Что это означает – быть счастливым?

Каким представляет себя человек в мечтах? Много разных ответов можно получить на этот вопрос. Но главное, что их будет объединять, это то, что человек хочет быть счастливым. Что это означает – быть счастливым?

Что же такое счастье? Тема счастья волновала человечество во все времена. Но до сих пор единого общепринятого определения этого понятия ученые не дали. Дошедшие до наших дней источники позволяют увидеть, что к поискам ответа на этот вопрос прибегали ученые еще со времен Древней Греции. Однако древнегреческие философы говорили о счастье чаще всего как об идеале, а не как о характеристике жизни. Как отмечает Инна Аршавировна Джидарьян – отечественная ученый и психолог, в истории науки и в искусстве много места уделялось осмыслению не феномена счастья как такового, а феномена несчастья. И такая тенденция сохранялась до 60-70-х годов ХХ века, когда появились отечественные и многочисленные зарубежные работы по психологии счастья. В этот период психологами активно изучается проблема субъективного благополучия личности, которая включает понятия счастья, удовлетворенности жизнью, психологического здоровья и стойкости духа и др.

В нашей стране активно изучался вопрос образа жизни. Образ жизни – это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. Основными параметрами образа жизни являются труд (учёба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Академик Ю.П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни видного отечественного профессора И.В. Бестужева-Лады (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2-%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%B0,_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87) и др., выделяет в образе жизни четыре категории: экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни». В исследованиях образа жизни доминирующее значение придавалось ценностям общественного бытия, связанным с системой общественных отношений, социально-экономической жизнью людей, со способами их практической деятельности.

Зарубежными социологами делался акцент на изучении проблемы качества жизни. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур; закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. В социологических исследованиях широко используются индикаторы, которые в отличие от самооценочных суждений человека имеют объективную основу, т.е. поддаются точному количественному замеру. К таким объективным индикаторам благополучия относится широкий спектр социально-экономических и демографических показателей: материальный достаток, социальное положение и профессиональная занятость, возраст, пол, образование, расовая принадлежность, здоровье, досуговые занятия и т.д., влияние которых на общий уровень удовлетворенности жизнью подробно изучено современной наукой. Но выяснилось, что не всегда эти показатели обнаруживают взаимосвязь с оценкой человеком себя как счастливого. Например, человек мог оказаться по его оценкам счастливым, будучи бедным или чувствовать себя несчастным, проживая в дорогом особняке.

В связи с этим психологи заострили внимание на необходимости специального изучения всех личностно-психологических проявлений субъективного благополучия индивида. Поэтому психологи стали изучать индивидуальные аспекты жизни, связанные с личностными ценностями, психологическим самочувствием человека, его субъективными ощущениями жизни и т.д. Изучается «признаваемое» человеком счастье или «декларируемое» счастье конкретного человека, который не только его осознает и субъективно ощущает, но и открыто об этом заявляет, оценивая силу и степень своего чувства. Итак, счастье является оценочной категорией, т.е. связано с личными мнением людей о своих переживаниях и восприятии жизни, независимо от того, что об этом думают другие люди и насколько это соответствует или не соответствует общепринятым взглядам. Предполагается, что каждый человек знает о нем, чувствует его и не сомневается в нем.

Вопрос «Как стать счастливым?» стал одной из важнейших тем исследований американского психолога Мартина Селигмана (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD). Он основал позитивную психологию – науку о благополучии и процветании человека.

М. Селигман в своих работах по позитивной психологии вместо понятия счастья часто применяет термин «благополучие». Благополучие – это состояние человека или объективная ситуация, когда у него есть все то, что благоприятно характеризует его жизнь в глазах окружающих, его близких и его самого.

М. Селигман выделяет пять аспектов благополучия, которые легли в основу его теории «PERMA» (Positive emotions, Engagement, Relationships, Meaning, Accomplishment):

1. Позитивные эмоции: хорошее настроение и удовлетворенность жизнью.

2. Увлеченность: поглощенность чем-то, известная как состояние «потока». Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихай (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%B8,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9) полагает, что пика счастья мы достигаем тогда; когда увлекаемся чем-то настолько, что забываем о себе и о времени. Такие занятия должны полностью поглощать ваше внимание и соответствовать вашим способностям. Ощущение потока может возникнуть при погружении в любую деятельность - в спорт, игры, музыку, искусство и работу, или, например, волонтерскую деятельность.

3. Отношения: в основном приятные вещи происходят именно в контексте отношений с другими людьми. Как говорит Селигман: «Позитивное редко бывает одиноким».

4. Смысл: ощущение того, что ваша жизнь посвящена чему-то большему, чем вы сами, например, стремлению к истине или созданию чего-либо стоящего, заботе о людях.

5. Достижения: любимое занятие или занятие, которым вы хотите овладеть ради него самого, при этом оно не обязательно несет в себе великий смысл: например, Мартин Селигман любит играть в бридж.

Следовательно, человек может чувствовать себя счастливым, благополучным в том случае, если испытывает приятные переживания, занимается любимым делом, чувствует себя частью общества или сообщества и поддерживает отношения с другими людьми, имеет возможность реализовать свой потенциал и свои сильные стороны личности, его жизнь посвящена большому делу, которое значимо для других людей и приветствуется его окружением.

В Большом энциклопедическом словаре дано следующее определение: Счастье (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел») – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Следовательно, счастлив тот человек, который удовлетворен своей жизнью, живет осмысленно и знает свое предназначение, живет, реализуя его.

В своих исследованиях ступеней развития представлений человека о собственном счастье отечественный ученый-психолог Б.С. Братусь (http://www.psy.msu.ru/people/bratus.html) обнаружил, что одни люди счастливы независимо от того – счастливы и вокруг другие. Б.С. Братусь обозначил эту ступень как эгоцентрическую (люди сосредоточенны исключительно на себе) ступень развития представлений о счастье. Люди, находящиеся на более высокой ступени, счастье связывают с процветанием группы, к которой он принадлежит. Он не может быть счастлив, если несчастна группа. У людей, у которых развитие представлений о счастье относится к третьей ступени, счастье должно распространяться на всех людей, на все человечество.

 

Активисты волонтерского движения видят счастье – в помощи окружающим людям (https://www.youtube.com/watch?v=EP3pPCOQZSI).

 

По результатам исследований И.А. Джидарьян отмечает, что для нас – для россиян счастье заключается в поиске высоких идеальных оснований бытия, а также в наличии смысла жизни и стремлении к нему. Для россиян очень важны умение радоваться жизни и тому, что имеешь; любить и быть любимым, семейное благополучие, самореализация, личностный рост, ощущение полноты жизни. Большую роль играет осознание нужности другим людям.

Современные исследования также показывают, что осознание мечты, целенаправленное следование по пути ее достижения – важнейший фактор субъективного благополучия. Счастье приобретает свой истинный смысл только в соотношении с масштабом целостной человеческой жизни – в единстве не только ее прошлого и настоящего, но и будущего. Без будущего и устремленности к нему, у человека нет и не может быть полноценного счастья. Воплощая мечты в жизнь, делая мир лучше и добрее, помогая близким, вы сможете сказать – у меня счастливая жизнь,

 

 

Цель.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: