Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы студента:

Для допуска к итоговому контролю, студент должен выполнить следующие виды самостоятельной работы:

Конспектирование первоисточников.

Представить конспект в виде ответов на вопросы по книге: Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

Вопросы для конспектирования:

1. Понятие целевой установки и жизненного плана. Фиктивная цель, уловка и невротическая установка личности.

2. Чувство неполноценности: инфантильные корни и витальные последствия.

3. Методика и техника индивидуально психологической психотерапии. Природа невротического. Аранжировка невроза.

4. Адлерианство и детская психология.

 

Выполнение практических работ.

Выполнить 2 практические работы.

Практическая работа №1. «Стили жизни» К теме 7.

         Задание: найти в художественной литературе или составить самостоятельно 2 эссе, где в качестве прямой внешней или внутренней речи персонажа можно обнаружить характеристики любых 2-х стилей жизни.

Практическая работа № 2. «Ранние воспоминания» К теме 8.

         Задание: собрать и проанализировать 3-5 ранних воспоминаний. Для этого необходимо определить: зрелость темы, уровень развития стремления к превосходству, социального интереса, стиль жизни и аргументировано доказать это.

         На основании самостоятельной подготовки к практическим работам в аудитории происходит разбор и анализ собранного студентом материала в виде индивидуальной работы или работы в малых группах (Форма работы зависит от количества человек на курсе).

 

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередной теме курса. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Перечислить основные этапы жизненного и творческого пути А. Адлера.

2. Назвать основные причины теоретических положений А. Адлера и классического психоанализа.

3. Дать определение понятию «стремление к превосходству» и назвать основные формы его проявления.

4. Определить понятие «социальный интерес» и описать этапы его развития.

5. Назвать и описать три неблагоприятных ситуации детства, формирующие комплекс неполноценности у ребенка.

6.  Определить связи психологического типа с порядком рождения в семье.

7. Дать определение и перечислить основные характеристики стиля жизни.

8. Описать основные стили жизни по А. Адлеру и Е. В. Сидоренко.

9. Определить месть и роль ранних воспоминаний в адлерианской психотерапии.

10. Описать основные техники сбора и анализа ранних воспоминаний.

11. Каковы базовые принципы и этапы адлерианской психотерапии.

12. Как строится первичное интервью в адлерианской психотерапии.

13. Каковы техники, используемые на различных этапах психотерапии.

14. Понятие «сопротивление» в адлерианстве.

15. Каковы цели деструктивного поведения ребенка и подростка.

Требования к содержанию и формам текущего, промежуточного и итогового контроля

По окончании проработки всех разделов курса и выполнении самостоятельной работы студент должен пройти итоговый тест. Выполнение всех форм самостоятельной работы и правильный ответ на все вопросы теста являются допуском к экзамену.

По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

· историю развития направления,

· основные концепции,

· основные психотерапевтические подходы,

уметь:

· проводить сравнительный анализ между адлерианством и другими направлениями,

· дать определение основным понятиям индивидуальной психологии,

владеть:

  • навыком анализа жизненного стиля,
  • техниками анализа ранних воспоминаний.

Вопросы к зачету (экзамену)

 

  1. А. Адлер биография.
  2. Причины и содержание разногласий с классическим психоанализом.
  3. Основные теоретические положения индивидуальной психологии.
  4. Стремление к превосходству.
  5. Социальный интерес.
  6. Семья и порядок рождения.
  7. Стиль жизни.
  8. Три неблагоприятных ситуации детства и формирование невроза.
  9. Основы адлерианской психотерапии. Методологические принципы, формы терапии.
  10. Этапы, цели адлерианской психотерапии.
  11. Основные техники адлерианской психотерапии
  12. Цели деструктивного поведения ребенка.
  13.  Ранние воспоминания как специфическая техника адлерианской психотерапии. Обоснование метода, его сильные и слабые стороны.
  14. Техники анализа ранних воспоминаний.

Приложение. Индивидуальная психология (тексты лекций).

Раздел 1. История развития направления.

Тема 1. Индивидуальная психология. Характеристика направления. Биография А. Адлера.

           

Основы индивидуальной психологии, как одного из направлений глубинной психологии, были заложены А.Адлером. История возникновения и развития его идей неразрывно связана с его личной историей, поэтому изложение концепции А. Адлера логично было бы начать с краткого представления его биографии.

БИОГРАФИЯ.

 

АДЛЕР, АЛЬФРЕД (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение в Колумбийский университет в Нью-Йорке.

Альфред Адлер был вторым из шести детей небогатого семейства. Детство его не было безоблачным. Цитируя его собственные воспоминания, это было "беспризорное детство на улицах Вены". А. Адлер был довольно болезненным ребенком, в частности, страдал тяжелым рахитом. Из-за этого он долгое время плохо ходил и неоднократно попадал в уличные происшествия. Несколько раз он был "на волосок от смерти". В пятилетнем возрасте во время одного из тяжелейших воспалений легких, когда домашний врач давал неблагоприятный прогноз, вся семья уже была готова опустить руки и смириться с утратой еще одного ребенка. (Брат А. Адлера умер в их общей постели, когда Альфреду было около трех лет). Однако Адлера спас другой врач и, выздоровев, он решил тоже заняться медициной. Возможно поэтому, его ранние детские воспоминания изобилуют картинами болезней, смерти, похорон. Более того, позднее А.Адлер, обнаружил, что такие картины ранних воспоминаний вообще характерны для врачей.

В семье А. Адлер, по свидетельствам биографов, был больше привязан к матери. В гимназии учился неровно, по одним предметам успевал блестяще, по другим сталкивался с трудностями.

В восемнадцать лет А. Адлер поступает на медицинский факультет Венского университета и одновременно с этим его заинтересовывает социалистическое движение. В 1896 году А.Адлер блестяще заканчивает университет и становится врачом-офтальмологом. Идея социализма продолжает увлекать его, он участвует во многих политических митингах и на одном из них встречает свою будущую жену Раису Эпштейн.

В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу Учебник здоровья для портных (Gesundheitsbuch für das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждал риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагал меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов «индивидуальной психологии».

С 1900-х годов Адлер начал заниматься психопатологией в контексте общей медицины. Он был среди тех немногих психологов, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение (1902).

А. Адлер был одним из четырех его первых участников (другими были В. Штекель, М. Кагане, Р. Рейтлер). Позднее кружок трансформировался в Венское психоаналитическое общество, а А.Адлер в 1910 году становится его президентом. Несмотря на видимость согласия и сотрудничество, взгляды А.Адлера уже в то время серьезно отличаются от классической психоаналитической теории. В 1907 году он публикует статью «Исследование недостаточности органов и ее психическая компенсации» В ней впервые вводятся два базисных понятия индивидуальной психологии:

- компенсация (восполнение недостаточной функции органа или системы, благодаря усилению деятельности других органов);

- гиперкомпенсация (усиленная «тренировка» недостаточно функционирующего органа).

А. Адлер, в то время бывший врачом, постепенно приходит к выводу о том, что эти два механизма свойственны и телесной и психической жизни человека, как страдающего какими-либо расстройствами, так и вполне здорового. Основой подталкивающей их развитие является присущий всем в детстве комплекс недостаточности.

В отличие от Фрейда, Адлер не считал, что причины психической болезни следует искать в какой-то сексуальной травме, полученной в раннем детстве, оспаривал он и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов.

К 1911 году расхождения во взглядах на природу и движущие силы развития человеческой психики между А. Адлером и З. Фрейдом достигают своего пика. А. Адлер выступает перед членами психоаналитического общества с четырьмя лекциями под общим названием "Критика фрейдовской сексуальной теории эмоциональной жизни". К четвертой лекции дискуссия между членами общества достигла кульминации и А.Адлеру было предложено покинуть общество, с главой которого у него полное расхождение. З.Фрейд отказался вместе с ним редактировать журнал и объявил, что невозможно быть одновременно членом его кружка и группы А.Адлера. Так произошел окончательный раскол.

В 1911 А. Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», однако с 1912 начал применять термин «индивидуальная психология»; в том же году был опубликован труд А. Адлера О нервном характере (Über den nervösen Charakter), где обобщались основные концепции ученого. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров во главе с Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который считал, что этот труд относится к области философии, а не медицины. А. Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, поэтому он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, Человекознание (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию из записей этих лекций одним из слушателей.

А. Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, А. Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, А. Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Реакцией на чувство неполноценности является т.н. «маскулинный протест». Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

В 1912 Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии»(«Zeitschrift für Individualpsychologie»), публикация которого была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил на русском фронте; вернувшись в 1916 в Вену, стал главным врачом военного госпиталя.

В 1914 г. А.Адлер добровольцем уходит в армию, где служит врачом и занимается лечением военных психозов. Эта страница его биографии дала богатую почву для будущих теоретических размышлений ученого. Именно в это время зарождается его представления о социальном интересе, как одной из ведущих сил, помогающих здоровому развитию и адаптации человека.

После войны А.Адлер продолжает активно разрабатывать и внедрять в практику свою концепцию. Он участвует в реформе образования, предпринятой в то время в Австрии. Одновременно с этим в Австрии и других странах открывается сеть адлерианских консультационных центров, которые занимаются терапией детей, родителей, консультируют педагогов.

В 1921 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики А. Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность А. Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать и в настоящее время в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 был возрожден «Журнал индивидуальной психологии», получивший название «Международного журнала индивидуальной психологии». В 1938–1946 его публикация вновь приостановилась, а затем была возобновлена в 1946–1948. С 1935 под редакцией Адлера выходил журнал на английском языке (с 1957 – «Journal of Individual Psychology»).

Став приглашенным профессором Колумбийского университета в 1927, А. Адлер проводил летние месяцы в Вене, продолжая здесь преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов деятельность А. Адлера и его учеников в Германии была прекращена, а в 1934 были закрыты все детские реабилитационные клиники в Австрии. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса в 1938 (возобновила деятельность в 1946).

Адлер читал лекции во многих учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии в апреле 1937 он, вероятно, перенес сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, А. Адлер неожиданно скончался от сердечного приступа.

В течение всей жизни А.Адлер активно выступал с научными и популярными лекциями. Одной из важнейших своих задач он считал создание воспитательской системы, основанной на любви к ребенку, подчеркивании его безусловной ценности, воспитании независимости и уверенности в своих силах. Он говорил о том, что важнейшая задача врача - воспитание родителей и самих воспитателей, чтобы, благодаря им, предвосхищать отклонения в физическом и душевном развитии ребенка.

К Теме 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: