«Теория и методика математического развития»
Далее прилагаются варианты вопросов и ответов:
ВОПРОС 1
Проанализировать конспект непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста. Пояснить используемые в данном случае методы и приёмы. Предложить свои варианты методов и приёмов с целью решения подобных задач математического развития.
Приложение - конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ
В конспекте непрерывной образовательной деятельности «Зайчик» для второй младшей группы детского сада решаются следующие задачи математического развития:
- формирование представлений о величине – большой, маленький
- формирование представлений о форме – круг, круглый и о возможности нахождения в окружающем предметов круглой формы
- формирование количественных представлений – один, много, ни одного
Я проанализировала конспект и могу пояснить используемые в нём методы и приёмы.
|
|
Словесный метод Приёмы: | Наглядный метод Приёмы: | Практический метод Приёмы: | |
1 | Разговор с игрушкой – зовём зайчика | Показ игрушки: - Зайчик с кубиком. - кубики, у каждого ребёнка 1 большой и 1 маленький. | Игровое упражнение - «Покажи большой и маленький кубик» |
2 | Пояснение действий перед показом действий в игровом упражнении | Показ действий вигровом упражнении «Разложи кубики в коробки» | Игровое упражнение – «Разложи кубики в коробки» |
3 | - | Показ: - модели круга - обследовательских действий | Обследовательские действия с использованием модели круга. |
4 | - | Показ формообразующего движения в воздухе - круг | Выполнение формообразующего движения пальчиками в воздухе - круг |
5 | Художественное слово - стихотворение «Посмотрите-ка вокруг» | - | Игровое упражнение – «Найди круглые предметы» |
6 | Пояснение действий перед выполнением детьми игрового упражнения «Цветные тарелочки» | Показ результатов игрового упражнения «Цветные тарелочки» | Игровое упражнение – «Цветные тарелочки» (классификация по цвету) |
7 | Пояснение действий перед выполнением физкультминутки Художественное слово - стихотворение «Зайка серенький сидит» | Показ физкультминутки «Зайка серенький сидит» | Выполнение физкультминутки «Зайка серенький сидит» |
8 | - | Показ аппликации «Яблоня» до практического приёма детей и после него. | Аппликация |
9 | - | Показ корзины с морковками |
Я могу предложить свои варианты методов и приёмов с целью решения подобных задач математического развития (достаточно по 1 - 2 приёма в каждом методе!):
|
|
Формирование представлений о величине – большой, маленький.
Словесный метод - ….. Наглядный метод - ….. Практический метод - …..
Формирование представлений о форме – круг, круглый и о возможности нахождения в окружающем предметов круглой формы
Словесный метод - ….. Наглядный метод - ….. Практический метод - …..
3. Формирование количественных представлений – один, много, ни одного
Словесный метод - ….. Наглядный метод - ….. Практический метод - …..
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Конспект разбит на 9 небольших частей. Вы анализируете конспект последовательно по отдельным частям, поясняя в каждой части словесные, наглядные, практические приёмы. Таблицу с анализом конспекта можно разместить в Портфолио, но нельзя выходить отвечать с этим листом, достав его из папки! Необходимо выписать из него во время подготовки к ответу то, что Вам необходимо.
2. Можно подготовить заранее дидактические материалы для пояснения Ваших приёмов решения необходимых задач математического развития. Если возникнет вопрос, почему Вы приготовили их заранее – смело отвечайте, что не готовили, «Зайчика» видите впервые, а это - дидактические материалы для Ваших различных КСР. Очень удачно, что они подошли к ответу на вопрос билета!
ВОЗМОЖНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС (если отвечаете неуверенно!)
Предложите свой вариант физкультурной минутки для проведения непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию детей во второй младшей группе детского сада! ( Знать наизусть, уметь показывать – любой вид по Вашему выбору физкультминутки математической направленности для данного возраста!)
_________________________________________________________________________________
ВОПРОС 2
Предложить варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке» и раскрыть этапы руководства предложенными вариантами экспериментально - исследовательской деятельности.
ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ
Экспериментально - исследовательская деятельность направлена на самостоятельный поиск и приобретение детьми новой информации. Это - один из вариантов проблемно-игровой технологии, который соответствует всем её признакам:
- Взрослый создаёт мотивацию, предлагает проблему.
- Исключаются показ и подробное объяснение достижения результатов.
- Ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении.
- Ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его, но может принять частичную подсказку взрослого.
Я хочу предложить варианты экспериментально - исследовательской деятельности для математического развития детей старшего дошкольного возраста по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке».
То, что Вы здесь видите – образец! Шесть этапов руководства должны быть обязательно такими же, как в образце! Но на экзамене следует предложить свои варианты!
Этапы руководства | Математика на кухне | Математика на прогулке |
1. Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели | У меня есть только 1 бублик и 1 пряник (в форме прямоугольника). Ко мне в гости пришли 2 куклы. Все вместе мы будем пить чай. Как же нам поровну разделить бублик и пряник? Сколько одинаковых частей бублика и сколько одинаковых частей пряника нам нужны? Сколько разрезов ножом я должна сделать? | У меня 2 ведёрка – одно высокое и узкое, другое низкое и широкое. Спорят 2 куклы, каждая считает, что из песка в её ведёрке больше куличиков получится! Как же куклам разобраться. Кто прав, кто виноват? |
2. Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование | Дети выдвигают предположения – 2 или 3 части, но быстро приходят к общему мнению – 3 участника чаепития. Разные мнения о разрезах. | Дети выдвигают разные предположения, подводим к мысли – наполним ведёрки песком и будем делать из песка куличики одинаковыми формочками. |
3. Проведение эксперимента | Используются или настоящие бублики – пряники, или бумажные модели, или рисунки на доске, или рабочие листы и простые карандаши и т.д. Считаем участников чаепития и экспериментальным путем находим правильное количество разрезов. | Дети делятся на 2 команды. Педагог следит за выполнением правил – наполнение формочек полностью, не накладывание песка в них с верхом. |
4. Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога | Считаем количество частей бублика и пряника при разных вариантах, поясняем сколько разрезов необходимо сделать и каким образом (разные варианты тоже обсуждаются) | Считаем куличики, фиксируем – одинаковое количество. |
5. Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей) | Вывод – чтобы поделить бублик на 3 равные части, надо сделать 3 разреза; чтобы поделить пряник на 3 равные части, надо сделать 2 разреза, причём это можно сделать двумя способами. | Куклам не надо ссориться. У них ведёрки одинакового объёма! |
6. Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность | В развивающую среду вносятся всевозможные рабочие листы с аналогичными заданиями. Дети при помощи карандашей производят деление кольца и прямоугольника на 3 равные части. Если дети самостоятельно владеют ножницами – аппликации! | Дети обеспечиваются на прогулке разнообразными песочными наборами для возможности сравнивания объёмов при помощи УМ. |
ПРИМЕЧАНИЕ
|
|
Приготовьте заранее дидактические материалы (иллюстрации, фото Вашего проведения экспериментальной деятельности, о которой Вы рассказываете и т.д.) для организации своих вариантов экспериментально - исследовательской деятельности по темам «Математика на кухне» и «Математика на прогулке»! Ваш ответ будет выглядеть эффектно!
|
|
_______________________________________________________________________________
ВОПРОС 3
Продемонстрировать варианты использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификация в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации (с учётом этапов усложнения).
Приложение - блоки Дьенеша, карточки с обручами, мелкие игрушки, символы свойств блоков Дьенеша.
ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ
Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, психолог, создатель авторской методики «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений. Он придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – свободно развиваться в игре, но содержанием игры может быть вполне серьезная и сложная научная тема. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются тремя свойствами (тремя признаками):
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
2. Цветом - красные, желтые, синие.
3. Величиной - большие и маленькие, толстые и тонкие.
Я покажу, как возможно использовать блоки Дьенеша для освоения детьми логической операции «классификация» - распределения предметов по группам на основании общих признаков.
Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака (основание классификации) и деление на группы по основанию классификации. При помощи блоков Дьенеша возможно классифицировать по цвету, форме и величине с учётом усложнения – увеличения признаков классификации.
ДАЛЕЕ ВЫ ПОЯСНЯЕТЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ СИСТЕМУ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ С УЧЁТОМ ЭТАПОВ УСЛОЖНЕНИЯ.