Альбомъ старинныхъ видовъ Московскаго Кремля

 

No I. Планъ Кремля съ птичьяго полета. Съ гравюры, помѣщенной въ изданіи «Second volume de la Géographie Blaviane. А Аmsterdam, chez Jean Blaeu, 1663». Награвированное на планѣ изображеніе замка (т.-е. Кремля) въ томъ положеніи и размѣрѣ, въ какомъ онъ былъ при в. кн. Борисѣ Ѳедоровичѣ, посвящено царю Алексѣю Михайловичу.

No II. 1. Планъ Кремля 1610 г., взятый изъ плана Москвы, гравированнаго Лукою Киліаномъ въ 1610 г. съ рисунка художника I. G. Р. А. (буквы I и G въ видѣ монограммы), который посвящаетъ этотъ планъ «счастливому успѣху похода на Московію свѣтлѣйшаго и могущественнѣйшаго властителя Сигизмунда III, короля Польскаго». Н. Бокачевъ, въ «Каталогѣ Русской исторической и археологической библiотеки», т. 2-й, вып. II–III, стр. 54, по поводу этого плана Москвы пишетъ слѣдующее: Издателелъ подлиннаго листа былъ Іоаннъ Людвигъ Готфридъ, псевдонимъ, обозначившій подъ посвященіемъ свое настоящее имя начальными буквами I. Р. А. и маленькимъ G, спрятаннымъ за букву I (Johann Philipp Abelin-Gottfrid). Впослѣдствіи онъ издалъ во Франкфуртѣ-на-Майнѣ нѣсколько замѣчательныхъ историческихъ атласовъ съ гравюрами М. Меріана, въ томъ числѣ и «Архонтологію Космики», напечатанную въ первый разъ въ 1629 году на латинскомъ языкѣ; но Московіи въ томъ видѣ, какъ она вышла изъ рукъ Киліана, Готфридъ не помѣстилъ ни въ одномъ изъ своихъ изданій. Въ 1618 году въ шестомъ томѣ Брауновой книги «Civitates orbis terrarum» появилась первая копія съ Киліановой Москвы, уменьшенная почти на половину противъ своего оригинала, и въ 1682 году Иванъ Янсоній перепечаталъ эту копію въ «Tooneel der vermaarste Koopsteden»…

Объясненіе цифръ плана награвировано сбоку на латинскомъ языкѣ:

1. Замокъ Великаго Князя, называемый Царь-городъ (т.-е. Кремлевскія стѣны).

2. Новыя полаты Великаго Князя. 3. Церковь св. Михаила (?). 4. Патріаршія полаты или дворъ. 5. Высокое мѣсто (coenaculum), построенное изъ кирпича, откуда Великій Князь показывается народу или откуда провозглашаются народу указы Великаго Князя (Лобное мѣсто). 6. Шалаши или лавки, гдѣ продаются шкуры (мѣха) разнаго рода звѣрей и другіе товары.

2. Планъ Кремля XVIII ст., гравированный Скельтеномъ съ оригинала Кампорези изъ книги Clarc'a, Travels in various countries, London, 1811.

Объясненіе буквъ и цифръ награвировано на планѣ на англійскомъ языкѣ: А. Рѣка Москв а. В. Теченіе Неглинно й. С. Троицкія ворота. Са. Этотъ проходъ нынѣ запертъ. Сb. Теперешнiй входъ. D. Никольскія ворот а. Е. Древніе валы, нынѣ исправляемы е. Е. Старый Арсеналъ. нынѣ возстановляемый. G. Старый Университетъ, теперь зданіе Присутственныхъ мѣст ъ. Н. Казанскій соборъ. J. Полицейское Управлені е. К. Лавки (Гостинный дворъ). L. Соляной склад ъ. М. Площадь передъ Кремлемъ (Красная площадь). N. Мѣсто, съ котораго была срисована церковь Василія Блаженнаг о. О. Новыя лавки, здѣсь выстроенны я. Р. Зд ѣсь раньше стояла артиллерія. Q. Мѣсто, на которомъ служатъ молебны во время процессій (Лобное мѣсто). R. Церковь Василія Блаженнаго. S. Мѣсто для найма экипажей Т. Рыбный рынокъ. V. Церковь Спасителя. W. Церковь св. Николая. X. Жилища церковнослужителей. Y. Зеленые дома, принадлежащіе казнѣ. — I. Башня съ водокачками для садовъ. II. Церковь Благовѣщенія. III. Жилые дома. IV. Церковь муч. Уара. V–VI. Дома церковнослужителей. VII. Церковь св. Константина. VIII. Дома церковнослужителей. IX. Башня. X. Придворныя конюшни. XI. Мѣсто для развлеченій царской фамиліи (Потѣшный дворецъ). XIII. Площадь или дворъ. XIV. Старый дворецъ (дворъ) князя Трубецкаго. XV. Здѣсь строится новое зданіе Сената. XVI. Чудовъ монастырь. XVII. Вознесенскій монастырь. XVIII. Кирилловскій монастырь (of Civilians?), теперь разрушенный. XIX. Тоже. XX. Домъ графа Шереметева (? Schwentof), теперь разрушенный. XXI. Старое зданіе Приказовъ, теперь разрушенное. XXII. Нѣкогда Коллегіи, теперь здѣсь стоитъ артиллерія. XXIII. Церковь Черниговской Б. М. XXIV. Яма съ большимъ колоколомъ. XXV. Колокольня Иванъ Великій. XXVI. Церковь св. Николая. XXVII. Архангельскій соборъ. XXVIII. Успенскій соборъ. XXIX. Церковь 12 Апостоловъ. XXX. Синодъ. XXXI. Церковь, нынѣ разрушенная. ХХХП. Домъ коменданта. XXXIII. Церковь св. Троицы. XXXIV. Коллегія экономіи. XXXV. Старый дворецъ царей, нынѣ Оружейная полата. XXXVI. Казенныя зданія. XXXVII. Кухни. XXXVIII. Царская часовня. XXXIX. Золотая рѣшетка или палисадъ. ХL. Тронная зала (Грановитая Полата). ХLI. Красное крыльцо (лѣстница). ХLIІ. Императорскій дворецъ, теперь строящійся. ХLIІІ. Постройки, теперь разрушаемыя. ХLIѴ. Внутренняя церковь. ХLѴ. Магазинный (складочный) дворъ. ХLѴІ. Первая христіанская церковь, воздвигнутая въ Москвѣ (Спасъ на Бору). Масштабъ.

No III. Видъ Кремлевской стѣны ХVІІ ст. со стороны Красной площади отъ Спасскихъ воротъ до Неглинной (Собакиной) башни. По рисунку взъ Альбома Мейерберга 1661–1662 гг. Находящіеся на рисункѣ NoNo по описанію Мейерберга: 10. Спасскія (Фроловскія) ворота. 11. Вознесенскій монастырь, 12. Троицкій монастырь (подворье). 13. Церковь св. Сергія. 14. Домъ Бориса Михайловича Лыкова. 15. Никольскія ворота. 16. Неглинная башня на р. Неглинной. 17. Лобное мѣсто. 18. Земскій приказъ, на которомъ находятся двѣ большія мѣдныя пушки, имѣющія каждая въ діаметрѣ 2 ф. 5 д. нѣмецкой мѣры или одинъ московскій локоть. Одна изъ этихъ пушекъ отлита при Иванѣ Грозномъ, другая-при Ѳедорѣ Ивановичѣ.

No IV. Видъ на Кремль изъ за Москвы-рѣки начала XVIII ст. Часть панорамы Москвы, гравированной Пикаромъ при Петрѣ Великомъ до 1715 г. (см. Ровинскій, Подробный словарь русскихъ граверовъ, стр. 776) [130].

No V. Видъ части Кремля изъ за Москвы-рѣки конца XVIII ст. Съ акварельнаго рисунка Фр. Кампорези, конца XVIII в. Оригиналъ находится въ Спасо-Виѳанскомъ монастырѣ, въ покояхъ митрополита Платона. По снимку, находящемуся въ из д. Н. А. Найденова «Москва, снимки съ видовъ мѣстностей, храмовъ, зданій и др. сооруженій. Москва, 1886 г.»

No VI. Видъ на Кремль изъ Замоскворѣчья конца XVIII ст. Съ акварельнаго рисунка Гваренги 1786 г., хранящагося въ Императорскомъ Эрмитажѣ. На рисункѣ (на знамени, справа) надпись: «Видъ Кремля съ нѣкоторыми древними строеніями и висячими садами».

No VII. 1. Соборная площадь XVIII ст. Соборы, Грановитая полата съ Краснымъ крыльцомъ, колокольня Ивана Великаго. Съ акварели Гваренги Екатерининскаго времени, хранящейся въ Императорскомъ Эрмитажѣ.

2. Видъ Кремля отъ Каменнаго моста. Средняя часть гравюры Эйхлера съ рисунка Делабарта 1794 г.

No VIII. Видъ Кремля отъ Каменнаго моста. Съ литографіи, находящейся въ изданіи «Vues de Moscou, dediees а Sa Majesté Аlexandre I…, dessinées раr А. Cadolle. Раrіs, 1825»,

No IX. Видъ Кремля съ юго-западной стороны. Съ литографіи неизвѣстнаго художника 1830-хъ годовъ.

No X. Видъ на Кремль отъ Воспитательнаго дома. Съ литографіи, находящейся въ изданіи «Vues de Moscou, dediees а Sa Majesté Аle-xandre I…, dessinées раr А. Cadolle. Раrіs, 1825».

No XI. Видъ разрушенной въ 1812 г. части Кремля: никольской и Неглинной башенъ, Арсенала и др. зданій. Съ рисунка тушью того времени, принадлежащаго И. Е. Заб ѣлину.

No XII. Видъ Красной площади съ Никольскими воротами, Неглинною башнею, Воскресенскими воротами, Казанскиыъ соборомъ, Торговыми рядами и пр. Съ акварельнаго рисунка, снятаго съ картины масляными красками 1781 г., работы Гильфердинга, принадлежавшей князю А. Б. Лобанову — Ростовскому. По изданію Н. А. Найденова «Москва, снимки съ видовъ, мѣстностей и пр. М., 1886 г.»

No XIII. Соборная площадь XVII ст. Видъ на соборы, Грановитую и Золотую полаты и другія зданія дворца въ Кремлѣ. Съ рисунка, находящагося въ рукописи «Избраніе на царство царя Михаила Ѳеодоровича», писанной въ 1672 г. и хранящейся въ Главномъ Архивѣ Министерства Иностранныхъ Дѣлъ въ Москвѣ. По изданію Н. А. Найденова «Москва, снимки съ видовъ мѣстностей и проч. М. 1886 г.»

No XIV. 1. Видъ на царскіе терема и церковь Спаса на Бору. Съ акварельнаго рисунка Гваренги 1797 г, хранящагося въ Императорскомъ Эрмитажѣ въ С.-Петербургѣ.

2. Видъ на терема, церковь Спаса на Бору и Императорскiй дворецъ. Съ литографіи, находящейся въ изданіи «Vues de Moscou, dediées á Sa Majesté Аlexandre I…, dessinées раr А. Cadolle. Раrіs, 1825».

No XV.1. Иванъ Великій и зданія, стоящія возлѣ него. Съ гравюры по рисунку Кампорези 1809 г., находящейся въ книгѣ clarc'а «Тravels in vаrіоus соuntrіеs. lоndоn, 1811».

2. Царь-КОЛОКОЛЪ въ ямѣ, прикрытой досками. Съ гравюры въ книгѣ Clarс'а «Тrаvels іn ѵаrіоus соuntrіes. Lоndоn, 1811».

No XVI.Видъ разрушенныхъ въ 1812 г. зданій возлѣ колокольни Ивана Великаго. Съ акварельнаго рисунка, принадлежавшаго А. П. Бахрушину. Подъ рисункомъ находится слѣдующая надпись: «На немъ (т.-е. на Иванѣ Великомъ) надпись такова: Изволеніемъ Божіимъ св. Живоначальныя Троицы построенъ при Благовѣрномъ Государѣ царѣ Борисѣ Ѳеодоровичѣ Годуновѣ и при сынѣ его Ѳедорѣ Борисовичѣ 1591–1598 конченъ, 7 лѣть слѣдователъно строился. Въ каковомъ видѣ я видѣлъ 25 генваря 1813 года. Бакаревъ».

No XVII. 1.Посольскій Приказъ. На первомъ планѣ, слѣва, изображено поднятіе на колокольню Ивана Великаго большого колокола въ 11.000 пудовъ. Съ рисунка, сдѣланнаго въ 1674 г. шведскимъ капитаномъ Эрикомъ Пальмквистомъ.

2. Красныя или Колымажныя (Гербовыя) ворота на Царскій дворецъ отъ Боровицкихъ воротъ Кремля. По рисунку изъ «Русской Старины» Мартынова. Москва. 1846 г.

No XVIII. 1. Видъ церкви Рождества св. Іоанна Предтечи въ Кремлѣ, разобранной по повелѣнію имп. Николая I въ 1847 г. По рисунку изъ «Русской Старины» Мартынова. Москва, 1847 г.

2. Чудовъ монастырь. Съ акварельнаго рисунка въ рукописномъ сборникѣ 1764-65 гг., написанномъ бывшимъ дьячкомъ церкви св. Троицы на Арбатѣ Василіемъ Алексѣевымъ. Рукопись принадлежитъ Историческому Музею.

No XIX. 1. Вознесенскій монастырь.

2. Церковь 12 Апостоловъ (Святѣйшій Синодъ). Оба акварельныхъ рисунка находятся въ рукописномъ сборникѣ Историческаго Музея 1764-65 гг.

No XX. Мѣстность внутри Кремля къ Спасскимъ воротамъ: Архіерейскій домъ, Ховринская церковь, Спасскія ворота, соборъ Николы Гостунскаго. Съ гравюры Ламинита по рисунку Делабарта 1795 г.

No XXI. 1. Видъ прежней Оружейной полаты и Троицкихъ воротъ. Съ хромолитографіи, находящейся въ альбомѣ видовъ Москвы, изд. Даціаро, 1845-50 гг.

2. Потѣшный Дворецъ. Съ акварельнаго рисунка начала XIX ст., принадлежащаго И. Е. Заб ѣлину.

стр.676

 

УКАЗАТЕЛЬ къ № 1, къ древнему плану Кремля временъ Бориса Годунова

 

1. Фроловскія (Спасскія) ворота.

2. Вознесенскій монастырь.

3. Дворъ Ѳед. Ив. Шереметева.

4. Кирилловское подворье.

5. Крутицкое подворье.

6. Дворъ Хобро, Оружейный дворъ.

7. Разбойный Приказъ.

8. Дворъ Ив. Вас. Сицкаго.

9. Дворъ Ѳед. Ив. Мстиславскаго.

10. Приказы.

11. Посольскій приказъ.

12. Храмъ Михаила Архангела.

13. Тайницкія ворота.

14. Казенный дворъ.

15. Храмъ Благовѣщенія.

16. Царскій дворецъ, а) новыя постройки на Взрубѣ.

17. Боровицкія ворота.

18. Троицкія ворота и каменный мостъ.

19. Дворъ патріарха (и церковь Соловецкихъ Чудотворцевъ).

20. Успенскій соборъ.

21. Дворъ Цареборисовскій.

22. Троицкое подворье.

23. Храмъ Рождества Христова, подъ колоколами.

24. Иванъ Великій.

25. Большой колоколъ.

26. Чудовъ монастырь.

27. Дворъ Богдана Яковл. Бѣльскаго.

28. Дворъ Андр. Петр. Клешнина.

29. Дворъ Сем. Никит. Годунова.

30. Дворъ Дм. Ив. Годунова (съ церковью Бориса и Глѣба).

31. Дворъ Григ. Вас. Годунова.

32. Никольскія ворота.

33. Новоспасское подворье.

34. Церковь Козмы и Дамьяна.

35. Церковь Воздвиженья на дворѣ Ховриныхъ.

36. Дворъ князей Черкасскихъ.

37. Никола-Гостунскій.

38. Церковь Константина и Елены.

39. Церковь св. Петра митр. на Угрѣшскомъ подворьѣ.

40. Поповскіе дворы.

41. Церковь св. Христофора.

42. Храмъ Черниговскихъ Чудотворцевъ.

43. Симоновское подворье.

44. Церковь Входа во Іерусалимъ.

45. Спасъ на Бору.

46. Дворцовыя зданія на Взрубѣ.

47. Церковь Іоанна Предтечи.

48. Аргамачьи конюшни.

49. Церковь Рождества Богородицы во Дворцѣ.

50. Церковь Великомуч. Екатерины во Дворцѣ.

51. Церковь Ризположенія.

52. Грановитая полата.

53. Набережныя полаты.

54. Церковь Пятницы.

55. Дворъ князей Трубецкихъ.

56. Василій Блаженный.

57. Церковь на рву, на крови казненныхъ.

58. Торговые ряды.

59. Неглининскій мостъ.

60. Пушка у Никольскихъ воротъ.

61. Земскій дворъ.

62. Константино-Еленскія ворота и ихъ отводная башня.

63. Ровъ.

64. Портомойныя ворота.

65. Водяныя ворота.

 

 


[1] Такъ, мы полагаемъ, слѣдуетъ читать это сомнительное слово лѣтописи, гдѣ выраженіе «Взя люди голядъ» суть явная описька, ибо слово езя можетъ относиться къ городу или къ волости, но едва ли къ людямъ. Первый издатель Ипатскаго списка Лѣтописи, въ которомъ это слово написано слитно: Людиголядъ, отмѣтилъ при этомъ: «Не имя ли города, находившагося въ верховьѣ Поротвы»? П. С. Р. Л. т. II, стр. 29. Въ Никоновскомъ и въ другихъ спискахъ Лѣтописи вмѣсто слова Люди стоитъ: градъ Голеди. У Татищева, II, 299, градъ Голядъ. Въ послѣдующее время на верху Поротвы существовалъ Вышгородъ, который въ древнее время могъ именоваться Людогощемъ или Людогощью. Въ древнемъ Новгородѣ одна удица прозывалась Людгоща и сокращенло Люгоща и Легоща. Древнія названія поселковъ съ обозначеніемъ гощенія, то-есть гостьбы-торга, встрѣчаются нерѣдко. Таковы, напр.: Домо-гощь, Видо-гощь, Вель-гощь, Диво-гощь, Иро-гощь, Утро-гощь, Угоща, Чадо-гоща и др. Если чтеніе Людогощь окажется правильнымъ, то всѣ толки объ особомъ племени Голядовъ на верху Поротвы будутъ излишни тѣмъ болѣе, что древняя Прусская область Голиндовъ слишкомъ далека отъ нашихъ мѣстъ. Она существовала поблизости Балтийскаго моря. Въ нее, быть можетъ, ходилъ в. к. Изяславъ въ 1058 г., когда онъ побѣди Голяди, Голядь, Голяды. Лавр. 70.

 

[2] Карамзинъ пишетъ, что Олегь подарилъ?рью рѣдкаго красотою парда. Такъ можно понять изъ словъ Ипатской Лѣтописи, разсказывающей это обстоятельство не совсѣмъ опредѣленно. Воскресенскіи списокъ той же Лѣтописи опредѣленно выражается, что — «да ему (Олегу)?рьи пардусъ».

 

[3] Савелъевъ: Мухамеданская нумизматика. Спб., 1847 г., стр. 162.-Ж. М. Н. II. 1847, марть, стр. 267.

 

[4] Такъ постепенный упадокъ нашего древняго Кіева происходиль не отъ разореній во времена кяяжескихъ усобицъ или Татарскихъ нашествіи, но, главнымъ образомъ, оттого, что торговые пути къ началу XIII столѣтія направлениемъ Итальянской (Генуэзской) торговли стали переходить съ устья Днѣпра къ устью Дона, изъ древняго Корсуня въ новую Тану, въ мѣстности древняго Танаида, вслѣдствіе чего и княжескія, и татарскія разоренія были столько губительны для упадавшаго города, у котораго уже не оставалось силъ возродиться въ прежней славѣ. Но это же самое перенесеніе торговыхъ путей къ устью Дона въ значительной степени способствовало возвышенію и обогащенію Москвы, какъ средоточія торговыхъ путей внутри Русской страны отъ Запада на Востокъ, почему и самыя безпощадныя разоренія и опустошенія Москвы не въ силахъ были истребить возникавшее гнѣздо великаго Государства: оно тотчасъ же устроивалось и укрѣплялось въ новой силѣ и славѣ, помощью неразрывныхъ торговыхъ и промысловыхъ связей и сношеній.

 

[5] Подробнѣе о тѣхъ путяхь см. нашу Исторію Русской Жизни, II, 34, 53.

 

[6] См. нашу Исторію Русской Жизни, II, гл. VІІ.

 

[7] Н. П. Барсовъ въ своихъ Очеркахъ Русскои Исторической Географии отмѣтилъ уже вѣроятность такого сообщенія, упомянувъ, что «въ область Клязьмы отъ Москвы-рѣки шли пути вѣроятно по р. Сходнѣ и по Яузѣ«(стр. 30). Вѣроятность такихъ сообщеній во всѣхъ мѣстахъ, гдѣ сближаются рѣки и рѣчки, особенно въ ихъ верховьяхъ, сама собою раскрывается, какъ скоро будемъ слѣдить это по гидрографической картѣ, и надо замѣтить, что такая предположителъная вѣроятность почти вездѣ оправдывается самымъ дѣломь, т.-е. указаніями памятниковъ на существовавшее сообщение или письменныхъ, а еще болѣе наземныхъ, каковы, напримѣръ, городища и курганы-явные свидѣтели древней населенности мѣста.

 

[8] Лѣтомъ 1890 г. эта церковь совсѣмъ разобрана и матеріалъ ея поступилъ на постройку храма въ селѣ Рожественѣ на той же Всходнѣ, верстахъ въ 4-хъ оть села Спасскаго.

 

[9] Весь округъ по теченію этой Горедзы, иначе Горетовки, прозывался по имени рѣки Торетовымъ Станомъ, простиравшимся къ западу до рѣки Истры, впадающей въ Москву-рѣку нѣсколько повыше села Ильинскаго, вотчины Его Высочества Великаго Князя Сергѣя Александровича. Это имя Горетовъ Станъ вмѣстѣ съ тѣмъ служитъ обозначеніемъ топографическихъ свойствъ мѣстности, представляющей по теченію всей рѣки Всходни и Горедвы очень гористое положеніе.

 

[10] Собр. Госуд. Грамотъ, т. I, стр. 63, 419.

 

[11] Карамзинъ, IV, пр. 324; V, пр. 254.

 

[12] Топографическая карта Московскои губерніи 1860 г.

 

[13] См. у Ходаковскаго, Русскій Историческій Сборникъ, т. vii, стр. 325.

 

[14] Въ Тверской лѣтописи подъ годомъ 1156 читаемъ: «Князь великій Юріи Володимеричь заложи градъ Москову на устниже Неглинны, выше рѣки Аузы». Здѣсь а вмѣсто я употреблено или по опискѣ, или по однородности звуковъ.

 

[15] Грамоты XIV и ХV вв. изсл. Д. Мейчика, 113.

 

[16] Собр. Госуд. Грамотъ I, 190.

 

[17] Акты Археогр. Экспед. I, 87.

 

[18] Словарь Писателей Духовнаго чина. М. 1827, т. I, 199, т. II, 288.

 

[19] Особенно насмѣшливые упреки Мосохомъ раздавались съ высоты Академической нѣмецкой науки, которая, однако, допускала непрерывныя издания Синопсиса при Академіи Наукъ въ С.-Петербургѣ. Извѣстно болѣе десятка изданiй Синопсиса: три первыхъ въ Кіевѣ 1674, 1678, 1680 гг., два въ Москвѣ 1714 и 1718 гг. и семь въ С.-Петербургѣ 1735–1810 гг. Потомъ въ 1823 г. было напечатано въ Кіевѣ второе (послѣ трехъ первыхъ) изданіе Кіевское, исправнѣшее, съ сохраненіемъ всѣхъ Мосоховыхъ басней. Есть изданія 1836 и 1846 гг. въ Спб. такое количество изданіи показывало, что въ народной средѣ Синопсисъ пользовалсЯ не малымъ почетомъ и распространеніемъ, замѣняя собою своего рода учебникъ.

 

[20] Въ 1615 г. мая 31 упоминается церковь Воскресенія Христова, что на Букаловѣ. А. О. П. Л № 896. Но видимо, что это урочище ошибочно написано вмѣсто Булгаково, какъ обыкновенно обозначалась эта церковь — строеніе Булгаковыхъ. Она стояла на Варварскомъ Крестцѣ.

 

[21] Лѣтописный Сборникъ ХVІІ ст., принадлежащій нашей библіотекѣ.

 

[22] Эти сказанія о какомъ-то созидательномъ значеніи кровопролитія при постройкѣ славныхъ городовъ, повидимому совпадаютъ съ господствовавшимъ въ средніе вѣка (на Западѣ) народнымъ повѣрьемъ, по которочу при сооруженіи какого-либо зданія, въ особенности болѣе значительнаго, требовалось заклать живое существо и на его крови положить основной камень, отчего зданіе никогда не будетъ разрушено. (Соч. Гейнс, изд. Маркса, т. III, стр. 365).

 

[23] Иначе Кучковитина (Лѣт. Воскр. 89, и Степ. Книга I, стр. 305), что можеть указывать на его землячество изь Кучкова, рекше изъ Москвы.

 

[24] Впрочемъ, по Ипатской лѣтописи Юрiй померъ въ 1158 г., мая 15, въ среду, чтопо днямъ и числамъ оказывается невѣрнымъ и относится именно къ 1157 году.

 

[25] П. С. Р. Л. XV, 225.

 

[26] Полное собраніе сочиненій А. П. Сумарокова, часть VI, М. 1781 г., стр. 163, 240, 303.

 

[27] Свое мнѣніе о Новгородскомъ происхожденіи боярина Кучки и отомъ, что Москва первоначально была построена въ Новгородской землѣ, авторъ основываетъ на томъ обстоятельствѣ, что въ Переписной Новгородской Книгѣ 1500 г. упомянута деревня Кучково и ея поселяне Сидорка да Ондрейка Тимошкины дѣти Кучкова, въ лицѣ которыхъ онъ видитъ, родъ изстаринныхъ новгородскихъ вотчинниковъ Лучковичей» (Временникъ О. И. и Др., Кн. II, стр. 216 и Смѣсь, стр. 29). Это примѣчаніе усвоено и Снегиревымъ (Москва. Подробное Историческое и Археологическое описаніе города. М. 1865 г., стр. 1 и 103), который подкрѣплялъ его и своими соображеніями и указаніями все-таки недостаточно основательными. Съ такою же вѣроятностію можно выводить Кучково и Кучковичей не только изъ Новгорода, но даже и отъ Поморскихъ Славянъ, у которыхъ существовали имена мѣстъ Сuchow, Сuckevitz, Кuckevitz. А также необходимо припомнить и одно изъ именъ Игоревыхъ пословъ къ грекамъ Куци, такъ какъ Кучково именуется и Куцковымъ.

 

[28] Исторія Россiи, II, стр. 2 и 3; Моск. Вѣд. 1890 г., № 22.

 

[29] Правосл. Собесѣдникъ 1861 г. ч. II, 82, 90, 91, 96 и 1863 г. ч. I, стр. 344. Собр. Г. Гр. II, 95.

 

[30] Чтенія Общ. Исторіи и Древн. 1891 г. Кн. 3, стр. 165, 169.

 

[31] Памятники Моск. Древности, стр. СѴІІ; Москва, изданіе Мартынова. стр. 86.

 

[32] Акты собр. Ѳедотовымъ-Чоховскимъ, Кіевъ, 1860, i, стр. 37, 54, 66, 73, 123, 229, 340. — Чтенія 1899 г. Кн. i, 22. — Дополн. Акт. Ист. ii, 98, 101, 130; viii, 220.

 

[33] Древнія стихотворенія Кирши-Данилова. М., 1818 г., стр. 295–298. Сборникъ Кирши-Данилова. Спб., 1901, стр. 124.

 

[34] Существовало и еще урочище подъ Боромъ, какъ обозначалась церковь Іоанна Предтечи въ Ивановскомъ монастырѣ (Доп. Акт. Истор. I, 210). Любопытно, что съ именемъ Бора въ этихъ трехъ случаяхъ соединяются и имена церквей Іоанна Предтечи. Быть можетъ, постройкою храмовъ этого воимя руководила какая либо религіозная мысль, освящавшая боровую лѣсистую мѣстность святымъ именемъ Предтечи соотвѣтственно народному вѣрованію.

 

[35] Гастева: Статистическое Описаніе Москвы. М., 1841 г. Объясненіе плановъ стр. 4, № 55.

 

[36] Отеч. Записки 1844 г., № 2, Смѣсь, стр. 84 и 85.

 

[37] Полное Собр. Лѣтоп. VIII, 149. Продол. Нестора. М., 1784, стр. 259.

 

[38] Москов. Архангельскій Соборъ, соч. Л. Лебедева. М., 1880 г., стр. 142.

 

[39] Чтенія Общ. Исторіи и Древностей, годъ III, № 7, стр. 32, 37.

 

[40] Лѣтопись Новг. IV, 148. Никон. Л. V, 288. — С. Г. Гр. I. 193. — Карамзинъ V. пр. 386, стр. 167.

 

[41] Родословная книга. Временникъ Общ. Исторіи. Кн. X, стр. 29.

 

[42] Переясл. Лѣтопись, 111,112.

 

[43] Принимаемъ этотъ годъ, хотя сомнѣваемся въ его достовѣрности. Нѣкоторыя лѣтописи и притомъ въ болѣе старыхъ спискахъ прямо указываютъ время закладки храма въ 1326 г. августа же 4-го. Между тѣмъ въ Степенной Книгѣ (I, 406) въ житіи св. Петра сказано, что оконченный постройкою храмъ былъ освященъ спустя два года по кончинѣ святителя, а по лѣтописямъ это совершилось въ 1327 г., слѣд., закладка по этому свидѣтельству происходила въ 1325 г. Митрополитъ Макарій (ИсторіЯ Русской Церкви, IV, 229) относитъ закладку храма даже къ 1324 году. При постройкѣ новаго собора въ 1472 г. лѣтописецъ указалъ что новьй храмъ заложенъ спустя 146 лѣтъ послѣ закладки древняго, т. — е. въ 1326 году.

 

[44] Когда въ 1472 г. митрополитъ Филиппъ приступилъ къ постройке новаго болѣе обширнаго храма, то «егда разбиша (старую церковь) и тогда выняша изъ стѣны въ церкви св. Димитрія мощи князя Юрьевы Даниловича Великаго князя всея Руси и вложиша въ раку древяну поставиша ихъ на гробъ Ѳеогноста митрополита, гдѣ же была церковь Поклоненіе Веритъ… и егда же зиждуще церковь уготоваша мѣсто въ той же церкви, въ великомъ Дмитріи, въ стѣнѣ, на той жъ странѣ и пренесше ихъ… положиша тамо. А былъ на пренесенiи митрополитъ со всѣмъ соборомъ, и Князь Великій съ сыномъ и множество народа».

 

[45] Ник. 139. Инымъ княземъ многимъ немного сладостно было, что градъ Москва митрополита имяше въ себѣ живуща.

 

[46] По изслѣдованию почтеннаго археолога нумизмата А. В. Ор ѣшникова ангелъ Ивана Даниловича былъ Іоаннъ Предтеча, а его сына Ивана Ивановича— св. Іоаннъ, патріархъ Іерусалимскій, которые святые изображены на ихъ печатяхъ при ихъ грамотахъ (Матер. къ Русской Сфрагистикѣ. М., 1903 г., стр. 15, 19).

 

[47] Такъ объясняль постройку обоихъ храмовъ еще Путеводитель къ Древностямъ и Достопамятностямъ Московскимъ (М., 1792, ч. I, стр. 17), говоря, «что постройка совершилась въ засвидѣтельствованіе Всевышнему благодаренія за усмиреніе города Пскова».

 

[48] "Того же лѣта, по грѣхомъ нашимъ, бысть пожаръ въ Руси: погорѣлъ городъ Москва, Вологда, Витебскъ и Юрьевъ Нѣмецкій весь погорѣлъ». Это вмѣстѣ съ тѣмъ указываетъ, какъ торговые люди хорошо знали, что дѣлалось во всѣхъ городахъ, куда заходили ихъ неутомимые торги.

 

[49] П. С. Л. ПИ, 79 и Никон.; Кар. IV, пр. 318. По другимъ лѣтописямъ онъ скончался въ то же число 1341 г. П. С. Л. I, 230. Княжилъ 18 лѣтъ, слѣд. съ 1323 г., когда Юрій Дан. ушелъ на погибель въ Орду (П. С. Л. V, 222).

 

[50] Описаніе Рукоп. Сборниковъ Имп. Публ. Библ., Бычкова I, 154.

 

[51] Описаніе Новаго Императорскаго дворца въ Кремлѣ Московскомъ, А. Вельтманъ. М., 1851 г., стр. V.

 

[52] Гойтанъ почему-то названъ Карамзинымъ (IV, 172) иностранцемъ. Къ этому г. Иловайскій (II, 39) прибавилъ, что «судя по имени, едва ли не былъ этотъ Гойтанъ выходцемъ изъ юго-западной Руси, можетъ быть, привезенный или вызванный оттуда первою супругою Симеона Литовско-Русскою княжною. И самый Петръ митрополитъ, родомъ Волынецъ, искусный въ иконномъ письмѣ, покровительствовалъ развитiю этого искусства въ Москвѣ и призыву мастеровъ изъ юго-западной Руси». Карамзину, повидимому, имя Гойтанъ доказалось иностраннымъ, а оно давнее Русское слово, означающее снурокъ, на которомъ носили кресты тѣльники, стало быть, это было только простое прозвище иконописца. По назначенію и усердію супруги Симеона онъ росписывалъ церковь Спаса въ качествѣ старѣйшины, при чемъ названъ ученикомъ Грековъ, а главное Русскимъ родомъ (Ник. III, 181. Кар. IV, пр. 372).

 

[53] Приметъ составлялъ особый способъ приступа при осадѣ городовъ, всегда окруженныхъ по обычаю глубокимъ рвомъ. Чтобы подойти черезъ ровъ къ стѣнамъ города и зажечь его, требовалось соорудить своего рода мостъ. Когда въ 1489 году Московскіе воеводы осаждали на Вяткѣ городъ Хлыновъ, то велѣли всей рати готовить приступъ и приметъ, каждому человѣку по беремени смолъ да бересть, да на 50 человѣкъ по двѣ сажени плетеня, и къ городу плетени поставляли (Устюж. Лѣтоп. 167).

 

[54] Заборолами назывались зубцы каменныхъ стѣнъ, промежутки которыхъ заставлялись, забиралиоь толстыми досками въ видѣ забора для безопасности оть стрѣлъ осаждавшихъ. На деревянныхъ стѣнахъ это былъ передвижной дощатый заборъ.

 

[55] Изв. Академіи Наукъ. VШ, кн. 4, стр. 78.

 

[56] Какъ извѣстно, первая церковь была освящена въ 1327 году авг. 4 также Прохоромъ, епископомъ Ростовскимъ.

 

[57] Въ позднiя времена мѣсто его гробницы быдо совсѣмъ позабыто, так, что и имени его не оказалось въ числѣ погребенныхъ въ соборѣ святителей. Объэтомъ см. Памятники Московской Древности Снегирева, описаніе Успенскаго собора, стр. 23.

 

[58] Нынѣ Калитниковское кладбище, возлѣ котораго и доселѣ остаются обширныя копаныя ямы Аристотелевскаго кирпичнаго завода, прорѣзанныя Курскою желѣзною дорогою. Кирпичъ Аристотеля имѣлъ длины 6 1/2 верш., ширины около 2 1/2 вершковъ, толщины 1 1/2 вершка.

 

[59] Въ XVII ст. по забвенію ее неправильно стали прозывать Свибловскою и Свирловскою. См. Чтенія О. И. и Д. 1877, кн. 2, Смѣсь, 3, и др.

 

[60] Въ Степенной Книгѣ, II, 135, упомянуто, что новый каменный городъ поставленъ округъ деревяннаго града. По этому свидѣтельству можно полагать, что новыя стѣны закладывались съ внѣшней стороны старыхъ стѣнъ, такъ что городъ получалъ большую обширность.

 

[61] Въ Львовскомъ изданіи лѣтописи эти постройки, вѣроятно, ошибочно отнесены къ 1488 и 1489 гг., а въ Русокомъ Временникѣ онѣ отнесены къ 1486 г.

 

[62] Этому жидовину въ Москвѣ очень не посчастливилось. Вскорѣ по его пріѣздѣ заболѣлъ сынъ вел. князя Иванъ Ивановичъ, болѣлъ онъ камчугомъ въ ногахь, но ходилъ. Видѣвъ больного, жидовинъ похвалился вел. князю, что онъ вылѣчитъ больного, а не излѣчу, сказалъ, и ты вели меня казнить смертною казнью. Вел. квязь, повѣривъ такому искуснику, велѣль ему лѣчить сына. Лѣкарь давалъ ему зелье пить и жегъ его скляницами по тѣлу, вливая горячую воду, и отъ того больному было еще тяжеле. 7 марта 1490 г. онъ скончался. Лѣкаря по повелѣнію вел. князя тотчасъ взяли и послѣ сорочинъ по покойникѣ апрѣля 22 отсѣкли ему голову на Болвановкѣ, на Болвановіи. Зато органный игрецъ Иванъ Спаситель устроился очень благополучно. Въ 1492 г. онъ отрекся отъ своего чернечества, принялъ православіе и женился, за что вел. князь пожаловалъ его селомъ (Врем. О. И. и Д. № 8, смѣсь 10–12).

 

[63] Снегиревъ: Памятники Московокой Древности, стр. 111. За нимъ повторяютъ это неправильное указаніе и новѣйшіе почтенные описатели достопамятностей Москвы. Н. Розановъ: Исторія Моск. Епарх. Управленія, М., 1871, ч. III, кн. 2, стр. 98, прим. 263. Путеводитель по Моск. Святынѣ, г. Рычина, М., 1800, стр. 139–142; Сѣдая Старина Москвы, г. Кондратьева, М., 1893, стр. 132.

 

[64] См. нашу статью «Черты самобытности въ древнерусскомъ зодчествѣ«. Огдѣльное изданіе Гросмана и Кнобеля. М., 1900 г.

 

[65] Чтенія Общ. Исторіи и Древн. 1896 года. Кн. I и II. Статьи священника I. Кузнецова о построеніи Моск. Покровскаго собора.

 

[66] Въ одной изъ лѣтописей (Супрасльской) они названы Фрололаврьскими, стр. 120.

 

[67] П. С. Л., VI, 32, 248; Русская Истор. Библ., III, 183.

 

[68] Архидіаконъ пишетъ ошибочно. Какъ упомянуто, пожаръ случился 5 октября.

 

[69] О часахъ и часовникахъ см. Архивъ Оруж. Полаты (нынѣ Дворцовый) No№ 696, 889, 890, 921, 922, 923, 930, 1058, 1063, 1071.

 

[70] Арх. Мин. Юст., дѣла Сенат. Конторы, № 7712.

 

[71] Гастева: Стат. описаніе Москвы. М., 1841, 57.

 

[72] Арх. Мин. Юстиціи, дѣла Статсъ-Конторы, № 849. Упр. Благ., связка228, no 4283.

 

[73] По другому плану 1756 г. мѣра обозначена такъ: по улицѣ 30 саж., взади 29, по Кремлевской стѣнѣ 28, въ угловомъ концѣ 19 саж. — Такъ различно чертились планы въ xviii ст. Оба плана подписаны архитекторомъ Вас. Яковлевымъ. Они различаются и въ подробностяхъ.

 

[74] Однако это непровѣренное свидѣтельство заняло свое мѣсто въ Исторіи Русской Церкви Макарія, V, 303, Филарета, II, 54, по авторитетному указанію Исторiи Росс. Іерархiи, I, 234 (см. Чтенія Общ. И. и Др. 1894 г., кн. 3, стр. 9, 20–22). Данiилъ княжилъ 33 г., скончался 1303 г., а церковь освящалъ Варлаамъ въ 29 лѣто его княженія, слѣд. въ 1299 г.

 

[75] А. Дмитріевскiй. Арсеній, архіеп. Елассонскій. Кіевъ, 1899 г., стр. 30, 207.

 

[76] Родосл. кн. Долгорукова, II, 42; П. П. Петрова: Исторія родовъ Русскаго Дворянства, I. 222.

 

[77] Объ Иванѣ Ѳедоровичѣ см. нашу статью въ журналѣ И. С. Аксакова, Русь, 1883 г., № 24.

 

[78] Въ 1479 г. здѣсь былъ дворъ Коломенскаго владыки (Кар., VI, пр. 629).

 

[79] Доп. къ А. И., IX, 81. Въ 1678 г. фев. 2 указано на Посольскомъ и Малороссійскомъ верхнихъ полатъ не дѣлать, а покрыть ихъ тесомъ и подьячимъ въ нихъ перейти съ дѣлами.

 

[80] Слово удѣлъ можетъ обозначать удѣлъ, т.-е. отдѣленную часть, особую долю, раздѣлъ дохода по числу лицъ, сколько можно каждому удѣлитъ, поровну всѣмъ.

 

[81] Головинъ Петръ Ив. — братъ Мих. Ив. Головина, убѣжавшаго отъ напастей Годунова къ Польскому королю. Петръ Ив., подобно своимъ славнымъ предкамъ, былъ при Грозномъ съ 1578 года казначеемъ и при дарѣ Ѳедорѣ исполнялъ должность посла къ Польскому королю, а потомъ вскорѣ въ 1585 году подвергся опалѣ отъ Годунова и уморенъ въ подземной темницѣ. На его мѣсто казначеемъ въ 1586 году назначенъ Иванъ Вас. Траханіотовъ. Такимъ образомъ, дворъ Головина отданъ Новодѣвичью монастырю, вѣроятно, въ 1586 году.

 

[82] По поводу сношеній съ Беклешовымъ (генералъ-губернаторомъ) архипастырь въ одномъ письмѣ къ Августину (дек. 10, 1805) замѣчаеть слѣдующее: «У князя Волконскаго (въ домѣ на Самотокѣ) домовая церковь, да и Публичный театръ, какъ въ газетахъ писано; разсмотрите о семъ и представьте мнѣ. Что я слышу, что вамъ Беклешовъ говорилъ: «Надобноде жить по-европейски, а не по-татарски? Что сіе значитъ? Прошу объяснить и съ обстоятельствами».

 

[83] Письма митроп. Платона къ преосвящ. Амвросію и Августину. М., 1870 г.

 

[84] Чудесное самовозженіе свѣчъ случалось нерѣдко. Еще въ 1147 году, когда въ Кіевѣ убитаго народною толпою князя Игоря положили въ церкви св. Михаила, на ту ночь Богъ прояви надъ нимъ знаменіе велико, зажгошась свѣчи вси надъ нимъ въ церкви той». Наутро Новгородцы сказали объ этомъ митрополиту, но митрополитъ запретилъ кому-либо говорить объ этомъ, повелѣлъ потаити такую благодать, Богомъ явленную надъ покойнымъ. Въ позднія времена такая благодать являлась еще чаще. Въ 1375 г. іюля 27 въ Твери, въ церкви Покрова, передъ иконою Богородицы ночью свѣча загорѣлась сама собою. Въ Москвѣ по кончинѣ вел. княгини Евдокіи, въ иночествѣ Евфросинiи, Донской (1407 г.) многажды у гроба свѣща сама о себѣ возгорашеся… (Степ. Кн., I, 514). Въ Москвѣ въ 1480 г. во время нашествія Ахмата, октября 9, у гроба Петра возжеся свѣча о себѣ. Митрополитъ вощаницу оныя свѣщи, нарядивъ со святой водою, послалъ вел. князю на Угру. Въ Москвѣ въ Архангельскомъ соборѣ при царѣ Василіи Ив. у гроба Дмитрія Донскаго «свѣща сама о себѣ возгорѣся и небеснымъ свѣтомъ оба полы свѣтяще и на много дни горяше, воску жъ не умаляющуся. Есть же та свѣща и донывѣ во церкви той. Отъ нея же мнози съ вѣрою пріимаху воску онаго и отъ различныхъ болѣзней здравіе пріимаху».

 

[85] При этомъ лицевое житіе воздаеть великую похвалу новому царю и тѣмъ указываетъ, что самое это житіе писано по повелѣнію Годунова, быть можетъ, самимъ патріархомъ Іовомъ.

 

[86] Въ 1769 г. погребена Наталья Петровна Стрѣшнева, супруга генерала Петра Ив. Стрѣшнева.

 

[87] Въ своемъ мѣстѣ мы привели свидѣтельства, что именемъ Великiй въ старое время прозывались вообще особенно высокіе храмы и притомъ деревянные («Черты самобытности въ Русскомъ зодчествѣ«, отдѣльное изданіе Кнебеля. М., 1900 г.).

 

[88] Въ Москвѣ въ простомъ народѣ ходило присловье о крикѣ — кричать во всю Ивановскую, которое можетъ относиться если не къ упомянутымъ кличамъ, то можетъ быть и къ колокольному звону-во-вся.

 

[89] Въ этотъ годъ Алексѣй Никитичъ выдалъ замужъ свою дочь Парасковью Алекс, почему и посылалъ къ патріарху отъ новобрачной обычные свадебные дары-убрусецъ, ширинку и коровай.

 

[90] Государственный Архивъ Мин. Иностранныхъ Дѣлъ. Бумаги Тайнаго Приказа царя Алексѣя Михаиловича.

 

[91] Родословния князей Трубецкихь, соч. кн. Долгорукова и П. Н. Петрова.

 

[92] Переписная книга Москвы 1738 и 1742 гг. по первой командѣ, т. I, стр. 15.

 

[93] Послѣ него духовникомъ вел. князя былъ Андрониковскій архимандритъ Митрофанъ (С. Г. Г., I, 400).

 

[94] Впослѣдствіи Сплавскій и на своемъ дворѣ имѣлъ комедію, длиною 6 саж., шириною 3 саж., которая была у него куплена съ дворомъ въ 1708 г.

 

[95] Сборникъ Архивныхъ бумагъ о Петрѣ Великомъ, II, 311–319. Наши Опыты изученія Русскихъ древностей, II, 432 и слѣд.

 

[96] Планы Москвы XVII вѣка. М., 1898 г. Разнорѣчивыя показанія мѣры, встрѣчающіяся и ниже, мы помѣщаемъ въ скобкахъ.

 

[97] А. Дмитріевскій, Архіепископъ Елассонскiй Арсеній. Кіевъ, 1899, стр. 156, 207.

 

[98] Современники отмѣчаютъ о дворѣ: «что бывалъ боярина кн. Б. М. Лыкова, а теперь было подворье Архангелъскаго митрополита Ѳеодосія; поставленъ на дворѣ Сербскаго митр. Ѳеодосія, что былъ дворъ Б. М. Лыкова».

 

[99] Наше «Описаніе Донскаго монастыря», изд. 2, М. 1893 г., стр. 120.

 

[100] Такъ именовались робята — мальчики, жившіе въ верху, т.-е. въ боярскихъ комнатахъ, исполнявшіе должности пажей.

 

[101] Онъ былъ стольникомъ изъ комнаты и упоминается съ 1649 г.; въ 1654 г. былъ посланъ съ жалованнымъ словомъ и о здоровьѣ спросить къ боярину кн. Алексѣю Никит. Трубецкому.

 

[102] "Планы Москвы ХѴII в.», стр. 61, гдѣ невѣрно предположеніе, что эти Житницы находились у Тайницкихъ воротъ, стр. 60. См. «Дом. Бытъ Царей», 595. Въ 1681 г. у Житницъ дѣланы лѣстницы, одна отъ Троицкихъ воротъ, другая со стороны двора кн. Никиты Ив. Одоевскаго.

 

[103] Мужемъ Ульяны Ив., какъ мы упоминали, былъ Иванъ Вас. Голицынъ, родной братъ Василья Васильевича. Иванъ Вас. единственный изъ всего рода Голицыныхъ носилъ это имя Ивана Вас. и потому всѣ свѣдѣнія, касающіяся его личности, необходимо должны относиться къ нему. Однако въ родословной Голицыныхъ, напечатанной въ XVII книгѣ «Древней Вивліоѳики», на стр. 204, появился и другой Иванъ Вас, родной братъ также Василія Васальевича, наперстника царевны Софьи. Объ этомъ небываломъ князѣ Иванѣ тамъ же сказано, что «хотя о немъ въ родословныхъ книгахъ не упоминается, но извѣстно по разряднымъ и разнымъ запискамъ, что онъ былъ въ 1599 г. въ числѣ дворянъ, а въ 1673 г. стольникомъ, потомъ бояриномъ и скончался бездѣтенъ». Эти свѣдѣнія должны относиться къ первому Ивану Вас, потому что отецъ небывалаго Ивана Васильевича жилъ гораздо позже, въ 1648 г. онъ былъ стольникомъ, слѣдовательно человѣкомъ не старыхъ лѣтъ, не болѣе 25 лѣтъ, слѣдовательно долженъ родиться около 1620 г. (1652 г.). Супруга этого Ивана Вас, продолжаетъ родословная, княгиня Ульяна Ивановна, во время вдовства своего была въ верховыхъ боярыняхъ и мамахъ, прежде у царевича Симеона Алексѣев., а потомъ у царевича Петра, коего и приносила ко крещенію. Это вѣрно, за исключеніемъ того, что она была въ верховыхъ боярыняхъ. Въ этомъ, младшемъ передъ мамами, чинѣ она не состояла. Небывалый князь Иванъ Вас., однако, помѣщенъ въ родословной книгѣ кн. Долгорукаго, ч. I, стр. 286, и въ «Исторіи Родовъ», г. Петрова, стр. 182, въ послѣдней съ отмѣткою, что «женатый на верховой боярынѣ Ульянѣ Ивановнѣ умеръ, не оставивъ потомства».

 

[104] Наша «Замѣтка о посланіи Ивана Бѣгичева» въ Археологическихъ Извѣстіяхъ Моск. Арх. Общества, 1899 г., No№ 1 и 2.

 

[105] Записка дневанью 7174 (1666) г., хран. въ Государственномъ Архивѣ Мин. Иностр. Дѣлъ, въ Спб.

 

[106] Эти свѣдѣнія заимствованы изъ рукописи, принадлежащей собранію графа А. С. Уварова, № 446, и заключающей въ себѣ сборникъ дѣловыхъ актовъ въ копіяхъ съ заглавіемъ: «О началѣ Московскаго цейхгауза, нынѣшняго Арсенала, и описаніе древнихъ пушекъ и другихъ орудiй, въ немъ находящихся. Составили коллежскіе ассесоры Николай Лебедевъ и Дмитрій Придуцкій въ 1835-37 гг… Приносимъ глубокую благодарность графинѣ П. С. Уваровой, любезно доставившеи возможность воспользоваться этимъ матеріаломъ.

 

[107] Въ 1703 г. вызывались изъ Англіи искусные шпажные мастера для наполненія Цейгауса, чрезъ англійскую купеческую компанію. Въ томъ же году вызванъ изъ Копенгагена мастеръ литеиныхъ и формныхъ дѣлъ Нилсъ Стенсонъ Геннингъ и зъ Норвегіи.

 

[108] Въ 1560 г. загорѣся на Арбатѣ, у Ризположенія, дворъ Ѳедора Пожарскаго и погорѣло многое множество храмовъ и дворовъ по всему Занеглименью. Церковь Ризположенiя находилась близь церкви Бориса и Глѣба на Арбатѣ науглу послѣдняго Кисловскаго переулка и Воздвиженки.

 

[109] Въ этотъ ли разъ или прежде, во время торжественныхъ встрѣчъ, королевичъ подарилъ царевичу богатѣйшую алмазную запану, которую мастера Золотой полаты, Нѣмцы, оцѣнили въ 6722 рубля. На ней было въ гнѣздахъ 54 алмаза большихъ и малыхъ, да на синяхъ вислыхъ 32 алмаза большихъ и малыхъ. Богато было и влагалище (футляръ), въ которомъ она сохранялась, деревянное, обитое лазоревымъ бархатомъ и обнизанное жемчугомъ съ канителью. Впослѣдствіи, въ 1651 г. уже, царствовавшiй послѣ отца царевичъ повелѣлъ эту запану нашить ва свою шапку бархатную шефранную (двѣтомъ) двоеморхую, околъ соболій, а потомъ въ 1653 г. эта запана была нашита на новую шапку бархатъ червчатъ двоеморхъ (Госуд. Большая Шкатула, изд. С. Н. Кологривова, стр. 172).

 

[110] Русскiй Архивъ 1893 г. № 8, статья священника Н. А. Скворцова: Московскiй Кремль, стр. 438, 439. Памятники Московской Древности, И. Снегирева, М., 1842–1845, стр. 158–165.

 

[111] Такъ, утверждалъ и Синодальный ризничій, архимандритъ Савва, впослѣдствіи архіепископъ Тверской. См. его «Указатель Патріаршей Ризницы и Библіотеки», въ отдѣлѣ Пояснительный Словарь, стр. 21 и 27. М., 1858 г.

 

[112] Домашній бытъ русскихъ патріарховъ, Казань, 1904 г.

 

[113] Въ 1472 г. въ Новгородѣ на Княжемъ дворѣ совершиша Гридницу камену (Кар., VI, пр. 629).

 

[114] Мѣстоположеніе этой церкви на патріаршихъ сѣняхъ выясняется послѣдующими записями: «1667 г. царь изъ собора шелъ къ патріарху, который его встрѣтиль на большой л ѣстницѣ въ дверяхъ передъ ц. Трехъ Святителей въ паперти и, принявъ царя подъ руки, шли вмѣстѣ въ Крестовую. Въ 1671 г. они же вышли изъ Крестовой до паперти Трехъ Святителеи и на большую лѣстницу. Царь шелъ въ Крестовую переходами сквозь старую Столовую и черезъ паперть цер. Трехъ Святителей. Въ 1672 г. тѣло патріарха Іоасафа изъ его келіи несли сквозь сѣни ризничаго и въ паперть, что передъ новою церковью (Филиппа апостола), да сквозь заднюю и большую Крестовую полату въ ц. Трехъ Святителей, что на Сѣняхъ».

 

[115] Въ 1698 г. эти ворота были задѣланы кирпичомъ и подъ своды подведенъ каменный столбъ.

 

[116] Здѣсь въ изданныхъ Матеріалахъ для Исторіи Москвы, ч. I, 230, 231, какъ оказалось, свѣдѣнія о церкви Филиппа отнесены ошибочно къ деркви Трехъ Святителей.

 

[117] Рукопись Синодальной Библиотеки, № 93.

 

[118] Это, по всему вѣроятiю, новая Крестовая, о которой мы упоминали выше.

 

[119] Описаніе документовъ и дѣлъ Св. Синода, I, 617, 41, 448.— Собраніе постановленіи, II, № 348.

 

[120] Такъ мы принуждены сказать по случаю неисправнаго показанія свидѣтельствъ. Въ Уставѣ Успенскаго собора (Вива., X, 145) это обстоятельство отнесено къ 1721 г., при чемъ упомянуто, что въ этомъ году Рождество Христово было въ понедѣльникъ, между тѣмъ этотъ праздникъ въ понедѣльникъ былъ въ 1722 году, а въ 1721 г. онъ былъ въ воскресенье.

 

[121] Кромѣ того, въ келейной казнѣ находились образа, которые ставятъ въ Столовой полатѣ на праздникъ Успенія, да на память Петра митрополита, въ тѣ поры, какъ живетъ столъ про государя: образъ Вознесенiя, образъ Преч. Б-цы Умиленіе; образъ Соловецкихъ чуд., — всѣ обложены серебромъ.

 

[122] Должно замѣтить, что предметы спальные, носильные и другіе именовались въ записяхъ по большей части въ ласкательномъ видѣ; подушка именовалась подушечкою, ряса — ряскою, сапоги — сапожками, башмаки — башмачками и т. п., что, вообще, выражало благоговѣйное вниманіе къ лицу святителя.

 

[123] Это былъ обрядъ цѣлованія, которое при поставленіи епископа происходило слѣдующимъ образомъ: въ собранiи патріарха и архіереевъ архидіаковъ вводилъ избраннаго, который, приближаясь къ патріарху, дѣлалъ три земныхъ поклона (билъ челомъ) и, приблизившись, цѣловалъ святѣйшаго въ десную ланиту, потомъ въ десную руку, которая лежала простертою на колѣнѣ, и цѣловалъ въ десное колѣно; послѣ того онъ цѣловалъ и архіереевъ.

 

[124] Такія же порціи раздавались всѣмъ стрѣльцамъ и другимъ слугамъ, бывавшимъ на службѣ при Іерусалимскомъ шествіи на осляти, которыхъ было въ 1691 г. 558 человѣкъ.

 

[125] Грибы безъ имени обозначали обычные бѣлые и черные грибы.

 

[126] Кормовая Книга 7132 г. Домашній бытъ русскихъ патріарховъ, Н. Писарева, Казань, 1904 г., стр. 102.

 

[127] См. по этому предмету нашу статью въ Библіографическихъ Запискахъ, 1892 г., изд. II, Шибанова, № 2.

 

[128] Опытъ обработки этого предмета см. въ нашихъ «Опытахъ изученія Русскихъ древностей и исторiи». М., 1873, часть 2, стр. 266–350.

 

[129] Опыть обработки этого рода свѣдѣній см. въ нашемъ сочиненіи «Хроника общественной жизни въ Москвѣ съ половины XVIII ст.» въ «Опытахъ изученія Русскихъ древностей и исторіи», ч. 2, стр. 351–506.

 

[130] Петръ Пикардъ рисовальнаго и грыдорованнаго дѣла мастеръ былъ пасынокъ извѣстнаго гравера Адр. Шхонебека, по просьбѣ котораго и поступилъ на службу въ Оружейную полату по государеву указу 24 февраля 1702 г. (Описаніе записныхъ книгъ и бумагъ старинныхъ Дворцовыхъ Приказовъ, Викторова, стр. 477).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: