РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
МДК.02.02
«Учебно – методическое обеспечение учебного процесса»: методика обучения игре на инструменте, изучение педагогического репертуара, изучение методической литературы по вопросам методики».
По специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» Оркестровые струнные инструменты (Скрипка, альт, виолончель)
2019 г.
Согласовано: Зав. отделением «Фортепиано и оркестрово-струнные инструменты _____________Л. Г. Шлемова «___»____________ 2019 г. Согласовано: Методист: ___________Л.Ю. Лылова «___»___________2019 г. | Утверждено: Зам. директора по учебно – методической работе ____________Л.К. Соловьева «___»___________2019 г. |
Программа МДК 02.02 «Учебно – методическое обеспечение учебного процесса» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (скрипка, альт, виолончель).
|
|
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чайковское музыкальное училище» (техникум)
Разработчики: преподаватели специальных дисциплин Чайковское музыкальное училище»:
Елькин Н.В.____________________
Шалетина Е.Ю.__________________
СОДЕРЖАНИЕ
• ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МДК | 4 |
· СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК • Примерный тематический план и содержание МДК • Условия реализации МДК • Контроль и оценка результатов МДК | 5 7 32 44 |
Паспорт ПРОГРАММЫ МДК
Методика обучения игре на инструменте
Область применения рабочей программы
Рабочая программа МДК 02.02 является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» оркестровые струнные инструменты, утверждённым Приказом Министерством образования и науки РФ № 1390 от 27.10.2014 г.
Данная программа учитывает возможность реализации учебного материала для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих недостатков в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденных психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующих получению образования без создания специальных условий на всех этапах освоения учебной дисциплины.
Программа обеспечивает достижение обучающимися - инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Образовательный процесс обучающихся с ограниченными возможностям здоровья осуществляется в едином потоке со сверстниками, не имеющими таковых ограничений
|
|
1.2. Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы:
МДК.02.02 – «Учебно – методическое обеспечение учебного процесса» относится к дисциплинам Профессионального модуля – Педагогическая деятельность (ПМ.02).
1.3. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения:
Целью курса является:
- формирование навыков организации учебной работы;
- формирование навыков учебно-методической работы;
- овладение теоретическими и практическими основами методики обучения игре на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей деятельности в качестве преподавателей ДМШ, ДШИ, других образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования в области культуры и искусства.
Задачами курса являются:
- изучение различных форм педагогической работы;
- изучение принципов организации и планирования учебного процесса;
- изучение различных форм учебной работы;
- ознакомление с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков;
- изучение способов развития и оценки природных данных;
- развитие аналитического мышления, способности к обобщению своего исполнительского опыта и использованию его в педагогической работе;
- изучение опыта выдающихся педагогов, роли педагога в воспитании молодого музыканта, приемов педагогической работы;
Уметь:
- организовывать и планировать учебный процесс;
- организовывать образовательный процесс с учетом базовых основ педагогики;
- делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей ученика;
- применять теоретические знания в исполнительской практике;
- использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской
выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
- пользоваться специальной литературой.
Знать:
- различные формы учебной работы;
- произведения различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков;
- порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного
образования детей, общеобразовательных учреждениях;
- закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
- профессиональную терминологию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы МДК:
Максимальная учебная нагрузка – 301,5 часов.
Обязательная аудиторная учебная нагрузка – 201 час.
Самостоятельная работа обучающегося – 100,5 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МДК
2.1. Объем МДК и виды учебной работы
Вид учебной работы: индивидуальные занятия, групповые занятия. | Объем часов |
Максимальная нагрузка МДК 02.02 (всего) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа | 301,5 201 100,5 |
Методика обучения игре на инструменте (скрипка, альт, виолончель) | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 165 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 110 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в т.ч. | 55 |
Изучение лекций | 12 |
Изучение специальной литературы | 12 |
Методический анализ произведений | 20 |
Подготовка докладов | 11 |
Изучение педагогического репертуара (скрипка, альт, виолончель) | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 106,5 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 71 |
Самостоятельная работа обучающегося | 35,5 |
Изучение методической литературы по вопросам методики (скрипка, альт, виолончель) | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 30 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в т.ч. | 10 |
Изучение лекций | 5 |
Конспектирование | 5 |
Итоговая аттестация: комплексный экзамен «педагогические основы преподавания творческих дисциплин и учебно-методическое обеспечение учебного процесса», который включает в себя вопросы методики. |
Примерный тематический план и содержание МДК.
|
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Методика обучения игре на инструменте (скрипка, альт) | |||||
2 курс, 4 семестр | |||||
Введение. | Содержание учебного материала. | ||||
Цели и задачи курса методики. Основные принципы обучения в классе специального инструмента(скрипки). | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | ||||
Раздел 1.Музыкальные способности ученика и методы их развития. | |||||
Тема 1. Музыкальный слух. | Содержание учебного материала: | ||||
Ведущая роль музыкального слуха в исполнительском процессе. Виды слуха: звуковысотный, ладовый, тембровый, динамический и др. Внутренний слух. Проблемы интонирования на инструментах с нефиксированной звуковысотностью. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературы: К.Мострас. «Интонация на скрипке»; «Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока. | 1 | ||||
Тема 2. Музыкальный ритм. | Содержание учебного материала: | ||||
Понятия: музыкальный ритм, метр, темп; их дифференциация. Формообразующая роль ритма, его связь с характером музыкального произведения. Развитие чувства ритма. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача | 1 | ||||
Тема 3. Память музыканта исполнителя.
| Содержание учебного материала: | ||||
Виды памяти: слуховая, двигательная, логическая, эмоциональная, зрительная. Значение музыкальной памяти. Возрастные особенности музыкальной памяти. Методы развития. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Баринова М. «О развитии творческих способностей ученика». | 1 | ||||
Раздел 2. Начальный период обучения. | |||||
Тема 4.Методика проведения | Содержание учебного материала: | ||||
приемных испытаний в ДМШ. | Правильный отбор учащихся. Сложность выявления музыкально-исполнительских данных учащихся. Методы выявления музыкальных данных. Индивидуальные испытания. Значение выразительного чтения стихов. Физические данные. | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Повтор пройденного материала. | 2 | ||||
Тема 5. Воспитание интереса к музыке, к занятиям на скрипке. | Содержание учебного материала: | ||||
Методы воспитания интереса к музыке, к занятиям на скрипке. Задачи педагога. Игра педагога на уроках. Игра в ансамбле со второй скрипкой. Участие в концертах. Выбор репертуара. | 4 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Повтор пройденного материала. | 2 | ||||
Семинар | 2 | ||||
Тема 6. Первые уроки с начинающими. | Содержание учебного материала: | ||||
Определение размеров инструмента. Ознакомление со строем. Музыкальные впечатления. Общие вопросы постановки. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 2 | ||||
Тема 7. Общие вопросы постановки. | Содержание учебного материала: | ||||
Исторический анализ приемов постановки. Общие принципы постановки. Освобождение от излишних мышечных напряжений. Предварительные упражнения. Положение корпуса и ног. Метод раздельной постановки. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературы: «Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока; Ю.И. Янкелевич. «Педагогическое наследие»; Л.Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 2 | ||||
Тема 8. Постановка левой руки. | Содержание учебного материала: | ||||
Точки опоры инструмента. Роль мостика. Воспитание навыков постановки. Отсутствие напряжения. Положение всей руки, кисти, пальцев. Расстановка пальцев на одной струне. Удобное положение 4-го пальца. Подготовительные упражнения пальцев. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Ю.И. Янкелевич. «Педагогическое наследие». | 1 | ||||
Тема 9. Постановка правой руки. | Содержание учебного материала: | ||||
Движение правой руки без смычка. Расположение пальцев на трости и их значение при звукоизвлечении. Формирование представления о качественном звучании. Особенности управления смычком. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Повтор пройденного материала. | 1 | ||||
Тема 10. Наиболее типичные недостатки в постановке рук скрипача. | Содержание учебного материала: | ||||
Наиболее типичные недостатки в постановке рук скрипача. Методы работы над устранением недостатков. Рациональная постановка и ее практическое значение. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 2 | ||||
Семинар. | 2 | ||||
Тема 11. Первые месяцы занятий с начинающими. | Содержание учебного материала: | ||||
Сочетание художественного и технического развития с учетом индивидуальных особенностей. Развитие музыкального восприятия и художественного воображения. Методы первоначального разделения комплексных игровых действий. Обобщение в целостные игровые комплексы. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: «Вопросы методики начального музыкального образования». Ред.-сост. В.Натансон, В.Руденко. | 2 | ||||
Раздел 3. Средства выразительности скрипичного исполнительства. | |||||
Тема 12. Музыкальное интонирование и проблемы скрипичной интонации. | Содержание учебного материала. | ||||
Музыкальное интонирование и проблемы скрипичной интонации. Значение правильного воспитания интонации на начальном этапе обучения. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. К. Мострас. «Интонация на скрипке». | 2 | ||||
2 курс, 4 семестр | Текущий контроль | 1 | |||
ИТОГО в 3 семестре аудиторных часов самостоятельных часов | 60 40 20 | ||||
3 курс, 5 семестр | |||||
Тема 14. Техника левой руки – пальцевая техника. | Содержание учебного материала: | ||||
Функции левой руки при игре на скрипке и целесообразное приспособление ее к инструменту. Основные виды игровых движений левой руки. Форма постановки пальцев и основные виды их движений на грифе. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: М. Блок. «К вопросу о воспитании музыкально-исполнительской техники» («Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока). Камилларов Е. «Техника левой руки скрипача»; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 2 | ||||
Тема 15. Позиции и их смены. | Содержание учебного материала: | ||||
Подготовительные упражнения на перемещения руки вдоль грифа. Слуховая ориентировка на грифе. Классификация приемов смены позиций. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: ; «Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 2 | ||||
Тема 16. Вибрато. | Содержание учебного материала: | ||||
Вибрато как художественный элемент игры и технический навык. Влияние вибрато на качество звука. Связь вибрато с эмоциональной стороной исполнителя. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: «Очерки по методике обучения игре на скрипке» ред. М. Блока; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 2 | ||||
Семинар | 2 | ||||
Тема 17. Аппликатура. | Содержание учебного материала: | ||||
Аппликатура как художественное и техническое средство исполнителя. Связь аппликатуры со стилем, тембром, фразировкой, ритмом и темпом исполняемой музыки. Виды аппликатуры. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Л. Гуревич. «Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации»; «Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока; | 2 | ||||
Тема 18. Двойные ноты и трель. | Содержание учебного материала: | ||||
Гаммы в терциях, секстах, октавах (простые октавы и «фингерированные»), децимы, трель, аккорды. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. «Очерки по методике обучения игре на скрипке»; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 1 | ||||
Тема 19. Техника правой руки. Звукоизвлечение. | Содержание учебного материала: | ||||
Звук как важнейшее выразительное средство скрипичного исполнительства. Воспитание критерия качественного скрипичного звучания. Роль общей музыкальной одаренности. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 1 | ||||
Тема 20. Штрихи. | Содержание учебного материала: | ||||
Классификация штрихов в зависимости от их музыкально-выразительной характеристики и приемов исполнения. Приемы исполнения и методы изучения штрихов. Координация действий левой и правой руки. Работа над соединением различных штрихов. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Л. Гуревич. «Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации»; Ширинский А. «Штриховая техника скрипача»; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 1 | ||||
Семинар | 2 | ||||
Тема 21. Динамика и фразировка. | Содержание учебного материала: | ||||
Динамика как один из основных элементов музыкальной выразительности. Понятие об основных динамических оттенках. Динамика звука и тембр. Взаимосвязь динамики и тембра с фразировкой. Основные принципы работы над мелодией. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 1 | ||||
Раздел 4. Работа с учащимися над инструктивным и художественным материалом. | |||||
Тема 22. Методика работы над музыкальным произведением.
| Содержание учебного материала. | ||||
Роль работы над музыкальным произведением в воспитании исполнительского мастерства и творческой личности музыканта. Условное разделение процесса работы на этапы. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением»; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 1 | ||||
Тема 23. Обзор художественного репертуара. | Содержание учебного материала:повтор пройденного материала. | ||||
Краткая характеристика этапов обучения в ДМШ. Обзор художественного репертуара, включенного в программу. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением». | 1 | ||||
Тема 24. Чтение нот с листа. | Содержание учебного материала. | ||||
Значение навыка чтения нот с листа. Роль предслышания и внутреннего слуха. Специфика процесса чтения с листа у струнников. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». | 1 | ||||
Тема 25. Методика работы над инструктивным материалом (гаммы, упражнения, этюды). | Содержание учебного материала. | ||||
Гаммы, упражнения, этюды. Обзор инструктивной педагогической литературы. Качество звучания и чистота интонирования. Система в изучении гамм и арпеджио. Значение этюдного материала. Различные типы этюдов. Методика работы над этюдом. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Мострас К. Г. «Работа над гаммами», «Упражнения»; Грицюс А. «Методические комментарии к 42 этюдам Р. Крейцера». | 1 | ||||
3 курс, 5 семестр | Дифференцированный зачет. | 1 | |||
ИТОГО в 5 семестре аудиторных часов самостоятельных часов | 48 32 16 | ||||
4 курс, 8 семестр | |||||
Раздел 5. Организация учебно-воспитательной работы в ДМШ. | |||||
Содержание учебного материала. | |||||
Тема 26. Методика проведения урока на последующем этапе. | Три основных фазы урока: - проверка выполнения задания; - работа с учеником над изучаемым материалом; - указания педагога, направляющие учащегося на дальнейшую самостоятельную работу. Подготовка педагога к уроку. Задачи педагога. Различные типы урока. | 3 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Тагиев М., Парсегов А. «Практические вопросы скрипичной педагогики». | 2 | ||||
Тема 27. Развитие творческих способностей. | Содержание учебного материала. | ||||
Методы воспитания творческого начала. Рисунки и картинки к песенкам и стихам. Игра по слуху. Импровизация и сочинение. Коллективное музицирование. Детское творчество. Роль личности педагога. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Баринова М. «О развитии творческих способностей ученика». | 2 | ||||
Тема 28. Индивидуальный подход. | Содержание учебного материала. | ||||
Типы взаимоотношений учителя и ученика: авторитарная педагогика, либеральная педагогика, целенаправленное индивидуальное воспитание. Развитие индивидуальности ученика. Составление индивидуального плана. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся:повтор пройденного материала | 1 | ||||
Тема 29. Организация домашних занятий. | Содержание учебного материала. | ||||
Соотношение количества времени, отводимого для занятий с педагогом и домашней работы ученика. Развитие самостоятельности, инициативы учащегося, чувства ответственности. Режим занятий. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Мострас К. «Система домашних занятий скрипача». | 1 | ||||
Семинар | 2 | ||||
Тема 30. Организация воспитательной работы в классе по специальности. | Содержание учебного материала. | ||||
Различные формы воспитательной работы в классе по специальности. | 4 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | ||||
Тема31. Развитие индивидуальности ученика. | Содержание учебного материала. | ||||
Развитие индивидуальности ученика и планирование педагогической работы. Развитие исполнительской инициативы. Умелый подбор репертуара. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | ||||
Тема 32. ДМШ в системе музыкального образования. | Содержание учебного материала. | ||||
Место ДМШ в системе музыкального образования. Задачи ДМШ. Начальное музыкальное образование. Задачи педагога специального класса. Подготовка учащихся к поступлению в музыкальное училище. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | ||||
Тема 33. Публичное выступление. | Содержание учебного материала. | ||||
Проблема эстрадного волнения. Пихологические и физиологические проявления эстрадного волнения. Различные взгляды на проявление эстрадного волнения. Психологическая настройка. Анализ выступления. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Ауэр. Моя школа игры на скрипке; | 2 | ||||
Семинар | 2 | ||||
Тема 34. Обзор методических пособий для ДМШ. | Содержание учебного материала. | ||||
Школы игры на скрипке. Историческое значение школ прошлого. Общий обзор различных методических пособий. | 3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Гуревич. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации | 2 | ||||
Тема 35. Обзор инструктивной методической литературы. | Содержание учебного материала. | ||||
Методический анализ сборников гамм А.Григорян, И.Гржимали, Е.Гилельс и др. Критический анализ упражнений. Анализ сборников этюдов и упражнений. | 4 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Анализ сборников гамм А.Григорян, И.Гржимали, Е.Гилельс; Критический анализ упражнений. Анализ сборников этюдов и упражнений. (Р. Крейцер, Шрадик). | 2 | ||||
Повторение материала. Подготовка к ГИА. | Содержание учебного материала:подготовка к зачету. | 5 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | 3 | ||||
Дифференцированный зачет. | 1 | ||||
Итого в 8 семестре аудиторных часов самостоятельных часов | 57 38 19 | ||||
Итого по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте (скрипка, альт) аудиторных часов самостоятельных часов | 165 110 55 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Методика обучения игре на инструменте. Виолончель. | ||||
2 курс, 4 семестр | ||||
Введение | Цели и задачи курса методики. Основные принципы обучения. | 2 | 1 | |
Раздел 1.Постановка при игре на виолончели | ||||
Тема 1: Посадка играющего и положение виолончели | Содержание учебного материала: | |||
1. | Физиологические особенности играющего. Общие условия посадки. Три точки опоры за инструментом. Прямой и изогнутый шпиль. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа: Чтение специальной методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1978, первый раздел, глава 1. | 1 | |||
Тема 2: Постановка правой руки. Способ ведения смычка. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Важнейшая функция правой руки. Автор современного смычка. Классический способ держания смычка. Общие условия и специфические способы ведения смычка. Проблемы смены смычка и переходов со струны на струну. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: Анализ специальной методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1978, первый раздел, глава 2. А. Броун. Очерки по методике игры на виолончели. М. 1960, глава 2. | 3 | |||
Тема 3: Постановка левой руки. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Физические особенности пальцев левой руки. Общие представления о расположении левой руки на грифе. Наклон пальцев на струне. Положение левой руки в пределах нижнего, среднего и высокого регистров. | 2 | 1 | |
2. | Положение руки на разных струнах. Приемы игры в одной позиции. Узкое и широкое расположение. Постановка руки при игре в среднем и высоком регистрах. | 2 | ||
Самостоятельная работа: Чтение специальной методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1978, раздел 1, глава 3. | 3 | |||
Тема 4: Звукоизвлечение.
| Содержание учебного материала: | |||
1. | Первостепенное значение звука для музыканта. Специфика звукоизвлечения на смычковых инструментах. Правила звукоизвлечения. Взаимосвязь трех факторов: скорость, нажим, игровая точка. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: Чтение методической литературы. А.Броун. Очерки по методике игры на виолончели. М. 1960, глава 1. | 2 | |||
Семинар по темам 1-4 | 2 |
Раздел 2.Технические трудности. | ||||||||||||||||||||
Тема 5: Штрихи.
| Содержание учебного материала: |
|
| |||||||||||||||||
1. | Классификация штрихов. Разбор и техника овладения штрихов: деташе, мартле, спиккато,сатийе,стаккато. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Чтение методической литературы. А.Броун. Очерки по методике игры на виолончели. М. 1960, глава 2. | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 6: Проблемы позиционных переходов. | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Физиологический разбор перехода. Два способа переходов. Переход на большой интервал. Ритмические искажения при переходе. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Закрепление темы «Проблемы позиционных переходов». Практическое задание: Анализ полученных знаний и осуществление их на инструменте. | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 7: Вибрация. | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Вибрация, как подлинное средство выразительности. Виды вибрации. Целесообразность применения вибрации. Методы обучения вибрации. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Анализ методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1987, 2 раздел, глава 7. | 1 | |||||||||||||||||||
Семинар по темам 5-7 | 2 | |||||||||||||||||||
Тема 8: Интонация и аппликатура. | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Специфика интонирования на виолончели. Воспитание правильных слуховых представлений об интервальных соотношениях. «Выразительная точность» интонации Пабло Казальса. Зона восприятия чистого интервала. Контроль педагога над точностью интонирования. | 2 | 2 | |||||||||||||||||
2. | Ж.. Л. Дюпор — первопроходец в виолончельной аппликатуре. Два ведущих принципа в аппликатурном решении. Аппликатура в кантилене и в технике. | 2 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Изучение литературы по данной теме. Л. Гинзбург. Пабло Казальс. Музгиз, 1958. | 2 | |||||||||||||||||||
Тема 9. Ставка. Изучение двойных нот. | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Положение левой руки на ставке. Влияние выдающихся виолончелистов-Ромберга и Давыдова на ставочную технику. Некоторые упражнения для развития игры на ставке. Целесообразные методы изучения октав, терций и секст. Ошибки у учащихся при исполнении двойных нот. | 3(2) | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Анализ методической литературы А. Броун. Очерки по методике игры на виолончели. М. 1960, глава 3. Закрепление изученной темы «Ставка. Изучение двойных нот». Проверка знаний на инструменте. | 2 | |||||||||||||||||||
Тема 10: Трель. Флажолеты.
| Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Метод изучения трелей. Некоторые упражнения для развития трелей. Роль флажолета при игре на струнном инструменте. Виды флажолетов. Трудность их исполнения. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Изучение литературы по данной теме | 1 |
| ||||||||||||||||||
Раздел 3. Музыкальные способности и их классификация | ||||||||||||||||||||
Тема 11: Музыкальный слух | Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||
1. | Терминология музыкального слуха. Специфика абсолютного слуха. Относительный, внутренний, гармонический, полифонический слух. Способы развития слуха. | 4 | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Изучение специальной литературы. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.2005. | 3 | |||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||
60 | ||||||||||||||||||||
40 | ||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||
3 курс 5 семестр | ||||||||||||||||||||
Тема 12: Чувство ритма | Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||
1. | Терминология понятий: ритм, темп, метр. Формообразующая роль ритма и его связь с характером музыкального произведения. Формирование чувства ритма у учащегося. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Изучение специальной литературы: Холопова В. Н. Проблемы музыкального ритма. М. 1993. | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 13: Музыкальная память | Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||
1. | Терминология музыкальной памяти. Виды памяти музыканта: слуховая, двигательная, логическая, эмоциональная, зрительная. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
| Самостоятельная работа: Изучение специальной литературы. Сергеев Б. Тайны памяти. «Феникс», 2006. Подготовка к зачету | 1 | ||||||||||||||||||
2. | Значение музыкальной памяти. Методы развития. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Изучение специальной литературы. Сергеев Б. Тайны памяти. «Феникс», 2006. | 1 | |||||||||||||||||||
Семинар по темам 11-13 | 2 | |||||||||||||||||||
Раздел 4. Начальный период обучения игре на виолончели | ||||||||||||||||||||
Тема 14: Методика проведения приемных испытаний в ДМШ | Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||
1. | Правильный отбор учащихся. Методы выявления музыкальных данных учащихся. Индивидуальные испытания. Физические данные при игре на виолончели. Значение выразительного чтения стихов. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Повторение изученного материала. | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 15: Методика проведения первых уроков с начинающим | Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||
1. | Задача педагога познакомить ребенка с инструментом и со смычком. Показать звучание и выразительные возможности виолончели. Исполнение педагогом 2-3 пьес (кантиленного и виртуозного характера) с пояснениями. Подбор хорошо звучащего инструмента для новичка. Посадка за инструментом. Постановка левой и правой рук. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Повтор изученной темы «Методика проведения первых уроков с начинающим». | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 16: Воспитание интереса к музыке, к занятиям на виолончели | Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||
1. | Методы воспитания интереса к музыке, к занятиям на виолончели. Задачи педагога. Игровая форма проведения урока с начинающими. Игра в ансамбле. Обязательное участие в концертах. Интересный выбор репертуара. | 2 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Повторение изученного материала. | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 17: Работа с начинающим над основными приемами правой руки
| Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Правильное распределение длины смычка. Некоторые упражнения по данной проблеме. Изучение легато. Равномерные и неравномерные штрихи. Способы перехода смычком со струны на струну. Изучение коротких штрихов, коротких неравномерных (пунктир) штрихов, триолей, затакта, акцентов.
| 2 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Анализ методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М.1978, 2 раздел, глава 5. | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 18: Работа с начинающим над основными приемами левой руки
| Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Работа над приемами узкого и широкого расположения пальцев. Некоторые упражнения на освоение широкого расположения пальцев. Изучение приемов смены позиции. Подготовительные упражнения. Переход на «ведущем» пальце. Смена позиций путем «вытеснения» впереди стоящих пальцев. Изучение хроматических гамм. | 2 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Анализ методической литературы. Р.Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М.1978, 2 раздел, глава 6. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
Тема 19: Развитие творческих способностей у начинающего | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Методы воспитания творческого начала у ребенка. Рисунки и стихи к играемым произведениям. Импровизация и сочинение. Роль ансамбля в развитии творческих способностей. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Повторение темы: «Развитие творческих способностей начинающего». | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 20: Роль преподавателя в процессе обучения музыкально одаренных детей младшего возраста | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Проблема развития одаренных детей. Изменение традиционных методов преподавания. Профессиональные и человеческие качества, которыми обязан обладать преподаватель. Многоуровневый процесс педагогической деятельности. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Повтор пройденного материала. | 1 | |||||||||||||||||||
Семинар по темам 14-20 | 1 | |||||||||||||||||||
Раздел 5. Работа с учащимися над художественным и инструктивным материалом | ||||||||||||||||||||
Тема 21: Методика разбора музыкального произведения.
| Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Основные задачи, которые необходимо решить исполнителю при работе над музыкальным произведением. Этапы работы. Знакомство с произведением посредством прослушивания, чтения с листа.Необходимость предварительного анализа формы, гармонического плана, мелодического языка, стилевых особенностей. Проблема выбора темпа при разборе произведения. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Повтор изученного материала. | 1,5 | |||||||||||||||||||
Тема 22: Работа над изучением крупной формы и пьес.
| Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Понятие крупной формы и циклического произведения в музыкальной теории. Особенности работы над циклическими произведениями и произведениями крупной формы. Умение выстраивать драматургию и находить соответствующие художественно-выразительные средства для этого. Особенности работы над произведениями малых форм. Особое значение знания стилистики и умения выявить эмоционально -психологическое содержание. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Методический разбор пьесы и крупной формы (по выбору) из репертуара ДМШ: П.И.Чайковский. «Грустная песенка»; К. Сен-Санс. «Аллегро аппассионато»; Г. Гольтерман. Концерт №4 для виолончели; Б. Марчелло. Соната ми-минор. | 1,5 | |||||||||||||||||||
Тема 23: Чтение нот с листа | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Значение навыка чтения нот с листа. Виды чтения с листа и требования к каждому изних: оркестровое чтение, чтение с листа при знакомстве с музыкальным произведением и при разборе с целью выучивания.Роль предслышания и внутреннего слуха. Специфика процесса чтения с листа у струнников. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Повторение изученного материала. | 1,5 | |||||||||||||||||||
Тема 24: Методика работы над инструктивным материалом (гаммы, упражнения, этюды) | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Понятие «инструктивный материал». Упражнения, гаммы, этюды. Общие принципы работы над инструктивным материалом. Характерные особенности работы над разными видами инструктивного материала. Роль систематичности работы и знаний физиологических закономерностей функционирования исполнительского аппарата. Основные требования к работе над инструктивным материалом. Роль слухового контроля и качества артикуляции. | 2 | 1 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Методический анализ одной гаммы в 3 октавы (мажор, минор) и одного этюда. | 1,5 |
| ||||||||||||||||||
Дифференцированный зачет. | 1 |
| ||||||||||||||||||
Итого за 5 семестр: количество аудиторных занятий: самостоятельная работа обучающегося: | 48 | |||||||||||||||||||
32 | ||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||
4 курс, 8 семестр | ||||||||||||||||||||
Раздел 6. Организация учебно-воспитательной работы в ДМШ | ||||||||||||||||||||
Тема 25: Методика проведения урока по специальности | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Три основных фазы урока: 1. Проверка выполнения задания; 2. Работа с учеником над существующими проблемами в произведении; 3. Указания педагога, направляющие учащегося на дальнейшую самостоятельную работу. Задачи педагога. Различные типы урока. | 4 | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Повторение изученного материала. | 2 | |||||||||||||||||||
Тема 26: Организация домашних занятий | Содержание учебного материала: |
|
| |||||||||||||||||
1. | Роль самостоятельных занятий в процессе обучения в начальном и среднем звене системы образования. Требования к преподавателю по организации самостоятельных занятий учащихся. Основные задачи, которые учащиеся должны уметь решать в процессе самостоятельных занятий. Структура самостоятельных занятий: основные этапы и их значение. Оптимальный режим самостоятельных занятий. Дневные биоритмы и их влияние на продуктивность занятий. Значение осознанности самостоятельных занятий и умения ставить цели. | 4 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Составить распорядок дня (самостоятельные занятия, лекции, отдых). | 2 | |||||||||||||||||||
Тема 27: Развитие индивидуальности ученика
| Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Развитие индивидуальности ученика и планирование педагогической работы. Развитие исполнительской воли, яркости. Умелый подбор репертуара.
| 2 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Анализ специальной литературы: Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1978, введение. | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 28: Публичное выступление | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1.
| Основные требования к исполнителю в условиях концертного выступления. Проблема управляемости исполнительского аппарата в условиях публичного исполнения. Задачи предконцертной подготовки. Особенности режима предконцертных занятий. Психологические приемы и методики, позволяющие повысить устойчивость во время публичного исполнения. Методика проведения урока-прослушивания. Роль и основные задачи обсуждения итогов выступления и алгоритм исправления ошибок. | 4 | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Анализ специальной литературы. Наумов Л.Н. Сценическое волнение (электронный ресурс) Л.Н. Наумов. Режим доступа: htt//www/muzobozrenie@mail.ru | 2 |
| ||||||||||||||||||
Тема 29: Работа над созданием художественного образа. Интерпретация. | Понятие «художественный образ». Понятие авторского замысла. Необходимость знания истории создания произведения, особенностей стиля. Выявление драматургии произведения посредством разбора формы, гармонического, мелодического и фактурного анализа.Агогика, интонация, штрихи, темп, динамика, фактура, как основа процесса интерпретации. Вариативность интерпретации и необходимость эмоционального переосмысления произведения. | 4 | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: повтор материала.
| 2 |
| ||||||||||||||||||
Семинар по темам 25-29 | 2 |
| ||||||||||||||||||
Тема 30: ДМШ в системе музыкального образования. | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Место ДМШ в системе музыкального образования. Задачи ДМШ. Начальное образование. Задачи педагога специального класса. Подготовка учащегося к поступлению в СПУ. | 4 | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Повтор изученного материала. | 2 | |||||||||||||||||||
Тема 31: Обзор инструктивно-методической литературы. | Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Методический анализ сборников гамм. Критический анализ упражнений. Анализ сборников этюдов.
| 4 | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Собственный методический анализ сборников гамм, упражнений, этюдов. Литература: Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели.М. 1963; Кальянов С. Виолончельная техника. М. 1968; Мерк И. Упражнения для виолончели. Соч.11. М.,1927; Грюцмахер Ф. 24 этюда,соч.38. Тетр.1. М. 1941; Дотцауэр Ю. Этюды для виолончели. 1 тетр. Краков, 1964. | 2 | |||||||||||||||||||
Тема 32: Педагогический репертуар в музыкальном училище.
| Содержание учебного материала: |
| ||||||||||||||||||
1. | Основные требования учебного плана к репертуару в специальном классе музыкального училища. Кратк |
|