В годы гражданской войны он добровольцем вступает в ряды Красной Армии, после демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга

Работа в Татарском драматическом театре.

В 1922 году Сайдашев возвращается в Казань. В этот год Народный комиссариат просвещения принимает решение создать Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября. Для молодой ТАССР это стало грандиозным культурным событием. Для самой же татарской культуры – началом новой эры.

Ключевой фигурой татарского театрального искусства тех лет был Карим Тинчурин.  Именно его приглашают возглавить театр. Пользуясь своим авторитетом, Тинчурин зовёт в Казань участников первых театральных трупп «Сайяр», «Нур», «Ширкат», которых революция и Гражданская война разбросали по городам.

 

Судьба Тинчурина – яркий пример того, как зыбка была жизнь человека в сталинское время. Ещё в 1936 году общественность широко отмечала 25-летие его трудовой деятельности. А 17 сентября 1937 г. он арестован и приговорен тройкой НКВД ТАССР 14 ноября 1938 г.  по обвинению: «участник националистической организации („султангалиевщина“), шпионаж в пользу Японии, вредительство на культурном фронте». Приговор: высшая мера наказания, конфискация имущества. Расстрелян 15 ноября 1938 г. Место захоронения — в г. Казань. Реабилитирован посмертно 14 октября 1955 г.

Тинчурин приглашает Сайдашева создавать музыку для театральных постановок. В результате родился новый жанр – «музыкальная драма».  

Сайдашев был человек больших организаторских способностей. С первых же дней работы в театре он направил свою деятельность на создание постоянного, односоставного симфонического оркестра для театра. Это был важный шаг, позволивший сразу же переломить ситуацию в татарской музыке, приобщить татарского слушателя к оркестровому звучанию, к которому он был совершенно не приучен.

С давних пор Казань - один из культурных центров России. Здесь выступали большие симфонические оркестры под управлением известных дирижеров. Был оперный театр. Пел Шаляпин. Однако татарское население, проживающее в "забулачной" окраине города, слушало только небольшие струнные ансамбли, состоящие из пяти-шести человек и исполняющие народные мелодии во время перерывов между спектаклями в Восточном клубе. И даже это было уделом лишь татарского населения города - татарской интеллигенции. Только с открытием Татарского государственного театра все слои татарской слободы потянулись в театр. Идти в театр стало праздничным событием в каждой семье. Это стало своего рода "выходом в свет". Ходили в театр не только смотреть спектакль, но и для общения, в лучших нарядах и украшениях.

Но для создания симфонического оркестра Сайдашеву, несомненно, пришлось проделать огромную творческую и организационную работу - искать, приглашать музыкантов, подбирать необходимую для спектакля или просто для исполнения оркестром музыку, обработать ее, инструментировать. Все это было проделано им в одном лице и в очень короткие сроки. Уже в 1923 году оркестр исполнял его музыкальное вступление к спектаклю Ибрагимова "Башмагым". И дирижером при этом, конечно же, был он сам - Салих Сайдашев.

Репертуар 20‑х поражает своей широтой. Современные работы о героях нового времени сосед­ствуют с национальными спекта­клями и постановками по русской и зарубежной классике: «Галия­бану», «Гамлете», «Отелло», «Смер­ти Иоанна Грозного». Каждый сезон в афише чуть ли не с десяток новых спек­таклей. В 1925‑м выходит первая национальная опера «Сания». А следующий год и вовсе стано­вится эпохальным: в содружестве «Тинчурин – Сайдашев» рождается спектакль «Голубая шаль», который станет брендом татарского театра на долгие годы.

Первая жена Валентина Мухина.

В этот период творческого подъёма складывается и личная жизнь композитора. Он знакомится с Валентиной Мухиной, приехавшей в Казань из Костромы и поступившей на медицинский факультет университета. Она давала частные уроки племяннику Салиха. Вспыхнувшее чувство оказалось искренним и глубоким. В 1926 году они поженились. Но счастье было недолгим. Валентина - друг, вдохновитель его творчества, большая любовь Салиха - скончалась 3 ноября 1926 года от заражения крови после родов, подарив Салиху первенца - сына Альфреда.

 

 

В 1927 году, вслед за любимой женой, Салиха постигла еще одна потеря – умер его друг   Нури Сакаев. Сакаев – актёр, режиссёр, один из основоположников татарского театра. Во второй половине 1926 г. приглашается в Казань в Татарский Государственный театр в качестве актера, где работает до последних дней своей жизни.

 

 

Первый музыкальный редактор татарского радиовещания.

В 1927 году в Казани впервые начинает работать радиовещание. "Слушайте! Слушайте! Говорит Казань! Работает радиостанция РВ-17", - прозвучит голос первого диктора Аделя Кутуя. Салих Сайдашев же стал первым музыкальным редактором радиовещания.

Адель Кутуй - писатель, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент. На 3 года младше Салиха, умер в 1945 году. В 1944 году гвардии младший лейтенант А. Н. Кутуев стал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красная Армия» на татарском языке. Зимой 1945 года, участвуя в Висло-Одерской операции, Адель с танкистами прошёл путь от Вислы до Одера. При этом он сильно простудился, но продолжал выезжать на передовую и делать репортажи, пока его состояние резко не ухудшилось. Его эвакуировали в эвакогоспиталь № 2606 города Згеж (Польша), но 16 июня 1945 года он скончался от острой формы туберкулёза легких.

Работал он на радио недолго - всего 2-3 года. Он оказался в новом деле таким же новатором и энтузиастом, как и во всем.

 

На вершине славы.

С этих лет начинается и большая концертно-гастрольная деятельность Сайдашева, которая продолжалась до конца жизни. В будущем он объездил многие республики Советского Союза не только как композитор, но и как аккомпаниатор и дирижер.

В 1929 году в Казани он дирижирует оперой "Сания", а в 1930 году в Москве, на Всесоюзной олимпиаде народных театров, дирижирует оперой "Эшче" и там же дирижирует своей музыкальной драмой "Иль", выдвинутой на смотр в этой олимпиаде.

Салих Сайдашев на вершине славы. Звучат его марши, "Наемщик" и многое другое. На экранах идет художественный фильм "Булат Батыр", где использованы отрывки из театральных постановок с его музыкой. Его имя известно всей стране.

К этому периоду относится его работа в армейской самодеятельности, где за исполнение своего "Марша Красной Армии" он получил именные часы от Наркома обороны К.Ворошилова.

О нем пишут. В мае 1929 года он женится на приехавшей из Астрахани Сафии Алпаевой, работавшей тогда кассиршей в театре. Свадьба их стала событием для всей татарской Казани.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: