной среде. |
Невроз - цена, которую мы платим за цивилизацию. | Невроз - цена, которую мы платим за недостаток цивилизации. |
Эти кратко сформулированные идеи стали фундаментом нового направления - Индивидуальная психология
|
|
|
|
Дополнительный материал к теме 2.
(Выдержки из книги "Современная психотерапия") Г. Мосак
Другие системы
Часто студенты спрашивают: “Вы, адлерианцы, тоже верите в секс?”. Вопрос не всегда задается шутливо. З. Фрейд наделял секс главным мотивом поведения. А. Адлер же относился к сексу как к одной из нескольких задач, которую индивидууму требуется решить. З. Фрейд использует эзотерический жаргон, а А. Адлер предпочитает язык здравого смысла. Это отражено в одной истории о том, как один психиатр выговаривал после лекции А. Адлеру, очерняя его подход критикой: “Вы говорите только простые истины”, на что А. Адлер отвечал “Я бы хотел, чтобы больше психиатров так поступало”*.