Методические рекомендации по разработке программ и оценке результативности
Внеурочной деятельности
Ярославль
2014
С оставитель:
Вьюгина Н.А.,
старший методист МОУ ГЦРО
Ответственный редактор: Фролова Ю.В.
Редактор: Розина Е.В.
Дизайн, верстка, макетирование: Чуканов А.Н.
Методические рекомендации по разработке программ и оценке результативности внеурочной деятельности [Текст] /Сост. Вьюгина Н.А. – Ярославль: МОУ ГЦРО, 2014. – 24 с.
Методические рекомендации предназначены заместителям директоров, курирующих организацию внеурочной деятельности в образовательном учреждении и педагогам, реализующим программы курсов внеурочной деятельности.
© Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Городской центр развития образования, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности……………………………………….. | 4 |
Описание внеурочной деятельности……………………………. | 5 |
Общие правила разработки программ курсов внеурочной деятельности……………………………………………………… | 7 |
Структура программы курса внеурочной деятельности………. | 8 |
Оценка результативности внеурочной деятельности………….. | 9 |
Список использованной литературы…………………………… | 10 |
Приложение 1 Список рекомендуемой методической литературы по внеурочной деятельности…………………………………… | 11 |
Приложение 2 Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности обучающегося. Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся……………………………………... | 13 |
Приложение 3 Классификация результатов внеурочной деятельности………. | 14 |
Приложение 4 Методические рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС общего образования………………………………………………. | 16 |
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
-Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)
-Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373)
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897)
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413)
|
|
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МОиН РФ от 4 октября 2010г. № 986)
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МОиН РФ от 28 декабря 2010г. №2106)
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009
ОПИСАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под внеурочной деятельностью в условиях реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Согласно письма МОиН РФ от 19 апреля 2011г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность, и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. В рамках ФГОС общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ. В приложении 1 представлен перечень методической литературы по внеурочной деятельности, включая примерные программы по основным направлениям.
|
|
Для реализации внеурочной деятельности в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1. Игровая деятельность.
2. Познавательная деятельность.
3. Проблемно-ценностное общение.
4. Досугово-развлекательная деятельность.
5. Художественное творчество.
6. Социальное творчество.
7. Трудовая деятельность.
8. Спортивно-оздоровительная деятельность.
9. Туристско-краеведческая деятельность.
Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
Кроме плана внеурочной деятельности, проектируемого на все образовательное учреждение, целесообразно использовать:
- индивидуальную карту занятости обучающегося во внеурочной деятельности, ведение которой осуществляет классный руководитель;
- общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности, ведение которой также осуществляет классный руководитель.
Данные инструменты не только обеспечивают создание плана внеурочной деятельности образовательного учреждения, но и создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.
Примерные формы индивидуальной карты занятости обучающегося и общей карты занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности приведены в приложении 2.