Структура и примерное содержание МДК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

МДК.02.02

«Учебно – методическое обеспечение учебного процесса»: методика обучения игре на инструменте, изучение педагогического репертуара, изучение методической литературы по вопросам методики».

По специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» Оркестровые струнные инструменты (Скрипка, альт, виолончель)

 

2019 г.

Согласовано:       Зав. отделением «Фортепиано и оркестрово-струнные инструменты                 _____________Л. Г. Шлемова  «___»____________ 2019 г.                    Согласовано: Методист: ___________Л.Ю. Лылова         «___»___________2019 г.          Утверждено: Зам. директора по учебно – методической работе  ____________Л.К. Соловьева «___»___________2019 г.  

 

       Программа МДК 02.02 «Учебно – методическое обеспечение учебного процесса» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (скрипка, альт, виолончель).

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чайковское музыкальное училище» (техникум)

 

 

Разработчики: преподаватели специальных дисциплин Чайковское музыкальное училище»:

 

Елькин Н.В.____________________

 

Шалетина Е.Ю.__________________

 

 

 

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

   
• ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МДК   4    
· СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК            • Примерный тематический план и содержание МДК • Условия реализации МДК • Контроль и оценка результатов МДК 5   7   32   44  
     
   

Паспорт ПРОГРАММЫ МДК

Методика обучения игре на инструменте

Область применения рабочей программы

Рабочая программа МДК 02.02 является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» оркестровые струнные инструменты, утверждённым Приказом Министерством образования и науки РФ № 1390 от 27.10.2014 г.

   Данная программа учитывает возможность реализации учебного материала для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих недостатков в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденных психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующих получению образования без создания специальных условий на всех этапах освоения учебной дисциплины.

       Программа обеспечивает достижение обучающимися - инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Образовательный процесс обучающихся с ограниченными возможностям здоровья осуществляется в едином потоке со сверстниками, не имеющими таковых ограничений

 

1.2. Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы:

МДК.02.02 – «Учебно – методическое обеспечение учебного процесса» относится к дисциплинам Профессионального модуля – Педагогическая деятельность (ПМ.02).

1.3. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения:

Целью курса является:

- формирование навыков организации учебной работы;

- формирование навыков учебно-методической работы;

- овладение теоретическими и практическими основами методики обучения игре на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей деятельности в качестве преподавателей ДМШ, ДШИ, других образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования в области культуры и искусства.

Задачами курса являются:

- изучение различных форм педагогической работы;

- изучение принципов организации и планирования учебного процесса;

- изучение различных форм учебной работы;

- ознакомление с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков;

- изучение способов развития и оценки природных данных;

- развитие аналитического мышления, способности к обобщению своего исполнительского опыта и использованию его в педагогической работе;

- изучение опыта выдающихся педагогов, роли педагога в воспитании молодого музыканта, приемов педагогической работы;

        

Уметь:

- организовывать и планировать учебный процесс;

- организовывать образовательный процесс с учетом базовых основ педагогики;

- делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей ученика;

- применять теоретические знания в исполнительской практике;

- использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской

выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

- пользоваться специальной литературой.

Знать:

- различные формы учебной работы;

- произведения различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков;

- порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного

образования детей, общеобразовательных учреждениях;

- закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;

- профессиональную терминологию.

        

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы МДК:

Максимальная учебная нагрузка – 301,5 часов.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка – 201 час.

Самостоятельная работа обучающегося – 100,5 часов.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МДК

2.1. Объем МДК и виды учебной работы

Вид учебной работы: индивидуальные занятия, групповые занятия. Объем часов
Максимальная нагрузка МДК 02.02 (всего) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа 301,5 201 100,5
Методика обучения игре на инструменте (скрипка, альт, виолончель)  
Максимальная учебная нагрузка (всего) 165
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 110
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в т.ч. 55
Изучение лекций 12
Изучение специальной литературы 12
Методический анализ произведений 20
Подготовка докладов 11
Изучение педагогического репертуара (скрипка, альт, виолончель)  
Максимальная учебная нагрузка (всего) 106,5
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 71
Самостоятельная работа обучающегося 35,5
Изучение методической литературы по вопросам методики (скрипка, альт, виолончель)  
Максимальная учебная нагрузка (всего) 30
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 20
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в т.ч. 10
Изучение лекций 5
Конспектирование 5
Итоговая аттестация: комплексный экзамен «педагогические основы преподавания творческих дисциплин и учебно-методическое обеспечение учебного процесса», который включает в себя вопросы методики.  


Примерный тематический план и содержание МДК.

                                                       

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
  Методика обучения игре на инструменте (скрипка, альт)    

2 курс, 4 семестр

Введение.

Содержание учебного материала.    
Цели и задачи курса методики. Основные принципы обучения в классе специального инструмента(скрипки).     2   2
Самостоятельная работа обучающихся.     1  

                                           Раздел 1.Музыкальные способности ученика и методы их развития.

Тема 1.

Музыкальный слух.

Содержание учебного материала:    
Ведущая роль музыкального слуха в исполнительском процессе. Виды слуха: звуковысотный, ладовый, тембровый, динамический и др. Внутренний слух. Проблемы интонирования на инструментах с нефиксированной звуковысотностью. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературы: К.Мострас. «Интонация на скрипке»; «Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока. 1  

Тема 2.

Музыкальный ритм.

Содержание учебного материала:    
Понятия: музыкальный ритм, метр, темп; их дифференциация. Формообразующая роль ритма, его связь с характером музыкального произведения. Развитие чувства ритма. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача 1  

Тема 3. Память музыканта исполнителя.

Содержание учебного материала:    
Виды памяти: слуховая, двигательная, логическая, эмоциональная, зрительная. Значение музыкальной памяти. Возрастные особенности музыкальной памяти. Методы развития. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: Баринова М. «О развитии творческих способностей ученика». 1  

Раздел 2. Начальный период обучения.

Тема 4.Методика проведения Содержание учебного материала:    

приемных испытаний в ДМШ. 

Правильный отбор учащихся. Сложность выявления музыкально-исполнительских данных учащихся. Методы выявления музыкальных данных. Индивидуальные испытания. Значение выразительного чтения стихов. Физические данные. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся: Повтор пройденного материала. 2  

Тема 5. Воспитание интереса к музыке, к занятиям на скрипке.

Содержание учебного материала:    
Методы воспитания интереса к музыке, к занятиям на скрипке. Задачи педагога. Игра педагога на уроках. Игра в ансамбле со второй скрипкой.  Участие в концертах. Выбор репертуара. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся: Повтор пройденного материала. 2  
Семинар   2  

Тема 6. Первые уроки с начинающими.

Содержание учебного материала:    
Определение размеров инструмента. Ознакомление со строем. Музыкальные впечатления. Общие вопросы постановки. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке».    2  

Тема 7.

Общие вопросы постановки.

Содержание учебного материала:    
Исторический анализ приемов постановки. Общие принципы постановки. Освобождение от излишних мышечных напряжений. Предварительные упражнения. Положение корпуса и ног. Метод раздельной постановки. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературы: «Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока; Ю.И. Янкелевич. «Педагогическое наследие»; Л.Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 2  

Тема 8.

Постановка левой руки.

Содержание учебного материала:    
Точки опоры инструмента. Роль мостика. Воспитание навыков постановки. Отсутствие напряжения. Положение всей руки, кисти, пальцев. Расстановка пальцев на одной струне. Удобное положение 4-го пальца. Подготовительные упражнения пальцев. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: Ю.И. Янкелевич. «Педагогическое наследие». 1  

Тема 9.

Постановка правой руки.

Содержание учебного материала:    
Движение правой руки без смычка. Расположение пальцев на трости и их значение при звукоизвлечении. Формирование представления о качественном звучании. Особенности управления смычком. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: Повтор пройденного материала. 1  

Тема 10.

Наиболее

типичные недостатки в постановке рук скрипача.

Содержание учебного материала:    
Наиболее типичные недостатки в постановке рук скрипача. Методы работы над устранением недостатков.  Рациональная постановка и ее практическое значение. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся: Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 2  
Семинар.   2  

Тема 11.

Первые месяцы занятий с начинающими.

Содержание учебного материала:    
Сочетание художественного и технического развития с учетом индивидуальных особенностей. Развитие музыкального восприятия и художественного воображения. Методы первоначального разделения комплексных игровых действий. Обобщение в целостные игровые комплексы. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся: «Вопросы методики начального музыкального образования». Ред.-сост. В.Натансон, В.Руденко. 2  

Раздел 3. Средства выразительности скрипичного исполнительства.

Тема 12.

Музыкальное интонирование и проблемы скрипичной интонации.

Содержание учебного материала.    
Музыкальное интонирование и проблемы скрипичной интонации.  Значение правильного воспитания интонации на начальном этапе обучения. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся. К. Мострас. «Интонация на скрипке». 2  

                                                                                           2 курс, 4 семестр    

Текущий контроль 1  
ИТОГО в 3 семестре аудиторных часов самостоятельных часов 60 40 20  
  3 курс, 5 семестр    

Тема 14.

Техника левой руки –

пальцевая техника.

Содержание учебного материала:    
Функции левой руки при игре на скрипке и целесообразное приспособление ее к инструменту. Основные виды игровых движений левой руки. Форма постановки пальцев и основные виды их движений на грифе. 3 2
  Самостоятельная работа обучающихся: М. Блок. «К вопросу о воспитании музыкально-исполнительской техники» («Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока). Камилларов Е. «Техника левой руки скрипача»; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 2  

Тема 15.

Позиции и их смены.

Содержание учебного материала:    
Подготовительные упражнения на перемещения руки вдоль грифа. Слуховая ориентировка на грифе. Классификация приемов смены позиций. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся: ; «Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 2  

Тема 16.

Вибрато.

Содержание учебного материала:    
Вибрато как художественный элемент игры и технический навык. Влияние вибрато на качество звука. Связь вибрато с эмоциональной стороной исполнителя. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся: «Очерки по методике обучения игре на скрипке» ред. М. Блока; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 2  
Семинар   2  

Тема 17.

Аппликатура.

Содержание учебного материала:    
Аппликатура как художественное и техническое средство исполнителя. Связь аппликатуры со стилем, тембром, фразировкой, ритмом и темпом исполняемой музыки. Виды аппликатуры. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся:  Л. Гуревич. «Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации»; «Очерки по методике обучения игре на скрипке».ред. М. Блока; 2  

Тема 18.

Двойные ноты и трель.

Содержание учебного материала:    
Гаммы в терциях, секстах, октавах (простые октавы и «фингерированные»),  децимы, трель, аккорды. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся. «Очерки по методике обучения игре на скрипке»; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 1  

Тема 19. Техника правой руки. Звукоизвлечение.

Содержание учебного материала:    
Звук как важнейшее выразительное средство скрипичного исполнительства. Воспитание критерия качественного скрипичного звучания. Роль общей музыкальной одаренности. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 1  

Тема 20.

Штрихи.

Содержание учебного материала:    
Классификация штрихов в зависимости от их музыкально-выразительной характеристики и приемов исполнения. Приемы исполнения и методы изучения штрихов. Координация действий левой и правой руки. Работа над соединением различных штрихов. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: Л. Гуревич. «Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации»; Ширинский А. «Штриховая техника скрипача»; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 1  
Семинар   2  

Тема 21.

Динамика и фразировка.

Содержание учебного материала:    
Динамика как один из основных элементов музыкальной выразительности. Понятие об основных динамических оттенках. Динамика звука и тембр. Взаимосвязь динамики и тембра с фразировкой. Основные принципы работы над мелодией. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 1  

Раздел 4. Работа с учащимися над инструктивным и художественным материалом.

Тема 22. 

Методика работы над музыкальным произведением.

 

Содержание учебного материала.    
Роль работы над музыкальным произведением в воспитании исполнительского мастерства и творческой личности музыканта. Условное разделение процесса работы на этапы. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением»; Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 1  

Тема 23.

Обзор художественного репертуара.

Содержание учебного материала:повтор пройденного материала.    
Краткая характеристика этапов обучения в ДМШ. Обзор художественного репертуара, включенного в программу. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением». 1  

Тема 24.  Чтение нот с листа.

Содержание учебного материала.    
Значение навыка чтения нот с листа. Роль предслышания и внутреннего слуха. Специфика процесса чтения с листа у струнников. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Ауэр. «Моя школа игры на скрипке». 1  

Тема 25.

Методика работы над инструктивным

материалом (гаммы, упражнения, этюды).

Содержание учебного материала.    
Гаммы, упражнения, этюды. Обзор инструктивной педагогической литературы. Качество звучания и чистота интонирования. Система в изучении гамм и арпеджио. Значение этюдного материала. Различные типы этюдов. Методика работы над этюдом. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся. Мострас К. Г. «Работа над гаммами», «Упражнения»; Грицюс А. «Методические комментарии к 42 этюдам Р. Крейцера». 1  
3 курс, 5 семестр Дифференцированный зачет. 1  
  ИТОГО в 5 семестре аудиторных часов самостоятельных часов 48 32 16  

4 курс, 8 семестр

Раздел 5. Организация учебно-воспитательной работы в ДМШ.

  Содержание учебного материала.    

Тема 26.

Методика проведения урока на последующем этапе.

Три основных фазы урока: - проверка выполнения задания; - работа с учеником над изучаемым материалом;  - указания педагога, направляющие учащегося на дальнейшую самостоятельную работу. Подготовка педагога к уроку. Задачи педагога. Различные типы урока. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся. Тагиев М., Парсегов А. «Практические вопросы скрипичной педагогики». 2  

Тема 27.

Развитие

творческих способностей.

Содержание учебного материала.    
Методы воспитания творческого начала. Рисунки и картинки к песенкам и стихам. Игра по слуху. Импровизация и сочинение. Коллективное музицирование. Детское творчество. Роль личности педагога. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся. Баринова М. «О развитии творческих способностей ученика». 2  

Тема 28.

Индивидуальный подход.

Содержание учебного материала.    
Типы взаимоотношений учителя и ученика: авторитарная педагогика, либеральная педагогика, целенаправленное индивидуальное воспитание. Развитие индивидуальности ученика. Составление индивидуального плана. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:повтор пройденного материала 1  

Тема 29.

Организация домашних занятий.

Содержание учебного материала.    
Соотношение количества времени, отводимого для занятий с педагогом и домашней работы ученика. Развитие самостоятельности, инициативы учащегося, чувства ответственности. Режим занятий. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Мострас К. «Система домашних занятий скрипача». 1  
Семинар   2  

Тема 30.

Организация воспитательной работы в классе по специальности.

Содержание учебного материала.    
Различные формы воспитательной работы в классе по специальности. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся. 2  

Тема31.

Развитие индивидуальности ученика.

Содержание учебного материала.    
Развитие индивидуальности ученика и планирование педагогической работы. Развитие исполнительской инициативы.  Умелый подбор репертуара. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся. 1  

Тема 32.

ДМШ в системе музыкального образования.

Содержание учебного материала.    
Место ДМШ в системе музыкального образования. Задачи ДМШ. Начальное музыкальное образование. Задачи педагога специального класса. Подготовка учащихся к поступлению в музыкальное училище. 2 2
  Самостоятельная работа обучающихся. 1  

Тема 33.

Публичное выступление.

Содержание учебного материала.    
Проблема эстрадного волнения. Пихологические и физиологические проявления эстрадного волнения. Различные взгляды на проявление эстрадного волнения. Психологическая настройка. Анализ выступления. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Ауэр. Моя школа игры на скрипке; 2  
Семинар   2  

Тема 34.

Обзор методических пособий для ДМШ.

Содержание учебного материала.    
Школы игры на скрипке. Историческое значение школ прошлого.  Общий обзор различных методических пособий. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся. Л. Гуревич. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации 2  

Тема 35.

Обзор

инструктивной методической литературы.

Содержание учебного материала.    
Методический анализ сборников гамм А.Григорян, И.Гржимали, Е.Гилельс и др. Критический анализ упражнений. Анализ сборников этюдов и упражнений. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся. Анализ сборников гамм А.Григорян, И.Гржимали, Е.Гилельс; Критический анализ упражнений. Анализ сборников этюдов и упражнений. (Р. Крейцер, Шрадик). 2  

Повторение материала. Подготовка к ГИА.

Содержание учебного материала:подготовка к зачету. 5 2
Самостоятельная работа обучающихся. 3  
  Дифференцированный зачет. 1  
  Итого в 8 семестре аудиторных часов самостоятельных часов 57 38 19  
  Итого по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте (скрипка, альт) аудиторных часов самостоятельных часов 165 110 55  



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов Уровень освоения
1

2

3 4
 

Методика обучения игре на инструменте. Виолончель.

   

2 курс, 4 семестр

Введение

Цели и задачи курса методики. Основные принципы обучения.

2 1

Раздел 1.Постановка при игре на виолончели

Тема 1:

Посадка играющего и положение виолончели

Содержание учебного материала:

   
1. Физиологические особенности играющего. Общие условия посадки. Три точки опоры за инструментом. Прямой и изогнутый шпиль. 2 1

Самостоятельная работа: Чтение специальной методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1978, первый раздел, глава 1.

1  

Тема 2:

Постановка правой руки. Способ ведения смычка.

Содержание учебного материала:

   
 1.   Важнейшая функция правой руки. Автор современного смычка. Классический способ держания смычка. Общие условия и специфические способы ведения смычка. Проблемы смены смычка и переходов со струны на струну. 4 2

Самостоятельная работа: Анализ специальной методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1978, первый раздел, глава 2.

А. Броун. Очерки по методике игры на виолончели. М. 1960, глава 2.

3  

Тема 3:

Постановка левой руки.

Содержание учебного материала:

   
1.     Физические особенности пальцев левой руки. Общие представления о расположении левой руки на грифе. Наклон пальцев на струне. Положение левой руки в пределах нижнего, среднего и высокого регистров. 2 1
2.  Положение руки на разных струнах. Приемы игры в одной позиции.  Узкое и широкое расположение. Постановка руки при игре в среднем и высоком регистрах. 2  

Самостоятельная работа:

 Чтение специальной методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1978, раздел 1, глава 3.

3  

Тема 4: Звукоизвлечение.

 

 Содержание учебного материала:

   
1. Первостепенное значение звука для музыканта. Специфика звукоизвлечения на смычковых инструментах. Правила звукоизвлечения. Взаимосвязь трех факторов: скорость, нажим, игровая точка. 4 2

Самостоятельная работа:

 Чтение методической литературы. А.Броун. Очерки по методике игры на виолончели. М. 1960, глава 1.

2  

Семинар по темам 1-4

2  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


 

Раздел 2.Технические трудности.

 

Тема 5: Штрихи.

 

Содержание учебного материала:

 

 

 

1.

Классификация штрихов. Разбор и техника овладения штрихов: деташе, мартле, спиккато,сатийе,стаккато.

2

1

 

Самостоятельная работа:

Чтение методической литературы. А.Броун. Очерки по методике игры на виолончели. М. 1960, глава 2.

1

 

Тема 6:

Проблемы позиционных переходов.

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Физиологический разбор перехода. Два способа переходов. Переход на большой интервал. Ритмические искажения при переходе.

2

1

 

Самостоятельная работа:

Закрепление темы «Проблемы позиционных переходов». Практическое задание:

Анализ полученных знаний и осуществление их на инструменте.

1

 

Тема 7:

Вибрация.

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Вибрация, как подлинное средство выразительности. Виды вибрации. Целесообразность применения вибрации. Методы обучения вибрации.

2

1

 

Самостоятельная работа:

 Анализ методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1987, 2 раздел, глава 7.

1

 

Семинар по темам 5-7

2

 

Тема 8:

Интонация и аппликатура.

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Специфика интонирования на виолончели. Воспитание правильных слуховых представлений об интервальных соотношениях. «Выразительная точность» интонации Пабло Казальса. Зона восприятия чистого интервала. Контроль педагога над точностью интонирования.

2

2

 

 2.

Ж.. Л. Дюпор — первопроходец в виолончельной аппликатуре. Два ведущих принципа в аппликатурном решении. Аппликатура в кантилене и в технике.

2

 

Самостоятельная работа:

 Изучение литературы по данной теме. Л. Гинзбург. Пабло Казальс. Музгиз, 1958.

2

 

Тема 9. Ставка. Изучение двойных нот.

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Положение левой руки на ставке. Влияние выдающихся виолончелистов-Ромберга и Давыдова на ставочную технику. Некоторые упражнения для развития игры на ставке. Целесообразные методы изучения октав, терций и секст. Ошибки у учащихся при исполнении двойных нот.

3(2)

2

 

Самостоятельная работа:

 Анализ методической литературы А. Броун. Очерки по методике игры на виолончели. М. 1960, глава 3. Закрепление изученной темы «Ставка. Изучение двойных нот». Проверка знаний на инструменте.

2

 

Тема 10: Трель. Флажолеты.

 

Содержание учебного материала:

 

 

 1.

Метод изучения трелей. Некоторые упражнения для развития трелей. Роль флажолета при игре на струнном инструменте. Виды флажолетов. Трудность их исполнения.

2

1

 

Самостоятельная работа:

Изучение литературы по данной теме

1

 

 

Раздел 3. Музыкальные способности и их классификация

 

Тема 11:

Музыкальный слух

Содержание учебного материала:

 
 

1.

Терминология музыкального слуха. Специфика абсолютного слуха. Относительный, внутренний, гармонический, полифонический слух. Способы развития слуха.

4

        2

 

Самостоятельная работа: Изучение специальной литературы. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.2005.

3
 
Текущий контроль 1

Итого за 4 семестр:

количество аудиторных занятий:

самостоятельная работа обучающегося:

60
40
20

 

1
  60
  40
  20
 

3 курс 5 семестр

 

Тема 12:

Чувство ритма

Содержание учебного материала:

 
 

 1.

Терминология понятий: ритм, темп, метр. Формообразующая роль ритма и его связь с характером музыкального произведения. Формирование чувства ритма у учащегося.

2

          1

 

Самостоятельная работа:

Изучение специальной литературы: Холопова В. Н. Проблемы музыкального ритма. М. 1993.

1
 

Тема 13:

Музыкальная память

Содержание учебного материала:

 
 

 1.

Терминология музыкальной памяти. Виды памяти музыканта: слуховая, двигательная, логическая, эмоциональная, зрительная.

2

          1

 

 

Самостоятельная работа: Изучение специальной литературы. Сергеев Б. Тайны памяти. «Феникс», 2006.

Подготовка к зачету

1
 

2.

Значение музыкальной памяти. Методы развития.

2

          1

 

Самостоятельная работа:

Изучение специальной литературы. Сергеев Б. Тайны памяти. «Феникс», 2006.

1
 

Семинар по темам 11-13

2
 

Раздел 4. Начальный период обучения игре на виолончели

 

Тема 14:

Методика проведения приемных испытаний в ДМШ

Содержание учебного материала:

 
 

 1.

Правильный отбор учащихся. Методы выявления музыкальных данных учащихся. Индивидуальные испытания. Физические данные при игре на виолончели. Значение выразительного чтения стихов.

2

          1

 

Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала.

1
 

Тема 15:

Методика проведения первых уроков с начинающим

Содержание учебного материала:

 
 

 1.

Задача педагога познакомить ребенка с инструментом и со смычком. Показать звучание и выразительные возможности виолончели. Исполнение педагогом 2-3 пьес (кантиленного и виртуозного характера) с пояснениями. Подбор хорошо звучащего инструмента для новичка. Посадка за инструментом. Постановка левой и правой рук.

2

          1

 

Самостоятельная работа:

Повтор изученной темы «Методика проведения первых уроков с начинающим».

1
 

Тема 16:

Воспитание интереса к музыке, к занятиям на виолончели

Содержание учебного материала:

 

 1.

Методы воспитания интереса к музыке, к занятиям на виолончели. Задачи педагога. Игровая форма проведения урока с начинающими. Игра в ансамбле. Обязательное участие в концертах. Интересный выбор репертуара.

2

 

Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала.

1

 

Тема 17:

Работа с начинающим над основными приемами правой руки

 

Содержание учебного материала:

 

 

 1.

Правильное распределение длины смычка. Некоторые упражнения по данной проблеме. Изучение легато. Равномерные и неравномерные штрихи. Способы перехода смычком со струны на струну. Изучение коротких штрихов, коротких неравномерных (пунктир) штрихов, триолей, затакта, акцентов.

 

2

 

Самостоятельная работа:

Анализ методической литературы. Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М.1978, 2 раздел, глава 5.

1

 

Тема 18:

Работа с начинающим над основными приемами левой руки

 

Содержание учебного материала:

 

 

 1.

Работа над приемами узкого и широкого расположения пальцев. Некоторые упражнения на освоение широкого расположения пальцев. Изучение приемов смены позиции. Подготовительные упражнения. Переход на «ведущем» пальце. Смена позиций путем «вытеснения» впереди стоящих пальцев. Изучение хроматических гамм.

2

 

Самостоятельная работа: Анализ методической литературы. Р.Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М.1978, 2 раздел, глава 6.

1

1

 

Тема 19:

Развитие творческих способностей у начинающего

Содержание учебного материала:

 

 

 1.

Методы воспитания творческого начала у ребенка. Рисунки и стихи к играемым произведениям. Импровизация и сочинение. Роль ансамбля в развитии творческих способностей.

2

1

 

Самостоятельная работа: Повторение темы: «Развитие творческих способностей начинающего».

1

 

Тема 20:

Роль преподавателя в процессе обучения музыкально одаренных детей младшего возраста

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Проблема развития одаренных детей. Изменение традиционных методов преподавания. Профессиональные и человеческие качества, которыми обязан обладать преподаватель. Многоуровневый процесс педагогической деятельности.

2

1

 

Самостоятельная работа:

 Повтор пройденного материала.

1

 

Семинар по темам 14-20

1

 

Раздел 5. Работа с учащимися над художественным и инструктивным материалом

 

Тема 21:

Методика разбора музыкального произведения.

 

Содержание учебного материала:

 

 

 1.

Основные задачи, которые необходимо решить исполнителю при работе над музыкальным произведением. Этапы работы. Знакомство с произведением посредством прослушивания, чтения

с листа.Необходимость предварительного анализа формы, гармонического плана, мелодического языка, стилевых особенностей. Проблема выбора темпа при разборе произведения.

2

1

 

Самостоятельная работа:

Повтор изученного материала.

1,5

 

Тема 22:

Работа над изучением крупной формы и пьес.

 

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Понятие крупной формы и циклического произведения в музыкальной теории. Особенности работы над

циклическими произведениями и произведениями крупной формы. Умение выстраивать драматургию

и находить соответствующие художественно-выразительные средства для этого. Особенности работы над произведениями малых форм. Особое значение знания стилистики и умения выявить эмоционально

-психологическое содержание.

2

1

 

Самостоятельная работа:

Методический разбор пьесы и крупной формы (по выбору) из репертуара ДМШ:

П.И.Чайковский. «Грустная песенка»;

К. Сен-Санс. «Аллегро аппассионато»;

Г. Гольтерман. Концерт №4 для виолончели;

Б. Марчелло. Соната ми-минор.

1,5

 

Тема 23:

Чтение нот с листа

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Значение навыка чтения нот с листа. Виды чтения с листа и требования к каждому изних: оркестровое чтение, чтение с листа при знакомстве с музыкальным произведением и при разборе с целью выучивания.Роль предслышания и внутреннего слуха. Специфика процесса чтения с листа у струнников.

2

1

 

Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала.

1,5

 

Тема 24:

Методика работы над инструктивным материалом (гаммы, упражнения, этюды)

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Понятие «инструктивный материал». Упражнения, гаммы, этюды. Общие принципы работы над

инструктивным материалом. Характерные особенности работы над разными видами инструктивного материала. Роль систематичности работы и знаний физиологических закономерностей функционирования исполнительского аппарата. Основные требования к работе над инструктивным

материалом. Роль слухового контроля и качества артикуляции.

2

1

 

Самостоятельная работа:

 Методический анализ одной гаммы в 3 октавы (мажор, минор) и одного этюда.

1,5

 

 

Дифференцированный зачет.

1

 

 

Итого за 5 семестр:

количество аудиторных занятий:

самостоятельная работа обучающегося:

48

 

32

 

16

 

4 курс, 8 семестр

 

Раздел 6. Организация учебно-воспитательной работы в ДМШ

 

Тема 25:

Методика проведения урока по специальности

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Три основных фазы урока:

1. Проверка выполнения задания;

2. Работа с учеником над существующими проблемами в произведении;

3. Указания педагога, направляющие учащегося на дальнейшую самостоятельную работу.

 Задачи педагога. Различные типы урока.

4

2

 

Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала.

2

 

Тема 26:

Организация домашних занятий

Содержание учебного материала:

 

 

 

1.

Роль самостоятельных занятий в процессе обучения в начальном и среднем звене системы образования.

Требования к преподавателю по организации самостоятельных занятий учащихся. Основные задачи, которые учащиеся должны уметь решать в процессе самостоятельных занятий. Структура самостоятельных занятий: основные этапы и их значение. Оптимальный режим самостоятельных

занятий. Дневные биоритмы и их влияние на продуктивность занятий. Значение осознанности самостоятельных занятий и умения ставить цели.

4

 

Самостоятельная работа:

Составить распорядок дня (самостоятельные занятия, лекции, отдых).

2

 

Тема 27:

Развитие индивидуальности ученика

 

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Развитие индивидуальности ученика и планирование педагогической работы. Развитие исполнительской воли, яркости. Умелый подбор репертуара.

 

2

 

Самостоятельная работа:

Анализ специальной литературы: Р. Сапожников. Обучение начинающего виолончелиста. М. 1978, введение.

1

 

Тема 28:

Публичное выступление

Содержание учебного материала:

 

 

1.

 

Основные требования к исполнителю в условиях концертного выступления. Проблема управляемости исполнительского аппарата в условиях публичного исполнения. Задачи предконцертной подготовки. Особенности режима предконцертных занятий. Психологические приемы и методики, позволяющие повысить устойчивость во время публичного исполнения. Методика проведения урока-прослушивания.

Роль и основные задачи обсуждения итогов выступления и алгоритм исправления ошибок.

4

2

 

Самостоятельная работа:

Анализ специальной литературы. Наумов Л.Н. Сценическое волнение (электронный ресурс) Л.Н. Наумов. Режим доступа: htt//www/muzobozrenie@mail.ru

2

 

 

Тема 29:

Работа над созданием художественного образа. Интерпретация.

Понятие «художественный образ». Понятие авторского замысла. Необходимость знания истории создания произведения, особенностей стиля. Выявление драматургии произведения посредством разбора формы, гармонического, мелодического и фактурного анализа.Агогика, интонация,

штрихи, темп, динамика, фактура, как основа процесса интерпретации. Вариативность интерпретации и необходимость эмоционального переосмысления произведения.

4

2

 

Самостоятельная работа: повтор материала.

 

2

 

 

Семинар по темам 25-29

2

 

 

Тема 30:

 ДМШ в системе музыкального образования.

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Место ДМШ в системе музыкального образования. Задачи ДМШ. Начальное образование. Задачи педагога специального класса. Подготовка учащегося к поступлению в СПУ.

4

2

 

Самостоятельная работа:

 Повтор изученного материала.

2

 

Тема 31:

Обзор инструктивно-методической литературы.

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Методический анализ сборников гамм. Критический анализ упражнений. Анализ сборников этюдов.

 

4

2

 

Самостоятельная работа:

 Собственный методический анализ сборников гамм, упражнений, этюдов. Литература: 

Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели.М. 1963;

Кальянов С. Виолончельная техника. М. 1968;

Мерк И. Упражнения для виолончели. Соч.11. М.,1927;

Грюцмахер Ф. 24 этюда,соч.38. Тетр.1. М. 1941;

Дотцауэр Ю. Этюды для виолончели. 1 тетр. Краков, 1964.

2

 

Тема 32:

Педагогический

репертуар в

музыкальном

училище.

 

Содержание учебного материала:

 

 

1.

Основные требования учебного плана к репертуару в специальном классе музыкального училища. Кратк


double arrow