Патриархи еврейского народа

Авраам

Около четырёх тысяч лет назад в городе Ур вблизи реки Евфрат (на территории со­временного Ирака) родился Авраам – чело­век, который дал начало еврейскому народу и еврейской религии. Авраам означает «отец множества народов».

Город Ур был богатый, многолюдный, с роскошными дворцами и величественными храмами. Его жители поклонялись множе­ству разных языческих богов, изготавливали из глины и камня их идолов.

По преданию, отец Авраама занимался из­готовлением идолов и продавал их в своей лавке. Авраам ещё ребёнком начал задумы­ваться об устройстве мира. Он понял: долж­на существовать единая сила, которая созда­ла этот мир и управляет им. Видя, как ве­чером заходит солнце, а с наступлением утра исчезают с небосвода луна и звёзды, он ре­шил: «Господь есть над ними. Ему-то я буду служить и возносить моления свои». Ав­раам, отказавшись от идолов и богов своих соплеменников, начал проповедовать веру в невидимого Единого Бога, Творца земли и неба и Владыку мира.

Аврааму было уже за 70 лет, когда Бог впервые открылся ему и повелел оставить свой дом и отправиться в Ханаан – Землю обетованную, то есть обещанную Богом.

Имя Ханаан в древности носила земля на Ближнем Востоке к западу от реки Иордан. В настоящее время территория Ханаана поделена между Израилем, Иор­данией, Ливаном и Сирией.

 Земля Ханаанская сегодня

Между Богом и Авраамом был заключён Союз – Завет. Бог пообещал сделать потом­ков Авраама избранным народом и отдать им землю Ханаанскую. А они должны всег­да следовать наказам Бога. Знаком этого За­вета, своего рода печатью, для мужчин-евреев стало обрезание.

Авраам с женой переправился через реку Евфрат на землю Ханаана. Считается, что так возникло его прозвище – Аврам-хаиври́ – «перешедший». От этого слова про­изошло и слово «еврей», и название еврей­ского народа. «Перешедший» иногда толку­ют как «находящийся по другую сторону от других – языческих – народов», имея в виду отказ Авраама от языческих богов.

Как говорит Тора, Авраам всей своей жиз­нью доказал преданность Богу, беспрекос­ловно выполняя все Его приказания, даже был готов принести Ему в жертву своего любимого сына Исаака.

Путь Авраама был труден. Он воевал, спа­сал свою жизнь и жизнь своих близких. Ве­ра Авраама подвергалась испытаниям. Но Бог снова и снова подтверждал своё обеща­ние отдать его потомству землю Ханаанскую и сделать это потомство бесчисленным.

Авраам был избран, чтобы напомнить лю­дям, что Бог и никто другой является хозя­ином мира. Но поскольку такая задача не под силу одному человеку, Бог сделал Авра­ама родоначальником еврейского народа.

 

Патриархи еврейского народа

Сын Авраама Исаак прожил довольно спо­койную жизнь, никогда не покидая земли Ханаанской. От жены, которую звали Ревекка, у него родилось двое сыновей-близнецов – Исав и Иаков. У Иакова было две жены – Лия и Рахиль, которые родили ему двенадцать сыновей, от них и пошли двенадцать колен Израилевых, образовавшие, согласно традиции, еврейский народ. В данном случае слово «колено» озна­чает двенадцать ответвлений рода, двенад­цать родственных племён.

В Торе есть история о том, как Иаков получил новое имя. Однажды ночью Иа­ков повстречался с незнакомцем, кото­рый вступил с ним в борьбу. Не сумев одолеть Иакова, незнакомец признался, что он – ангел, посланец Божий. Ангел благословил Иакова, дав ему имя Изра­иль, что означает «боровший­ся с Богом»: «Не Иаков должно быть впредь имя твоё, а Израиль, ибо ты бо­ролся с ангелом и с людьми и одолел». Поэтому и весь еврейский народ – по­томки Иакова – стал называться сыны Израилевы.

К сожалению, сыновья Израиля не всегда жили дружно. Тора рассказывает о том, как младший сын Иакова, Иосиф, по­ссорился со своими братьями и за это был продан ими в рабство в Египет. Это стало началом одной из самых драматических историй, истории Исхода, но наш разговор о ней впереди.

А Иосиф в Египте, благодаря своим спо­собностям, стал первым сановником при фа­раоне.

Как рассказывает Тора, Иосиф единствен­ный из всех сумел объяснить сны фараона.

Однажды властителю Египта привиделись семь тучных коров, которых съели семь то­щих коров. А потом ему приснились семь налитых зерном колосьев, которые были по­гублены семью пустыми колосьями.

Доставленный ко двору Иосиф, уже успев­ший проявить свою проницательность, ис­толковал сны как предсказание семи лет изобилия, на смену которым придут семь лет неурожая и голода. Он посоветовал фа­раону назначить мудрого управляющего для создания запасов продовольствия, что позво­лит избежать голода в неурожайные годы. Фараону понравилась эта идея, и он не толь­ко поручил самому Иосифу её осуществле­ние, но и назначил его своим наместником, сказав: «Я фараон; без тебя никто не дви­нет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской». Так Иосиф стал самым важным сановником при дворе фараона.

Предсказание Иосифа сбылось, и благода­ря принятым им разумным мерам Египет не просто выжил, но стал прибежищем для лю­дей из других стран, которые тоже страдали от засухи. Именно тогда братья Иосифа, го­нимые голодом, пришли из Ханаана в Еги­пет, чтобы купить зерно.

Иосиф радушно принял своих братьев, не­смотря на то, что когда-то они продали его в рабство. С тех пор и он сам, и его братья значительно поумнели и поняли, что семей­ные узы куда важнее любых ссор.

А вскоре весь род Израиля, состоявший тогда из 70 человек, перебрался в Египет.

Фараон предоставил им для проживания плодородный округ Гошен. Там были хоро­шие пастбища, и долгие годы евреи жили там спокойно, пасли свой скот и пользова­лись уважением соседей. Как написано в То­ре, «жили в стране Египетской, в стране Го­шен (Гесем), и стали в ней оседлыми, и расплоди­лись, и очень умножились».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: