Учащихся в рамках ФГОС общего образования

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС на ступенях начального и основного общего образования – одна из составляющих образовательного процесса, «работающая» на единый результат наряду с урочной и внешкольной деятельностью. Поэтому так важен вопрос оценки ее результатов.

Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:

1. А нализ общего состояния внеурочной деятельности:

- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

2. Э ффективность внеурочной деятельности:

- личность школьника (на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристиквыпускника («портрета выпускника начальной (основной, средней) школы»);

- детский коллектив;

- профессиональная позиция педагога.

3. Продуктивность внеурочной деятельности:

- уровень достижения ожидаемых результатов;

- достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;

- рост мотивации к внеурочной деятельности.

4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Функции по осуществлению оценки результатов внеурочной деятельности должны быть закреплены в должностных обязанностях соответствующих педагогических и руководящих работников образовательного учреждения.

Так, первым предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния.

Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией о занятости школьников во внеурочное время. Анализ информации позволяет педагогам систематизировать сведения о персональной занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности школьников. Анализ ресурсного обеспечения внеурочной деятельности позволит выявить обеспеченность кадровыми, информационно-методическими, финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Вторым предметом диагностикирезультативности внеурочной деятельности является ее эффективность.

Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что исходя из определения воспитания как управления процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий, диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности.

Современный ребенок развивается, как личность в нескольких разных коллективах - классе, кружке, спортивной секции и т.д. Они разные по характеру деятельности, по способам вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими ролей, по длительности пребывания в них. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а так же характер взаимоотношений школьников в нем.

Для оценки показателя «профессиональная позиция педагога » возможно использование основных показателей эффективности деятельности классных руководителей, педагогов-руководителей детских объединений.

Третьим предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является ее продуктивность. Здесь следует анализировать так называемый «продукт деятельности школьника» - своеобразный итог его занятий во внеурочной деятельности.

Наконец, четвертый предмет диагностики результативности внеурочной деятельности – удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами.

Здесь следует выяснить, интересно ли ребенку посещать занятия, сложились ли у него товарищеские отношения с ребятами, которые посещают данное объединение, сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, хорошее ли у него настроение во время занятий деятельностью во внеурочное время. Необходимо понять, как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка, что они ожидают от участия своего ребенка во внеурочной деятельности, как они оценивают достижения своего ребенка. Надо изучить, доволен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, как складываются его отношения с учениками и их родителями, созданы ли условия для его творческого самовыражения.

Параметры и критерии оценки должны стать ориентиром для подбора педагогическим коллективом соответствующих диагностических методик, их комбинация и количество могут быть любыми в зависимости от квалификации педагогических кадров, особенностей построения системы воспитательной работы, целесообразности их применения в конкретном детском коллективе. В данных рекомендациях педагогам предлагается примерный перечень диагностических методик для каждого параметра оценки эффективности внеурочной деятельности (в дальнейшем он может и должен пополняться).



Основные критерии, показатели, методики оценки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: