Моисей. Исход из Египта

Прошли годы, в Египте начал править но­вый фараон, который уже не помнил заслуг Иосифа. Египет был рабовладельческой стра­ной, и, для того чтобы строить новые горо­да, возводить пирамиды, возделывать землю, фараону требовались всё новые и новые ра­бы. И он сделал рабами евреев, живших в земле Гошен.

Опасаясь восстания рабов, фараон прика­зал топить в Ниле всех новорождённых ев­рейских мальчиков. Вот в эти страшные для сынов Израилевых дни и появился на свет Моисей – величайший пророк, вождь и за­конодатель еврейского народа.

Моисей избежал гибели, потому что мать оставила младенца в зарослях тростника на берегу Нила. Там его нашла дочь фараона, пожалела, взяла к себе и дала имя Моше – «взятый из воды». Спасённый еврейский мальчик рос во дворце, окружённый роско­шью. Но, повзрослев, он решил узнать, как живут его соплеменники. Увиденное – из­нурительный рабский труд, жестокие изде­вательства надсмотрщиков – потрясло его до глубины души. А однажды, когда над­смотрщик при нём избил раба-еврея, Моисей не сдержался и в гневе убил египтянина.

 

Синайская пустыня

 

Спасаясь от гнева фараона, Моисей бежал из Египта в Синайскую пустыню, где сде­лался пастухом.

Может показаться удивительным, как про­стой пастух стал вождём целого народа, но Моисей увидел в горах Синая чудо, полно­стью преобразившее его жизнь. Тора расска­зывает, как из Неопалимой купины – ку­ста ежевики, который горел, но не сго­рал, – к нему обратился Бог его предков: Авраама, Исаака и Иакова.

Бог сказал: «Я – Сущий, который пре­бывает вечно!» – и повелел отправиться в Египет и спасти сынов Израилевых от раб­ства. С этого момента жизнь Моисея была посвящена одной великой цели – вернуть свой народ в Землю обетованную.

Бог наделил Моисея чудотворной силой и дал ему в помощники старшего брата Аарона. Они предстали перед фараоном и потребовали именем Бога отпустить евреев. Но фараон не только отказал им, но ещё больше поработил сынов Израилевых.

И тогда, чтобы убедить фараона, Бог обру­шил на Египет череду бедствий – десять казней египетских, последней и самой страш­ной из которых стала смерть первенцев.

Самих евреев эти бедствия не коснулись. В Торе рассказывается, что Бог обратился через Моисея к фараону с такими словами: «Отличу в тот день страну Гошен, в которой живёт мой народ... дабы знал ты, что я –

Дж. Тиссо. Казнь саранчой

Бог, владыка земли, и создал я рубеж меж­ду народом моим и твоим народом».

А в ночь гибели первенцев Моисей велел евреям пометить косяки дверей кровью яг­нёнка, чтобы Бог отличил их дома от домов египтян.

В ту же ночь фараон призвал Моисея и Аарона и объявил им, что отпускает евреев.

Путь Моисея из Египта в Ханаан

 

С тех пор евреи каждый год отмечают праздник Песах. Название праздника происходит от слова «пасах» – «мино­вал, прошёл мимо», поскольку Бог не тронул дома евреев во время казней египетских.

Фараон быстро раскаялся в своём реше­нии, бросился с войском в погоню и настиг евреев на берегу моря. Но Моисей простёр руку, и море расступилось, пропуская евре­ев, а потом вновь сомкнулось, потопив вой­ско фараона.

Так сыны Израилевы покинули страну рабства. Исход из Египта – важнейшее со­бытие в еврейской истории. Это история пре­вращения рабов в свободных людей, это начало пути домой, на котором двенадцать колен стали единым народом, живущим по заповедям Бога.

Покинув Египет, евреи ещё очень нескоро вернулись в Землю обетованную. Им пред­стояло сорок лет бродить по пустыне и возоб­новить свой Завет с Богом.

Моисею было важно, чтобы его соплемен­ники перестали чувствовать себя рабами, чтобы выросло новое поколение свободных людей. Конечно, сыны Израилевы должны были помнить, что когда-то были рабами. Об этом напоминает и еврейский закон: «Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришель­цами в земле Египетской». Но дух рабства должен был выйти из людей. Странствия ев­реев по пустыне – это время воспитания свободного народа.

Путь евреев по пустыне сопровождался как трудностями, так и чудесами, напри­мер появлением манны небесной.

Как рассказывает Тора, когда у евреев кончился весь хлеб, взятый из Египта, Бог послал им хлеб с неба – манну, похожую на маленькие белые крупинки. Когда люди увидели его в первый раз, они спрашивали: «Ман-ху? (Что это?)», и Моисей ответил: «Это хлеб, который Бог дал вам в пищу».

Гора Синай

 

И евреи назвали этот хлеб манною. Отсюда пошло выражение «ждать как манну небесную», то есть ожидать с нетерпением чего-то остро необходимого. И кстати, изготовляемая из пшеницы мелкая крупа, из которой получается всем известная манная каша, называется манной крупой или манкой, потому что внешне похожа на тот легендарный хлеб с неба.

Во время пути евреев через пустыню был возобновлён их Завет с Богом. Около горы Синай Моисей повелел устроить лагерь. На третий день гора окуталась дымом, задрожа­ла земля, загремел гром, засверкали молнии. В виде огненного столпа на неё сошёл Бог. Он обратился ко всему народу и провозгла­сил десять заповедей – десять главных за­конов, ставших основой Завета между Богом и еврейским народом.

Заповеди требовали почитать лишь одного Бога – Единого Творца, выведшего народ из египетского рабства, они запрещали по­клоняться другим богам и делать какие-либо изображения Творца. Отсюда и выраже­ние – «не сотвори себе кумира». Также не следовало произносить имя Бога напрасно. Заповеди велели соблюдать субботу – день отдыха и молитвы, посвящённый Богу.

Отдельная заповедь говорила о необходи­мости уважать своих родителей – «чти от­ца и мать твою».

Заповеди запрещали убийство, воровство, измену, лжесвидетельство и говорили о том, что не следует желать ничего чужого.

Моисей поднялся на гору, где получил от Бога подробный свод законов. Он записал всё сказанное ему Богом и прочитал народу. Потрясённый народ ответил: «Всё, что ска­зал Бог, сделаем и будем послушны». Так был заключён Завет между Богом и еврей­ским народом.

Десять заповедей были начертаны на ка­менных плитах – скрижалях, как свиде­тельство Завета.

В рассказе Торы Моисей – единственный Посредник между Богом и народом. Лишь Десять заповедей Бог провозгласил всенародно, все остальные законы получил Моисей, записал и пересказал народу. Поэтому ев­рейский религиозный закон ещё называют Моисеевым Законом, а иногда представите­ли других религий так называли и саму иудейскую веру.

После сорока лет блужданий по пустыне Моисей привёл евреев к границам Земли обетованной. Потомки бывших невольников стали свободными людьми, носителями веры в Единого Бога. В конце жизни Моисей дал народу полный свод законов, по которым ев­реи должны были жить на вновь обретённой родине.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: