На экзамене ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования по вопросам МДК 03.04

«Теория и методика математического развития»

Далее прилагаются варианты вопросов и ответов:

ВОПРОС 1

Проанализировать конспект непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста. Пояснить используемые в данном случае методы и приёмы. Предложить свои варианты методов и приёмов с целью решения подобных задач математического развития.

Приложение - конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

В конспекте непрерывной образовательной деятельности «Зайчик» для второй младшей группы детского сада решаются следующие задачи математического развития:

- формирование представлений о величине – большой, маленький

- формирование представлений о форме – круг, круглый и о возможности нахождения в окружающем предметов круглой формы

- формирование количественных представлений – один, много, ни одного

  Я проанализировала конспект и могу пояснить используемые в нём методы и приёмы.

  Словесный метод Приёмы: Наглядный метод Приёмы: Практический метод Приёмы:
1 Разговор с игрушкой – зовём зайчика Показ игрушки: - Зайчик с кубиком. - кубики, у каждого ребёнка 1 большой и 1 маленький. Игровое упражнение - «Покажи большой и маленький кубик»
2 Пояснение действий перед показом действий в игровом упражнении Показ действий вигровом упражнении «Разложи кубики в коробки» Игровое упражнение – «Разложи кубики в коробки»
3 - Показ: - модели круга -  обследовательских действий Обследовательские действия с использованием модели круга.
4 - Показ формообразующего движения в воздухе - круг Выполнение формообразующего движения  пальчиками в воздухе - круг
5 Художественное слово - стихотворение «Посмотрите-ка вокруг» - Игровое упражнение – «Найди круглые предметы»
6 Пояснение действий перед выполнением детьми игрового упражнения «Цветные тарелочки» Показ результатов игрового упражнения «Цветные тарелочки» Игровое упражнение – «Цветные тарелочки» (классификация по цвету)
7 Пояснение действий перед выполнением физкультминутки Художественное слово - стихотворение «Зайка серенький сидит» Показ физкультминутки «Зайка серенький сидит» Выполнение физкультминутки «Зайка серенький сидит»
8 - Показ аппликации «Яблоня» до практического приёма детей и после него. Аппликация
9 - Показ корзины с морковками  

Я могу предложить свои варианты методов и приёмов с целью решения подобных задач математического развития (достаточно по 1 - 2 приёма в каждом методе!):

Формирование представлений о величине – большой, маленький.

 Словесный метод - ….. Наглядный метод - ….. Практический метод - …..

Формирование представлений о форме – круг, круглый и о возможности нахождения в окружающем предметов круглой формы

Словесный метод - ….. Наглядный метод - ….. Практический метод - …..

      3. Формирование количественных представлений – один, много, ни одного

 Словесный метод - ….. Наглядный метод - ….. Практический метод - …..

ПРИМЕЧАНИЕ

 

1. Конспект разбит на 9 небольших частей. Вы анализируете конспект последовательно по отдельным частям, поясняя в каждой части словесные, наглядные, практические приёмы. Таблицу с анализом конспекта можно разместить в Портфолио, но нельзя выходить отвечать с этим листом, достав его из папки! Необходимо выписать из него во время подготовки к ответу то, что Вам необходимо.

2. Можно подготовить заранее дидактические материалы для пояснения Ваших приёмов решения необходимых задач математического развития. Если возникнет вопрос, почему Вы приготовили их заранее – смело отвечайте, что не готовили, «Зайчика» видите впервые, а это - дидактические материалы для Ваших различных КСР. Очень удачно, что они подошли к ответу на вопрос билета! 

ВОЗМОЖНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС (если отвечаете неуверенно!)

 

Предложите свой вариант физкультурной минутки для проведения непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию детей во второй младшей группе детского сада! ( Знать наизусть, уметь показывать – любой вид по Вашему выбору физкультминутки математической направленности для данного возраста!)

_________________________________________________________________________________

ВОПРОС 2

Предложить варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке» и раскрыть этапы руководства предложенными вариантами экспериментально - исследовательской деятельности.   

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

Экспериментально - исследовательская деятельность направлена на самостоятельный поиск и приобретение детьми новой информации. Это - один из вариантов проблемно-игровой технологии, который соответствует всем её признакам:

- Взрослый создаёт мотивацию, предлагает проблему.

- Исключаются показ и подробное объяснение достижения результатов.

- Ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении.

- Ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его, но может принять частичную подсказку взрослого.

Я хочу предложить варианты экспериментально - исследовательской деятельности для математического развития детей старшего дошкольного возраста по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке».

То, что Вы здесь видите – образец! Шесть этапов руководства должны быть обязательно такими же, как в образце! Но на экзамене следует предложить свои варианты!

Этапы руководства Математика на кухне Математика на прогулке
1. Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели У меня есть только 1 бублик и 1 пряник (в форме прямоугольника). Ко мне в гости пришли 2 куклы. Все вместе мы будем пить чай. Как же нам поровну разделить бублик и пряник? Сколько одинаковых частей бублика и сколько одинаковых частей пряника нам нужны? Сколько разрезов ножом я должна сделать? У меня 2 ведёрка – одно высокое и узкое, другое низкое и широкое. Спорят 2 куклы, каждая считает, что из песка в её ведёрке больше куличиков получится! Как же куклам разобраться. Кто прав, кто виноват?
2. Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование Дети выдвигают предположения – 2 или 3 части, но быстро приходят к общему мнению – 3 участника чаепития. Разные мнения о разрезах. Дети выдвигают разные предположения, подводим к мысли – наполним ведёрки песком и будем делать из песка куличики одинаковыми формочками.
3. Проведение эксперимента Используются или настоящие бублики – пряники, или бумажные модели, или рисунки на доске, или рабочие листы и простые карандаши и т.д. Считаем участников чаепития и экспериментальным путем находим правильное количество разрезов. Дети делятся на 2 команды. Педагог следит за выполнением правил – наполнение формочек полностью, не накладывание песка в них с верхом.
4. Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога Считаем количество частей бублика и пряника при разных вариантах, поясняем сколько разрезов необходимо сделать и каким образом (разные варианты тоже обсуждаются) Считаем куличики, фиксируем – одинаковое количество.
5. Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей) Вывод – чтобы поделить бублик на 3 равные части, надо сделать 3 разреза; чтобы поделить пряник на 3 равные части, надо сделать 2 разреза, причём это можно сделать двумя способами. Куклам не надо ссориться. У них ведёрки одинакового объёма!
6. Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность В развивающую среду вносятся всевозможные рабочие листы с аналогичными заданиями. Дети при помощи карандашей производят деление кольца и прямоугольника на 3 равные части. Если дети самостоятельно владеют ножницами – аппликации! Дети обеспечиваются на прогулке разнообразными песочными наборами для возможности сравнивания объёмов при помощи УМ.

ПРИМЕЧАНИЕ

Приготовьте заранее дидактические материалы (иллюстрации, фото Вашего проведения экспериментальной деятельности, о которой Вы рассказываете и т.д.) для организации своих вариантов экспериментально - исследовательской деятельности по темам «Математика на кухне» и «Математика на прогулке»! Ваш ответ будет выглядеть эффектно!

 

_______________________________________________________________________________

ВОПРОС 3

Продемонстрировать варианты использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификация в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации (с учётом этапов усложнения). 

Приложение - блоки Дьенеша, карточки с обручами, мелкие игрушки, символы свойств блоков Дьенеша.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, психолог, создатель авторской методики «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений. Он придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – свободно развиваться в игре, но содержанием игры может быть вполне серьезная и сложная научная тема. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются тремя свойствами (тремя признаками):

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.

2. Цветом - красные, желтые, синие.

3. Величиной - большие и маленькие, толстые и тонкие.

Я покажу, как возможно использовать блоки Дьенеша для освоения детьми логической операции «классификация» - распределения предметов по группам на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака (основание классификации) и деление на группы по основанию классификации. При помощи блоков Дьенеша возможно классифицировать по цвету, форме и величине с учётом усложнения – увеличения признаков классификации.

ДАЛЕЕ ВЫ ПОЯСНЯЕТЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ СИСТЕМУ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ С УЧЁТОМ ЭТАПОВ УСЛОЖНЕНИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: