Учебный курс «История психоаналитического движения» читается студентам всех форм обучения: очной, очно-заочной и заочной, причем у студентов двух последних форм обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование лекционной формы обучения. Обучение — групповое, хотя в отдельных случаях возможно и индивидуальное. Информационное обеспечение курса не слишком высокое и все базовые издания перечислены в соответствующем разделе. Очень желательна, параллельная работа с первоисточниками трудов классиков психоанализа.
Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы дисциплины.
При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:
1. Особенности и содержание материала разделов и тем. В первом разделе целесообразно уделить достаточное внимание особенностям проявления бессознательных процессов в архаической культуре, проявляющихся в особенностях разного рода ритуалов и обрядов.
|
|
2. Связь между отдельными темами. Весь материал курса представляет собой связное изложение с разного рода детализациями и уточнениями. Первый раздел, посвященный особенностям проявления и опредмечивания бессознательного в культуре древних народов логически перетекает в концепции античных философов, в разной мере касающихся бессознательных процессов и далее в описание концептуальных естественно-научных предпосылок создания психоанализа. Логичным продолжением выступает описание фактографии, касающейся жизни и деятельности З.Фрейда. Фактическое изложение перемежается теоретическими и практическими новациями классика психоанализа. Изложение особенностей современного состояния психоанализа сопровождается отражением параллелей с классической концепцией.
3. Логика структурирования материала в программе. Учебная программа построена по принципам «от простого к сложного».
4. Технология преподавания отдельных тем. Темы данного курса преподаютсяв форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами.
Подготовка к занятиям осуществляется в три этапа.
1. Этап диагностики. На этом этапе преподаватель на основе наблюдения или специальных методик оценивает: уровень мотивации студентов, степень их познавательного интереса, способности и возможности студентов учебной группы в среднем. Преподаватель также определяет конкретные условия, в которых ему придется проводить занятия: расстановка, мебели, наличие аппаратуры, раздаточного и демонстрационного материала.
|
|
2. Этап прогнозирования – предположения преподавателя по поводу возможного развития событий во время занятия.
3. Этап проектирования. На этом этапе преподаватель составляет сценарий учебного занятия, который составляется путем осуществления нескольких оперативных действий: замысла учебного занятия, формулирования его целей, определения содержания учебного занятия, организации деятельности преподавателя и студентов.
На этапе проектирования составляется план учебного занятия, например, по такой схеме: вступление (установление контакта с аудиторией, обоснование важности изучаемой темы) – основная часть (активизация познавательной деятельности, сообщение учебной информации, управление восприятием и закреплением информации) – заключение.
Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.
Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.
Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций:
- развивающую;
- информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);
- ориентирующую и стимулирующую;
- воспитывающую;
- исследовательскую.
Виды самостоятельной работы:
1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы.
2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх.
3. Выполнение контрольных работ.
4. Работа с тестами и вопросами для самопроверки.
5. Моделирование или анализ конкретной ситуации.
6. Обработка статистических данных, нормативных материалов и др.
В рамках курса «История психоаналитического движения» используются такие виды самостоятельной работы как работа с тестами и вопросами для самопроверки; курсовые и дипломные работы.
Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.
При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
1 Предыстория психоанализа. Элементы глубинной психологии в мистериях и обрядах прошлого. Отреагирование и интерпретация. Платон. Христианская традиция.
2 Концептуальные предпосылки психоанализа. Персоналии и концепции.
3 З.Фрейд. Биографический очерк.
4 З.Фрейд. От гипноза к свободным ассоциациям. Обзор ранних методов и теорий.
5 В.Флисс и его роль в жизни З.Фрейда. Сновидение об инъекции Ирме.
|
|
6 «Толкование сновидений» - история создания и основные идеи.
7 «Общество психоаналитических сред», первые участники (Федерн, Ранк, Адлер, Штекель…).
8 Концептуальные основания расколов в аналитическом движении. (А.Адлер, В.Штекель, К.Г.Юнг, Ш.Ференци). Основные теоретические и клинические новации.
9 Вклад В.Штекеля в психоанализ
10 Секретный комитет. Вклад его членов (Э.Джонс, Ш.Ференци, О.Ранк…)
11 Неофрейдизм, общий обзор (К.Хорни, В.Райх, Э.Фромм)
12 Современный этап психоаналитического движения. Основные теоретические и клинические концепции (Х.Когут, О.Кернберг, Х.Спотниец)