Годы - жизнь в Москве

В январе 1934 года в студию татарской оперы при Московской консерватории с большим желанием учиться в столице приехала большая группа казанцев, в том числе и Салих Сайдашев.  Начались занятия. Сайдашеву выделили квартиру.Вскоре после получения квартиры к Сайдашеву приехала его семья.

Московский период жизни Сайдашева (с 1934 по 1938 годы) не был насыщен творчеством, как предыдущие годы в Казани. У него уже было свое, признанное народом место, своя "ниша" в национальной музыкальной культуре, и кампания по написанию татарской оперы не увлекла его. В 1938 году, закончив музыкальную студию при Московской консерватории, в Казань возвращается большая группа уже дипломированных специалистов, в том числе и Сайдашев. За эти четыре года изменилась обстановка в театре. Запрещена к исполнению его музыка, написанная к пьесам Тинчурина. Он угнетен, полон недобрых предчувствий.

Предвоенные годы.

Год 1939-й заканчивается несколькими знаменательными событиями как в общественной, так и в творческой жизни Сайдашева. В начале года создается Союз композиторов Татарстана во главе с Назибом Жигановым, куда Сайдашев тоже входит.

А 17 сентября 1939 года Указом Президиума Верховного Совета ТАССР Салиху Сайдашеву присваивается звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР. Проходит торжественный вечер, посвященный этому событию. Он снова в своей стихии - в театре, в творчестве.

Но постепенно начинается от отторжение от творчества Сайдашева, в прессе периодически выходят статьи с нападками на него, идёт скрытая травля. Его лучшие муз. произведения – музыку к пьесам Тинчурина, по-прежнему не исполняют. 

Годы войны.

С началом войны жизнь личная и общественная во всех сферах подчинились одной цели - победе над врагом. С первых же дней войны здание Татарского театра было отдано под госпиталь, и рабочий состав Татарского и Оперного театров был переведен снова в здание драматического театра им. Качалова. И длительное время три театральных коллектива сосуществовали в одном здании, под одной крышей. Попеременно шли и русские, и татарские, и оперные спектакли.

В 1943 году добровольцем уходит на фронт его сын Альфред. Это расставание - еще одна тревога в его душе, которой он мало с кем поделится. Далее последовали события, которые надолго выбили его из колеи. Произошел разрыв со второй женой. В эти военные годы он много работал, часто давал концерты. Его имя не сходило с афиш.

Закончилась война. В первые послевоенные годы нет особо крупных работ. В целом это годы неустроенности, безработицы. Возвращается с войны, цел и невредим, его старший сын Альфред.

Увольнение из театра.

1948 год отмечен в истории культуры как год начала больших дискуссий в области музыкального искусства. Кампания эта тогда широким фронтом охватила все сферы музыкальной жизни страны. Ждановская критика творчества таких выдающихся имен, как Шостакович, Хачатурян, Прокофьев и многих других, дошла до периферии и сильно отразилась на судьбах и творчестве многих музыкантов в разных городах и республиках. Предвестниками "критических" обсуждений творчества композиторов Казани стали нападки на творчество Сайдашева. В 1948 году Сайдашев был уволен из театра.

Вскоре прекратились и гонорары, ибо крайне редко стали исполнять музыку Сайдашева по радио.

Отстраненный от всех должностей, от дирижерского пульта и театра, перебиваясь случайными заработками, композитор находился в глубокой депрессии, хотя внешне был все тот же Сайдашев. Отчуждение его шло и по линии духовной изоляции, и по линии материальных лишений. Все композиторы были на своих местах, у каждого была своя "ниша", свое рабочее место - фольклорный кабинет, радио, музфонд и т.д. Он чувствовал себя «выброшенным» из жизни. В 1950 году ему присвоили звание народного артиста, но в театр не вернули.

Последний год жизни.

Наступал 1954 год - последний в его жизни. К концу лета общее состояние его заметно ухудшилось. Но, как всегда к врачам не обращался и никому не говорил об этом. Только его племянник Узбек Ахмеров, будучи врачом, стал замечать неладное, и после долгих споров настоял на том, чтобы он лег в на обследование в больницу.

Предварительный диагноз: киста в левом легком. Пролежал в клинике недолго, чувствовал себя неплохо и августе выписался домой. Ему дали направление на операцию в Институт хирургии имени Вишневского в Москву. Операция прошла успешно. Но случилось непредвиденное. В этот день сиделка - его третья жена - ушла домой. По природной скромности он постеснялся просить посторонних помочь ему встать, встал самостоятельно, но споткнулся, не удержался и упал. Состояние ухудшилось. По-видимому, разорвались швы, и открылось внутреннее кровотечение.

Срочно в Москву вылетели его сын Альфред и племянник Узбек. Но они не успели. Он умер 16 декабря 1954 года. И мы уже никогда не узнаем, к чему были обращены его мысли в последний час, в одиночестве, вдали от родных, близких людей.

Сайдашев похоронен на казанском кладбище в Ново-Татарской слободе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: