О критериях оценки цели

Каким параметрам должна соответствовать цель? Оценку качества цели можно провести с помощью SMART-теста. Этот метод оценки эффективности цели был разработан в менеджменте (от англ. management – управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять), под которым понимается совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно.

Этот тест показал свою эффективность при рассмотрении целей различных проектов из разных сфер деятельности человека, в том числе целей глобального проекта человека под названием «Жизнь».

 

Название этого теста – SMART – образовано первыми буквами английских слов, обозначающих следующие критерии оценки формулировки цели(ей) проекта:

1. конкретность (specific),

2. измеримость (measurable),

3. достижимость (achievable),

4. выгодность (rewarding),

5. временные рамки (time bound).

 

Проверка соответствия формулировки цели названным критериям производится путем ответов на следующий перечень вопросов.

1. Конкретность. Что конкретно я хочу? Есть ли точное выражение того, что именно должно быть получено в итоге реализации части проекта, предназначенной для достижения данной цели? Четко ли определено, что именно относится к данной цели? Цель должна быть четко и ясно определена, человек должен понимать к какому результату ему надо двигаться. Неясные, нечетко сформулированные цели – бесполезны, они не обладают достаточной направленностью и побудительной силой. Правильно поставленная цель дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет.

2. Измеримость. Как я узнаю, что достиг цели? Можно ли цель однозначно определить с помощью графиков, показателей, статистических данных? Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей? Сможет ли третья сторона однозначно определить, достигнута цель или нет? Цель должна быть сформулирована так, чтобы человек мог с легкостью определить достигнута она или нет. Без способа измерения успеха человек не может в полной мере ощутить, что действительного чего-то достиг.  

3. Достижимость. Можно ли вообще достичь эту цель? Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов? Можно ли ее достичь при возникновении прогнозируемых затруднений? Когда человек перед собой ставит слишком сложные цели, они кажутся ему нереалистичными, и у человека снижается уверенность в себе, ему страшно приступать к осуществлению нового шага. Слишком легкие цели, которые не предполагают приложение усилий и упорный труд, наоборот, не дают себя почувствовать хозяином положения и своей жизни, могут привести к обесцениванию и разочарованию в себе. Требуется найти баланс между реалистичностью и ее сложностью. Цели, требующие от человека «поднятия планки», обретения, развития потенциала, личностного роста – приносят наибольшее удовлетворение при их достижении.

4. Выгодность. Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, иными заинтересованными сторонами? Кто именно и какую конкретно выгоду сможет извлечь из достижения данной цели? Вносит ли достижение данной цели существенный вклад в достижение целей более высокого порядка? Цели должны формулироваться в соответствии с вашими профессиональными устремлениями, должны быть последовательно связаны с целями разных порядков, ценностями и жизненными представлениями.  

5. Временные рамки. Какое время отведено на достижение данной цели? Достаточно ли выделенного времени для реального достижения данной цели? Установлена ли точная дата, когда цель будет достигнута? Цели должны иметь заданный срок. Когда человек осуществляет свою деятельность в определенный временных рамках, чувство неотложности дел усиливается, и достижение цели происходит более продуктивное.

Как это работает на деле?

К примеру, у вас есть намерение построить дом.

 

Первым делом нам нужна конкретность. Задаем себе вопрос: «Какой именно дом я хочу построить?». Отвечаем: «Я хочу построить дом из керамического кирпича со всеми коммуникациями, одноэтажный, с гаражом и террасой». Для наглядности дом можно даже нарисовать или найти картинку с домом вашей мечты в интернете. Но и эта цель еще не достаточно конкретна. Ведь нужно определиться с местом постройки!

 

Конкретная цель делает ее измеримой.

 

Будет ли такая цель достижима? Скорее всего, если вы умелый строитель, для вас построить дом – вполне посильная задача. Если нет – потребуется помощь специалистов. И тут опять нужна конкретность: к каким строителям и иным специалистам нужно обращаться. И сколько средств потребуется на строительные и иные материалы, на оплату рабочим, и где их взять, если требуемой суммы пока нет в наличии.

 

Насколько реальная поставленная цель. В наши дни построить дом не проблема. Вполне возможно в вашем окружении есть люди, которым удалось построить дом. В общении с ними вы можете получить больше информации о возможностях и помехах на пути реализации цели. Поэтому смело заявляем, что цель полностью реальная.

 

И наконец, временные рамки. Вы можете строить своей мечты всю жизнь. И мучиться из-за долгостроя. Если вы поставите определенные реальные сроки, правильно спланировав цель, то она будет достижима. Дом своей мечты можно построить за 5 лет. Это вполне приемлемый срок.

 

Наиболее частые ошибки при постановке целей:

- отсутствие конкретной формулировки;

- невозможность оценить результат;

- не обозначены сроки реализации цели. 

Например, студент ставит цель – выучить иностранный язык. Эта цель неконкретна. Какой именно из иностранных языков вы ставите себе цель выучить? Что значит выучить иностранный язык? В чем будет выражаться достигнутый результат? Это определенный уровень знания языка, количество слов, какой именно аспект языка будет развиваться: чтение, письмо, аудирование, общение? За какой период вы хотите достичь результат?

По этим же причинам мечта снежной бабы из шуточного мультфильма «Снежно-бабская шутка»(http://www.solnet.ee/games/mult_08.html) так и останется мечтой. Это также подтверждает и тестирование цели по технологии SMART.

 

Итак, цели, уложившиеся в систему SMART, настоящие, реалистичные, сильные.

Именно так рождались цели самых разнообразных проектов.

Например, ребята из Студенческого центра ресурсного сбережения (МГГУ им. М.А. Шолохова) задумывались над тем, как сберечь наш мир? Эта цель глобальна. И они поставили конкретную цель: установить во всех корпусах МГГУ им. М.А. Шолохова контейнеры для сбора отработанных батареек и аккумуляторов, регулярно осуществлять сбор для дальнейшей промышленной утилизации.

 

 

Вот еще один пример. Двенадцатилетний житель штата Миннесота Лукас Хоббс за свою короткую жизнь уже успел пережить тяжелые испытания. В течение нескольких месяцев он проходил курс лечения от онкологического заболевания. Поправившись, мальчик захотел отблагодарить всех, кто помогал ему во время болезни: ведь многие люди были ему совсем не знакомы. Он решил, что может это сделать, передвигаясь по округе на передвижном продуктовом фургоне и бесплатно раздавая всем желающим кексы, гамбургеры, пиццу и макароны. На реализацию этой цели были выделены средства благотворительной организацией. Благодаря ей, а также нескольким местным компаниям, занимающимся передвижными магазинами, теперь у Лукаса есть собственный продуктовый фургон, в котором он ездит по округе и бесплатно раздает всем желающим вкусные блюда. Лукас накормил уже более тысячи человек. (https://deti.mail.ru/news/12-letnij-malchik-nakormil-bolshe-tysyachi-chelove/)

 

 

У ребят – будущих волонтеров может возникнуть вопрос, а как волонтер может оценить реализованность свих целей, ощутить результат своего доброго дела? Этот результат вполне ощутим и очевиден внимательному человеку.

 

 

 

 

 

А еще добро возвращается добром и порождает вереницу добрый дел (https://www.youtube.com/watch?v=nwAYpLVyeFU)

 

 «Дерево целей»

Человек в своем главном проекте под названием «Жизнь» зачастую ставит не одну, а множество целей, касающихся его профессиональной, общественной деятельности и жизнедеятельности в целом, которые могут быть связаны друг с другом. В настоящее время существует удобная технология представления совокупности целей в виде системы – «Дерево целей».

«Дерево целей» представляет собой структурированную, построенную по иерархическому принципу (распределенная по уровням, т.е. ранжированная) совокупность целей проекта. В нем также выделены генеральная цель проекта («вершина дерева») и подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). 

«Дерево целей» связывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева. Нижние ярусы «дерева целей» образуют локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

На приведенном ниже рисунке (рис. 1) представлен вариант построения «дерева целей» в ориентации на долгосрочную перспективу.

 

Рис. 1. «Дерево целей»

 

На рисунке вершине данного варианта «дерева целей» соответствует т.н. видение.

Видение – это то, что представляется наиболее желанным итогом реализации проекта. Это внушающий доверие образ будущего, которое наступит в случае успешного завершения проекта. Видение выполняет роль путеводной звезды, придавая смысл настоящему и стимулируя команду проекта к преодолению трудностей в их работе. Далее следует миссия как ответы на вопросы: «Зачем нужно воплотить в жизнь мою мечту?».

 

Каковы функции видения?

1. Видение побуждает: генерирует смысл, вызывает гордость, энтузиазм;

2. Видение направляет, позволяет определиться со своими намерениями, поставить цель;

3. Видение стабилизирует: мотивирует, стимулирует человека. 

Структура видения:

1) Вдохновляющий архетип, символ. Например, алые паруса – символ надежды и веры в осуществлении мечты

2) Красочный образ будущего. Видение вызывает позитивные эмоции.

 

- Прошлое как основа грядущего. Видение должно вызывать гордость

 

 

 

Примеры видения:

 

- Уинстон Черчилль «Звездный час Британии»

- Уолт Дисней «Место, где обретаю счастье!» (Диснейленд)

- Мартин Лютер Кинг «Есть у меня мечта!»

 

Определение видения и личной миссии предшествуют целеполаганию. Ценности – это идеальные эталоны должного, это основания наших оценок действительности, наши жизненные ориентиры. Человеку важно не просто удовлетворять свои потребности, устраняя состояние объективной нужды в чем-то. Для человека оказывается не менее значимым и то, как, каким путем, посредством чего эти потребности удовлетворяются. Вопросы «Как? Каким путем? Посредством чего?» решаются человеком с помощью существующих у него идеальных эталонов должного - его субъективных ценностей.

Исходя из видения, миссии и ценностей человека следует постановка целей, задач – тех шагов, которые надо осуществить для реализации поставленной цели, и отдельных заданий, которые человек будет выполнять каждый день.

Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя требования к результату, который надо получить и условия задачи. В сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо спе­циальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т.е. решить ряд задач практической деятельности.

 

Итак, у каждого из нас есть выбор: или плыть по течению своей жизни, которая не приносит удовлетворения или встать на путь успешного человека, который знает, чего хочет, и сам осознанно выбирает направление своего движения.

 

 

 

3. Ресурсы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: