Устав Благочиния или полицейский как правовая основа деятельности городской полиции Российской империи в конце XVIII – первой половине XIX в

Развитие промышленности, торговли, значительное увеличение притока оброчного крестьянства в города, рост купеческого сословия, выдвигавшего свои требования, ставили перед правительством задачу приведения городского административного и полицейского аппарата в соответствие с новыми явлениями социально-экономической жизни страны.

Для решения этой проблемы в 1782 г. был издан "Устав благо­чиния, или полицейский", согласно которому создавался новый город­ской административно-полицейский орган - Управа благочиния или полицейская, вводились специальные должности служащих городской полиции, более четко определялись ее задачи и компетенция. В состав Управы благочиния во всех городах, кроме Москвы и Петербурга, входил городничий и подчинявшиеся ему пристав уголовных и пристав гражданских дел, а также два выборных от купечества и ремесленников города. Подчиняясь непосредственно губернскому правлению, Управа благочиния выполняла и административно-хозяйственные функции, следя за исправностью городских сооружений, чистотой улиц и судебные, рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела.

Функции управы благочиния:

· следить за общественным порядком, соблюдением законов;

· приводить в действие решение судов и других городских органов;

· производить предварительное следствие;

· судить по мелким уголовным делам.

С введением Устава благочиния город стал делиться на относительно самостоятельные административно-полицейские части. В осно­ву разделения был положен статистический принцип. В каждую часть входило от 200 до 700 дворов. Части в свою очередь делились на кварталы по 50-100 дворов. Частный пристав, ответственный за "порядок и благочиние" в своей части, назначаемый на должность гу­бернским правлением, имел в распоряжении двух полицейских сер­жантов, а в больших городах - полицейскую команду. Квартальным надзирателям, назначаемым Управой благочиния и ответственным перед частным приставом, подчинялись все сторожа квартала, а также избираемые сроком на три года, как правило, из жителей данного квартала, квартальные поручики. Таким образом, в городах, где со­циальный состав населения был более разнороден, чем в сельской местности, только самая низшая полицейская должность была выборной.

На Управу благочиния возлагались и административно-хозяйственные функции: надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц, контроль соблюдения паспортного режима, наблюдение за деятельностью общественных организаций. Квартальный надзиратель должен был знать занятия и источ­ники доходов жителей своего квартала, получать сведения от домовла­дельцев о всех, даже временно к нему приезжающих.

Устав благочиния предусматривал деятельность полиции по контролю за общественными организациями, все "общества, товари­щества и братства" могли быть созданы только с разрешения полиции. Такое подробное перечисление возможных организаций было неслу­чайным, оно охватывало просветительские, общественно-политиче­ские кружки, торгово-промышленные объединения, а также религиоз­ные секты и масонские братства.

Устав благочиния вводился в действие постепенно. Издавался специальный указ императрицы о создании Управы благочиния в отдельных городах, причем для каждого из них утверж­дались штаты сотрудников и определялась денежная сумма на их содержание.

 

 

- 15-

Образование, структура и объём компетенций МВД Российской империи.

Манифест от 8 сентября 1802 г. об образовании восьми мини­стерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, прин­ципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.        Основой для создания министерств стали существовавшие ранее коллегии, вошедшие в состав новых органов центрального управления. Каждое министерство получило так называемый Наказ, где определялись его задачи.

Самым большим и многофункциональным стало министерство внутренних дел. Компетенция Министерства внутренних дел и задачи, стоявшие перед ним, были определены в статье IV Манифеста о создании мини­стерств. Согласно Статье 4 Манифеста об учреждении министерств Министр внутренних дел должен был "пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи". Таким образом, в МВД сосредотачивались полномочия по осуществлению управления в государстве, исполнению большого объема его внутренних функций.      МВД руководило всеми отраслями государственной промышлен­ности (кроме горной): государственного строительства, торговли, поч­той и др. В нем первоначально было образовано четыре основных структурных подразделения, так называемых экспедиций.

В компетенцию первой из них входило "заведывание делами народного продовольствия и соляной части", третья - экспедиция государственного хозяйства - занималась вопросами "усовершенствования земледелия", управляла государственными фабриками и заводами, добычей торфа, каменного угля, обеспечивала переселение крестьян на новые земли, следила за состоянием дорог. В 1806 году обе эти экспедиции МВД были объединены. Четвертая экспедиция называлась "экспедицией общественного призрения". В ее ведении были больницы, "богоугодные заведения", содержание тюрем.

Управление полицией находилось в компетенции второй экспедиции. Она называлась "экспедицией спокойствия и благочиния" и состояла из двух отделений. На первое отделение возлагались сбор сведений о происшествиях, предотвращение "ложных слухов". В задачу сельской полиции входило и наблюдение за "повиновением крестьян законной власти". Второе отделение руководило городской полицией и пожарными командами. В него также направлялись жалобы на полицию.

Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века.

 

 

-16-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: