Мечта и цель. Как отличить мечту от цели?

 

Мечта побуждает человека настойчиво стремиться к цели.

Мечты могут воплощаться (https://www.youtube.com/watch?v=Yel8NPiPqI0) в реальной жизни наших делах и поступках.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата. Сформулированная цель делает каждый последующий шаг осмысленным и придаёт уверенность. Реализовать цель – значит претворить ее в жизнь, сделать ее реальностью. Цель – это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании.

 

Каковы ключевые отличия мечты и цели?

Во-первых, мечты находятся внутри нашего сознания, в мире воображаемом, виртуальном, в зоне комфорта, где все идеально. Мечтая, человек создает образ желаемого объекта или ситуации, которых ему не хватает для того чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым. Цель более конкретна и реалистична. При постановке цели мы понимаем, что реально, а что нет, учитываем свои возможности и вероятные помехи и ограничения на пути ее реализации, и понимаем, что цель – это тот желаемый результат, для достижения которого требуется совершить определенные действия.

Во-вторых, в мечтах практически не учитывается временной компонент. В то время как цель подразумевает определенные срок реализации. Согласно высказыванию американского писателя, философа и психолога Наполеона Хилла (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BB%D0%BB,_%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD) «Цель – это мечта со сроком действия».

В третьих, при постановке цели мы предполагаем, что на ее реализацию требуются помимо времени и другие ресурсы (деньги, материалы и др.). Мечта – есть мечта, она остается в воображении и ни к чему не обязывает. 

 

Процесс определения и постановки целей в какой-либо деятельности называется целеполаганием.

На основе чего осуществляет целеполагание?

Постановка цели на основе мечты – относится к категории ценностного целеполагания.

Целеполаганию может предшествовать сравнение своего нынешнего положения с положением своего окружения или борьба собственных интересов. Такое целеполагание называется конкурентным или состязательным.

Существует также заданное или пассивное целеполагание, предполагающее, что человек имеет намерение действовать, т.к. обострилась проблема, есть угрозы потери, неудовлетворенная потребность или задача была поставлена нам со стороны окружения. Например, перед человеком могут ставиться уже сформулированные цели, например, руководством на работе, учителем в школе.

Откуда берутся цели? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.

Потребность – это состояние нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие для его нормального функционирования. Потребности могут быть разнообразные. Это биологические потребности – в пище, воде, кислороде и пр., а также потребности в безопасности, в общении, в познании и в самореализации.

При возникновении потребности, которая переживается как состояние напряжения, человеку необходимо найти и определиться с предметом ее удовлетворения. Психологи говорят, что должен произойти процесс «опредмечивания потребности» - рождение мотива. Через мотив потребность получает свою конкретизацию, человеку становится понятно, что именно может его потребность удовлетворить. Таким образом, мотив – это внутреннее побуждение к действию. Это то, ради чего совершается действие.

Деятельность человека может быть вызвана целым комплексом мотивов. Например, волонтер может заниматься волонтерской деятельностью не только потому, что желает помогать людям. Но и потому, что так он приобретает новый опыт, он общается, развиваются его коммуникативные способности, он знакомиться с новыми людьми, может посмотреть мир и др.

Из множества мотивов один мотив становится ведущим, в нем заложен личностный смысл как переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Остальные мотивы выполняют стимулирующую функцию, играют роль дополнительных побудителей к деятельности.

Отечественные и зарубежные психологи подчеркивают значимости эмоций как регуляторов деятельности человека. Если с позиции мотива деятельность происходит успешно, то человек испытывает положительные эмоции, он осознает, что можно продолжать действовать в заданном направлении. Если деятельность осуществляется не успешно, то человек испытывает отрицательные эмоции и понимает, что надо что-то менять.

Цель как осознанный образ предвосхищаемого результата, ранее побужденная к осуществлению в деятельности каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Этот процесс называется «сдвигом мотива на цель». Его механизм таков: тот предмет, идея, цель, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив, побуждающий действовать, совершать поступки! Воплощая в жизнь цели, человек осуществляет реальную связь прошлого с настоящим, детерминирует (предопределяет) связь настоящего с будущим, реализует свои замыслы, включая и самый для себя значимый – свою мечту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: