Скиния и Храм. Царь Соломон

Ещё при жизни Моисея и по его указа­нию евреи построили для Скрижалей Завета походный храм – Скинию (в переводе с гре­ческого – шатёр). Сами евреи называли своё святилище мишкан, что означает «ме­стопребывание» – место хранения великой святыни и вместе с тем место Божественно­го присутствия среди народа Израилева.

Скиния. Реконструкция

 

Скиния была святилищем, где евреи во главе со священнослужителями-жрецами по­клонялись Богу.

Первосвященником Моисей сделал своего брата Аарона, а его сыновей – священника­ми, и с тех пор все потомки Аарона ста­новились жрецами. Первосвященник носил особый наряд с нагрудником, украшенным двенадцатью разными драгоценными камня­ми – символами двенадцати колен Израи­левых. Жрецы совершали от имени народа жертвоприношения Богу и возносили ему молитвы.

Скиния представляла собой шатёр из ко­жи, внутри она делилась занавесью на две неравные части. Меньшее помещение в глу­бине называлось Святая святых, там в Ков­чеге Завета – большом переносном лар­це – хранились Скрижали.

Ковчег Завета был сделан из дерева и обит внутри и снаружи чистым золотом. По краям крышки помещались херувимы – крылатые небесные стражи.

В большей части Скинии стояли золотой семисвечник – Менора и жертвенник. Пер­восвященник зажигал Менору в сумерках, и семь её огней горели всю ночь.

Скиния была устроена так, что её можно было легко разобрать и носить с собой, и у Ковчега на углах были кольца…

1. – Ковчег Завета. Реконструкция;

2. – Внесение Ковчега Завета в Иерусалимский Храм. Средневековая миниатюра

 

…в которые вставлялись шесты, чтобы можно было переносить его с места на место.

Когда Земля обетованная была отвоёвана у врагов, евреи разделили её между двенад­цатью коленами и начали жить под управ­лением уважаемых вождей – Судей. Со вре­менем двенадцать колен стали единым госу­дарством – Царством Израиля, величайшими Царями которого были Давид и Соломон.

Давид (2-й царь Израиля. Первым царем был Саул)сделал столицей царства Иеруса­лим. Он перенёс в крепость новой столицы Ковчег Завета, превратив таким образом Иерусалим в священный город. А его сын Соломон (3-й царь Израиля)выстроил величественный Храм, заменивший Скинию.

И в иудейской, и в христианской, и в ис­ламской традиции царь Соломон считает­ся олицетворением мудрости и знания. Священная история рассказывает, как во сне Соломону явился Бог и пообещал даровать ему всё, что он попросит. Со­ломон не стал просить себе долгих лет жизни, богатства или славы. Он попросил только мудрости и умения различать добро и зло. И Бог сделал его мудрейшим из людей. А благодаря мудрости Соломон получил и богатство, и славу.

Иерусалимский Храм был устроен по по­добию Скинии, но построен из камня и де­рева. В нём были просторные залы и обшир­ный внутренний двор. Изнутри Храм был обшит кедром и украшен золотом. Интерес­но, что железные инструменты при строи­тельстве не использовались, так как железо символизировало войну, а Храм должен был стать обителью Бога, желающего, чтобы все люди жили в мире.

Строительство Храма шло семь лет, и день, когда Храм был освящён, стал настоящим праздником. С того дня верующие израиль­тяне стекались в него со всех концов стра­ны, чтобы в этом величественном и святом месте поклониться Единому Богу.

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне).

 

Разрушение Храма

После смерти мудрого царя Соломона еди­ное Израильское царство разделилось на два. Десять взбунтовавшихся колен образовали Северное царство, сохранившее название Из­раильского, а два – Южное, названное Иудейским, со столицей в Иерусалиме.

Два враждующих царства были слабее, чем единое государство. Прошли годы, и Из­раильское царство захватил могучий враг – Ассирийская империя. Ассирийцы жестоко обращались с побеждёнными, десять колен Израилевых были высланы со своей земли, и их след затерялся в истории.

Время шло, на Востоке одна грозная им­перия сменяла другую. Вслед за Северным царством пала Иудея. Войска царя Вавилонии Навуходоно́сора взяли штурмом Иерусалим. Город был предан огню, Храм разграблен и разрушен, а почти всё население угнано в плен.

Прошло несколько десятилетий, и армии Персидского царя Кира разбили вавилонское войско. Новый завоеватель позволил евреям вернуться на родину.

Главным своим делом вернувшиеся в Иудею евреи считали восстановление Храма. Они ютились в бедных хижинах, работали днём и ночью, и вскоре святилище восстало из пепла. По сравнению с постройкой Соло­мона новый Храм был скромен, но люди, как и прежде, собирались на богослужения, жрецы приносили жертвы Единому Богу.

Ниже – Второй Иерусалимский Храм (реконструкция)

 

Века рассеяния

Из вавилонского плена в Иудею вернулись многие евреи, но некоторые, прожив полве­ка в Вавилоне, решили остаться и долгие го­ды существовали – порой благополучно, по­рой не слишком – на землях, переходивших из рук одних властителей в руки других.

Со временем довольно много евреев посе­лилось на берегу Средиземного моря в горо­де Александрии, еврейские общины возника­ли в греческих городах-колониях вплоть до северного побережья Чёрного моря.

 

(Из учебника «Основы иудейской культуры».)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: