Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля

4.1 Требования к уровню освоения предмета:

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

Знать:

- предысторию психоанализа

- исторические и концептуальные предпосылки к возникновению психоаналитического учения

- основные психоаналитические понятия и теории

- основные факты из жизни и деятельности З.Фрейда

- современном состоянии психоаналитического движения

Иметь представление о:

- основных современных психоаналитических концепциях

- основных непсихоаналитических конкурирующих глубинно-психологических концепциях

 

Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

Формы промежуточного и итогового контроля знаний – обучающий тестовый контроль.

 

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточная аттестация проводится в письменной контрольной работы. Итоговая аттестация проводится в форме компьютерного тестирования с выбором нужного ответа на вопрос из ряда предложенных.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Текст лекций по курсу

 

Приложение 1. Конспект лекций к теоретической части курса

 

Вводная часть

Предметом курса являются следующие области:

  1. История психоаналитического движения
  2. История жизни и деятельности З.Фрейда
  3. История глубинной психологии

 

Говоря о психоанализе обычно имеют ввиду одну из трех его ипостасей – медицинскую (психоанализ как вид психотерапевтической практики), прикладную (психоаналитический подход в изучении художественного творчества, в культурологии, истории, производственной сфере, политике), мировоззренческую (специфическая антропологическая концепция)

Психоаналитическая система З.Фрейда.

Фрейд постулировал, что основу человеческой природы составляет некоторая субстанция, которую он назвал Ид (Оно) и из которой исходят два основных природных (животных) начала человека – Эрос и Танатос. Эрос имеет сексуальную природу и связан с влечением к жизни. Это влечение для своей реализации использует особый вид психической энергии - Либидо. Танатос связан с влечением к смерти и связан с другим специфическим видом психической энергии - Мортидо.

Либидо имеет две особенности, определяющие его специфику:

1. Запас этой энергии избыточен, чтобы ничто не могло остановить процесс продолжения жизни. В животном мире этот потенциал ограничивается самой природой. В жизни человека таким ограничителем является культура.

2. Реализация либидного инстинкта связана с высочайшим наслаждением, превосходящим даже пищевое удовлетворение. Эта особенность объясняется тем обстоятельством, что пищевой инстинкт связан с продолжением жизни индивида, а либидный – рода, то есть, он более основополагающий.

Особенности Мортидо.

Жизнь всегда предполагает смерть и следовательно действие Мортидо имеет место до тех пор, пока человек жив. Без его энергии невозможна смена поколений, то есть естественный процесс жизни. Страх смерти сдерживает действие Мортидо. Мортидо представляет собой позыв перейти снова в неорганическое состояние и, следовательно, снова возродиться.

На страхе смерти основано любое религиозное учение. Само Мортидо лежит в основе все деструктивных поступков человека, то есть, причина деструктивности в обществе коренится в мортидном позыве каждого человека и, следовательно, она неискоренима. С другой стороны, без мортидо невозможно продолжение жизни: для поиска пищи или отстаивания своих интересов требуется известная доля агрессии, которая прослеживается даже во время сексуального акта.

Для Фрейда человеческая психика представляется как триада взаимодействующих и конфликтующих элементов: ИД (Оно) – ЭГО (Я) – СуперЭГО (Сверх-Я). Первая инстанция задает некое природное начало в человеке, которое наполняя его энергией, часто вступает в противоречие с внешней средой, а именно, с другими людьми. Внутренним представителем внешнего мира для человека является Сверх-Я. Эта инстанция включает в себя некие безусловные требования общежития между людьми, а также то, что мы называем человеческими идеалами. Инстанция, которая призвана примирять требования первых двух называется Эго (Я). Именно она регулирует поведение человека и постоянно ищет компромисс между Ид и СуперЭго, позволяя с одной стороны реализовывать свои инстинктные потребности, а с другой, не разрушать отношения с другими людьми. Инстанция Сверх-Я формируется в возрасте от 3 до 5 лет, именно этот период жизни называется эдиповым.

Внешним представителем Сверх-Я выступает человеческая культура, без которой современный человек существовать не может. Истоки ее возникновения неизвестны. Вернуться в первобытное состояние человек не может как и отказаться от своей природы. То есть, оставаясь природным существом он утратил природные регулирующие механизмы, функцию которых взяла на себя культура. С психоаналитической точки зрения можно рассматривать инстанцию ЭГО как способ разрешения противоречий между ИД и культурой. Задача культуры состоит в канализации потоков агрессивности и сексуальности и лишь в крайнем случае их репрессии. Психоанализ рассматривает современную культуру как весьма репрессивную по отношению к инстинктной жизни человека. Конструктивный выход из этого положения – сублимация, то есть перевод сексуальных и отчасти агрессивных позывов в отличное от первоначального предназначения русло в общественно приемлемые формы и цели. Например, хирургия является хорошей формой отреагирования агрессии, а актерство – сублимацией эксгибиционистского желания. Сублимация удовлетворяет требования всех трех психических инстанций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: