Описание внеурочной деятельности

Методические рекомендации по разработке программ и оценке результативности

Внеурочной деятельности

Ярославль

2014

 

С оставитель:

Вьюгина Н.А.,

старший методист МОУ ГЦРО

Ответственный редактор: Фролова Ю.В.

Редактор: Розина Е.В.

Дизайн, верстка, макетирование: Чуканов А.Н.

 

 

Методические рекомендации по разработке программ и оценке результативности внеурочной деятельности [Текст] /Сост. Вьюгина Н.А. – Ярославль: МОУ ГЦРО, 2014. – 24 с.

 

 

Методические рекомендации предназначены заместителям директоров, курирующих организацию внеурочной деятельности в образовательном учреждении и педагогам, реализующим программы курсов внеурочной деятельности.

 

 

© Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Городской центр развития образования, 2014




СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности………………………………………..     4
Описание внеурочной деятельности…………………………….   5
Общие правила разработки программ курсов внеурочной деятельности………………………………………………………     7
Структура программы курса внеурочной деятельности……….   8
Оценка результативности внеурочной деятельности…………..   9
Список использованной литературы……………………………   10
Приложение 1 Список рекомендуемой методической литературы                 по внеурочной деятельности……………………………………       11
Приложение 2 Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности обучающегося. Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся……………………………………...     13
Приложение 3 Классификация результатов внеурочной деятельности……….     14
Приложение 4 Методические рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС общего образования……………………………………………….     16


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)

-Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373)

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897)

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413)

-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МОиН РФ от 4 октября 2010г. № 986)

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189

-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МОиН РФ от 28 декабря 2010г. №2106)

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009

ОПИСАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Под внеурочной деятельностью в условиях реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Согласно письма МОиН РФ от 19 апреля 2011г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность, и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. В рамках ФГОС общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ. В приложении 1 представлен перечень методической литературы по внеурочной деятельности, включая примерные программы по основным направлениям.

Для реализации внеурочной деятельности в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1. Игровая деятельность.

2. Познавательная деятельность.

3. Проблемно-ценностное общение.

4. Досугово-развлекательная деятельность.

5. Художественное творчество.

6. Социальное творчество.

7. Трудовая деятельность.

8. Спортивно-оздоровительная деятельность.

9. Туристско-краеведческая деятельность.

Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

Кроме плана внеурочной деятельности, проектируемого на все образовательное учреждение, целесообразно использовать:

- индивидуальную карту занятости обучающегося во внеурочной деятельности, ведение которой осуществляет классный руководитель;

- общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности, ведение которой также осуществляет классный руководитель.

Данные инструменты не только обеспечивают создание плана внеурочной деятельности образовательного учреждения, но и создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

Примерные формы индивидуальной карты занятости обучающегося и общей карты занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности приведены в приложении 2.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: