Учеба в музыкальном училище. Годы гражданской войны

Тема 4. Салих Сайдашев (1900, Казань – 1954, Москва)

Салих Замалетдинович Сайдашев — выдающийся татарский композитор, дирижёр, один из основоположников татарской профессиональной музыки. 

Основные жанры в его творчестве:

· Музыка к драматическим спектаклям («музыкальная драма»). Сайдашев создал музыкальное оформление более чем к 60-ти спектаклям. Традиции заложены в творчестве Султана Габяши. Наиболее известно музыкальное оформление к драмам: "Галиябану" М. Файзи, «Тахир и Зухра» Ф.Бурнаша, "Голубая шаль" К. Тинчурина, "Наемщик" Т. Гиззата и др. Есть музыкальное оформление и к комедиям, например "Башмагым" ("Башмачки") Х. Ибрагимова.

 

· Песня. Он создал много песен гражданско-патриотического характера: например, «Песня Советской Армии» на слова А. Файзи, «Песня советской молодежи» на слова А. Исхака, «Песня о дружбе». Есть и лирические песни: например, «Соловей» на слова А.Файзи, «Долгий путь», «Кара урман» («Дремучий лес»), «Җ,ырларым” («Песни мои», слова М. Джалиля).

· Музыка для симфонического оркестра (в основном это марши и танцы). Например, «Марш Советской Армии», «Вальс».

Память о Сайдашеве:

· 25 июня 1993 года в Казани был открыт музей Сайдашева. Музей расположен в одной из квартир, где  Сайдашев.

· В 2000 г. имя Сайдашева присвоено реконструированному Государственному Большому концертному залу в Казани.

· В 2005 г. в Казани напротив театра Камала на площадке перед зданием Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета установлен памятник Сайдашеву.

· Его имя носит улица в Вахитовском районе Казани.

· В 2017 году музей Сайдашева открыт в деревне Ибря (Высокогорский район Татарстана).

О родителях и родословной Сайдашева.

Салих Сайдашев родился после смерти своего отца Замалетдина. Родословная Сайдашевых уходит корнями в крестьянское сословие. Дед Салиха Сайдашева Бикчантай считался зажиточным хозяином в деревне Ибря (ныне это Высокогорский район Татарстана). У него было четверо сыновей: Бикмухамет, Мухамади, Замалетдин и Сабирзян.

Сыновья постепенно переехали в город. Переехал и Замалетдин - отец будущего композитора. Он начал работать по найму в артели по пошиву обуви, а потом занимался торговлей.

Замалетдин женился на Махубжамал (мать будущего композитора). Замалетдин прожил с ней долгую, по-видимому, счастливую жизнь. Но, простудившись и заболев, он скончался за несколько недель до рождения своего последнего, десятого ребенка - Салиха. Дети у них умирали в раннем возрасте. В живых остались только двое - Амина и Салих.

Первый воспитатель Насретдин Хамитов.

Перед смертью отец Замалетдин поручил заботу о своей семье, а также ведение торгового дела своему приказчику и помощнику Насретдину Хамитову, который в свое время также был отдан ему на учение и вырос в его семье. Женитьба на Раузе (двоюродной сестре Салиха) радикально изменила положение Насретдина в семье. В результате он переходит в ранг родственника и поселяется с женой в доме Сайдашевых. С этого момента жизнь маленького Салиха, вместе с сестрой Аминой и матерью, до 11-летнего возраста прочно связана с именами Насретдина и Раузы Хамитовых.

С 8 лет его отдали в медресе, где он проучился 4 года. Семья стала выписывать газеты и журналы, которые издавались тогда в большом количестве. Многие родичи и сама Рауза-апа играли на гармони. По-видимому, именно к этому времени можно отнести начало освоения им игры на гармони, и первой его "учительницей" в этом была одна из двоюродных сестер по линии матери - Марьям Рафикова.

Она рассказывала: "Я привязывала пальцы маленького Салиха к своим пальцам. Затем сажала его к себе на колени и медленно играла вместе с ним какую-нибудь песню. Его пальцы при этом вместе с моими пальцами нажимали на клавиши, следовали такту и темпу мелодии. После повторения много раз одной и той же мелодии. Он сам начинал нажимать на те клавиши и быстро научился играть".

Второй воспитатель Шигаб Ахмеров.

В 1912 году Шигаб Ахмеров делает предложение Амине Сайдашевой - родной сестре Салиха. Эта свадьба была примечательна уже тем, что в качестве ближайшего друга жениха приехал в дом Габдулла Тукай.

Начиная с этого дня, жизненный путь маленького Салиха навсегда связан с именем Шигаба Ахмерова – его второго воспитателя, наставника, заменившего ему отца. К тому времени Шигаб Ахмеров уже был хорошо известен в общественных кругах. Он - автор монографии "История книгопечатания", 1909, букварей, многих статей в журналах и газетах. Время его женитьбы совпало с периодом организации журнала "Мектеб", где он выступал в качестве учредителя и главного редактора этого журнала. Ахмеров часто был первым слушателем и издателем новых стихов Тукая.

 

Постепенно жизненный путь маленького Салиха вступает в новую полосу. Дом часто посещали передовые люди той эпохи: писатели, поэты, актеры. Здесь другой интеллектуальный уровень, общение с другой категорией людей, отличных от тех, с которыми он общался ранее (Амирхан, Галиаскар Камал, Кулахметов и др.).

Именно Шигаб Ахмеров - первый человек, который поймет и разгадает музыкальный дар Салиха, и направит его по предназначенному пути.  

Шигаб Ахмеров: «Видя большую одаренность Салиха, мы освободили его от мелких хозяйственных дел, которые обычно возлагаются на детей, и по возможности создали дома все условия для занятия музыкой. Тогда же я попросил моего знакомого достать не очень дорогой инструмент - пианино или рояль… Появление дома, и специально для него, такого замечательного инструмента, как рояль, очень обрадовало, взволновало и вдохновило Салиха".

Шигаб Ахмеров приглашает учителя музыки для Салиха – им стал Загидулла Яруллин.

Учеба в музыкальном училище. Годы гражданской войны.

Шел 1914 год. Началась мировая война. Шигаб Ахмеров продолжает работать в различных издательствах, занимаясь одновременно общественными делами. Культурно-просветительская жизнь Казани идет своим чередом. Салих вместе со своим опекуном не пропускает никакие культурные события.

Одновременно он готовится к поступлению в музыкальное училище, берет частные уроки у пианистки А. С. Ивановой. Если до сих пор, занимаясь у З.Яруллина, он приобщался в основном к татарской народной музыке, то в училище, под руководством известных тогда педагогов (О. О. Родзевича и др.) приобщается к русской и европейской музыкальной культуре.  

В 1916 году он впервые выступает в качестве музыканта-исполнителя: 17 лет он начал играть в инструментальном ансамбле при театральной труппе «Сайяр».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: