Прошли годы, в Египте начал править новый фараон, который уже не помнил заслуг Иосифа. Египет был рабовладельческой страной, и, для того чтобы строить новые города, возводить пирамиды, возделывать землю, фараону требовались всё новые и новые рабы. И он сделал рабами евреев, живших в земле Гошен.
Опасаясь восстания рабов, фараон приказал топить в Ниле всех новорождённых еврейских мальчиков. Вот в эти страшные для сынов Израилевых дни и появился на свет Моисей – величайший пророк, вождь и законодатель еврейского народа.
Моисей избежал гибели, потому что мать оставила младенца в зарослях тростника на берегу Нила. Там его нашла дочь фараона, пожалела, взяла к себе и дала имя Моше – «взятый из воды». Спасённый еврейский мальчик рос во дворце, окружённый роскошью. Но, повзрослев, он решил узнать, как живут его соплеменники. Увиденное – изнурительный рабский труд, жестокие издевательства надсмотрщиков – потрясло его до глубины души. А однажды, когда надсмотрщик при нём избил раба-еврея, Моисей не сдержался и в гневе убил египтянина.
|
|
Синайская пустыня
Спасаясь от гнева фараона, Моисей бежал из Египта в Синайскую пустыню, где сделался пастухом.
Может показаться удивительным, как простой пастух стал вождём целого народа, но Моисей увидел в горах Синая чудо, полностью преобразившее его жизнь. Тора рассказывает, как из Неопалимой купины – куста ежевики, который горел, но не сгорал, – к нему обратился Бог его предков: Авраама, Исаака и Иакова.
Бог сказал: «Я – Сущий, который пребывает вечно!» – и повелел отправиться в Египет и спасти сынов Израилевых от рабства. С этого момента жизнь Моисея была посвящена одной великой цели – вернуть свой народ в Землю обетованную.
Бог наделил Моисея чудотворной силой и дал ему в помощники старшего брата Аарона. Они предстали перед фараоном и потребовали именем Бога отпустить евреев. Но фараон не только отказал им, но ещё больше поработил сынов Израилевых.
И тогда, чтобы убедить фараона, Бог обрушил на Египет череду бедствий – десять казней египетских, последней и самой страшной из которых стала смерть первенцев.
Самих евреев эти бедствия не коснулись. В Торе рассказывается, что Бог обратился через Моисея к фараону с такими словами: «Отличу в тот день страну Гошен, в которой живёт мой народ... дабы знал ты, что я –
Дж. Тиссо. Казнь саранчой
Бог, владыка земли, и создал я рубеж между народом моим и твоим народом».
А в ночь гибели первенцев Моисей велел евреям пометить косяки дверей кровью ягнёнка, чтобы Бог отличил их дома от домов египтян.
В ту же ночь фараон призвал Моисея и Аарона и объявил им, что отпускает евреев.
|
|
Путь Моисея из Египта в Ханаан
С тех пор евреи каждый год отмечают праздник Песах. Название праздника происходит от слова «пасах» – «миновал, прошёл мимо», поскольку Бог не тронул дома евреев во время казней египетских.
Фараон быстро раскаялся в своём решении, бросился с войском в погоню и настиг евреев на берегу моря. Но Моисей простёр руку, и море расступилось, пропуская евреев, а потом вновь сомкнулось, потопив войско фараона.
Так сыны Израилевы покинули страну рабства. Исход из Египта – важнейшее событие в еврейской истории. Это история превращения рабов в свободных людей, это начало пути домой, на котором двенадцать колен стали единым народом, живущим по заповедям Бога.
Покинув Египет, евреи ещё очень нескоро вернулись в Землю обетованную. Им предстояло сорок лет бродить по пустыне и возобновить свой Завет с Богом.
Моисею было важно, чтобы его соплеменники перестали чувствовать себя рабами, чтобы выросло новое поколение свободных людей. Конечно, сыны Израилевы должны были помнить, что когда-то были рабами. Об этом напоминает и еврейский закон: «Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской». Но дух рабства должен был выйти из людей. Странствия евреев по пустыне – это время воспитания свободного народа.
Путь евреев по пустыне сопровождался как трудностями, так и чудесами, например появлением манны небесной.
Как рассказывает Тора, когда у евреев кончился весь хлеб, взятый из Египта, Бог послал им хлеб с неба – манну, похожую на маленькие белые крупинки. Когда люди увидели его в первый раз, они спрашивали: «Ман-ху? (Что это?)», и Моисей ответил: «Это хлеб, который Бог дал вам в пищу».
Гора Синай
И евреи назвали этот хлеб манною. Отсюда пошло выражение «ждать как манну небесную», то есть ожидать с нетерпением чего-то остро необходимого. И кстати, изготовляемая из пшеницы мелкая крупа, из которой получается всем известная манная каша, называется манной крупой или манкой, потому что внешне похожа на тот легендарный хлеб с неба.
Во время пути евреев через пустыню был возобновлён их Завет с Богом. Около горы Синай Моисей повелел устроить лагерь. На третий день гора окуталась дымом, задрожала земля, загремел гром, засверкали молнии. В виде огненного столпа на неё сошёл Бог. Он обратился ко всему народу и провозгласил десять заповедей – десять главных законов, ставших основой Завета между Богом и еврейским народом.
Заповеди требовали почитать лишь одного Бога – Единого Творца, выведшего народ из египетского рабства, они запрещали поклоняться другим богам и делать какие-либо изображения Творца. Отсюда и выражение – «не сотвори себе кумира». Также не следовало произносить имя Бога напрасно. Заповеди велели соблюдать субботу – день отдыха и молитвы, посвящённый Богу.
Отдельная заповедь говорила о необходимости уважать своих родителей – «чти отца и мать твою».
Заповеди запрещали убийство, воровство, измену, лжесвидетельство и говорили о том, что не следует желать ничего чужого.
Моисей поднялся на гору, где получил от Бога подробный свод законов. Он записал всё сказанное ему Богом и прочитал народу. Потрясённый народ ответил: «Всё, что сказал Бог, сделаем и будем послушны». Так был заключён Завет между Богом и еврейским народом.
Десять заповедей были начертаны на каменных плитах – скрижалях, как свидетельство Завета.
В рассказе Торы Моисей – единственный Посредник между Богом и народом. Лишь Десять заповедей Бог провозгласил всенародно, все остальные законы получил Моисей, записал и пересказал народу. Поэтому еврейский религиозный закон ещё называют Моисеевым Законом, а иногда представители других религий так называли и саму иудейскую веру.
|
|
После сорока лет блужданий по пустыне Моисей привёл евреев к границам Земли обетованной. Потомки бывших невольников стали свободными людьми, носителями веры в Единого Бога. В конце жизни Моисей дал народу полный свод законов, по которым евреи должны были жить на вновь обретённой родине.