В российском правопорядке: состояние и тенденции развития

 

5.1. Понятие и содержание конкуренции

как общественного блага в российском правопорядке

 

Термин "конкуренция" используется в нормах российского права применительно к сфере экономической и предпринимательской деятельности. Он содержится в нормах Конституции РФ, которая провозглашает принцип государственной поддержки конкуренции (ст. 8) и устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). В Гражданском кодексе РФ о конкуренции упоминается в связи с регламентацией пределов осуществления гражданских прав, в частности, при установлении запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции (п. 1 ст. 10), а также в целях пресечения недобросовестной конкуренции (ст. ст. 1222, 1252, 1512 и др.).

Законодательное определение конкуренции содержится в Федеральном законе "О защите конкуренции" <450>: конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

--------------------------------

<450> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434. Далее - Закон о защите конкуренции.

 

Указанное определение исходит из модели "совершенной конкуренции" <451>, которая характеризовала свободную конкуренцию периода классического капитализма середины XIX в. как некую идеальную модель с отсутствием на рынке монополизированных субъектов. Для того чтобы данная рыночная модель могла воплотиться в реальной экономической действительности, требуется ряд условий, в частности: наличие большого количество продавцов, каждый из которых настолько мал, что его действия не оказывают существенного влияния на конкурентов, однородность товара, т.е. полная взаимозаменяемость товара, поставляемого на рынок разными продавцами, полную информированность участников рынка о цене, свободу доступа на рынок и выход с рынка, равнодоступность технологий для всех участников рынка и др. Рынки "совершенной конкуренции" в реальной действительности достаточно редки. Конкуренция может существовать на рынках с различным преобладанием монополизированных субъектов, т.е. на рынках "несовершенной конкуренции".

--------------------------------

<451> См.: Соревнование и конкуренция / Под ред. И.И. Чангли, Г.К. Смолякова и др. М., 1883. С. 168; Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 1995. С. 8.

 

Важнейшим признаком конкуренции, как следует из ее законодательного определения, выступает ограничение или исключение возможности конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. К числу общих условий обращения товаров относится предусмотренная законом свобода совершения сделок (договоров) по продаже и приобретению товаров (работ, услуг) на рынке, в том числе свобода формирования договорных условий и установления договорных цен (ст. 421 ГК РФ). Законодатель противопоставляет конкуренцию и доминирующее положение на рынке, указывая на отсутствие при конкуренции у хозяйствующего субъекта рыночной власти.

Таким образом, законодательное определение содержит характеристику конкуренции как фактора, сдерживающего монополизацию рынка со стороны хозяйствующих субъектов. При этом в определении отсутствует указание на другие важнейшие элементы сущности конкуренции, в частности, на наличие конкуренции в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции, включая олигополию, на определяющую роль потребителя в конкурентной борьбе.

Для определения понятия конкуренции и анализа ее проявлений необходимо учитывать условия, необходимые для существования и развития конкуренции в любой экономической системе. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что осуществление идеи конкуренции возможно при наличии условий экономического, юридического и этического характера <452>.

--------------------------------

<452> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. С. 109.

 

В литературе конкуренция характеризуется, в основном, как общественное благо <453>, как правовая ценность, "как механизм, способствующий отбору лучшего и передового, конкуренция - благо для общества, основа для его здорового развития" <454>. В данном контексте конкуренция является реальной экономической и общественно значимой ценностью, экономическим благом, усиление которого благотворно влияет на динамику развития рыночных отношений и одновременно служит интересам широкого круга лиц, начиная от собственно государства и заканчивая выгодой отдельного потребителя, имеющего расширенный выбор желаемого продукта <455>.

--------------------------------

<453> См.: Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. 2-е издание. М., 2014. С. 17.

<454> Габов А.В. Конкуренция как правовая ценность // Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: Монография / Отв. ред. А.В. Габов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юриспруденция, 2016.

<455> См.: Плеханов Д.А. Защита конкуренции от органов государственной власти и местного самоуправления (на примере России, Республики Армения, Литовской Республики, Республики Беларусь) // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 3. С. 212 - 219.

 

При характеристике конкуренции как общественного блага в основном подчеркивается, что конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления экономической и предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы на производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.

Анализируя конкуренцию с точки зрения целей законодательства о защите конкуренции, А.Г. Сушкевич отмечает, что, "пожалуй, только праву конкуренции США свойственна полная концентрация на достижении единственной цели - свобода конкуренции и противодействие созданию монополий. В иных национальных системах права защита конкуренции, как правило, не является единственным и наивысшим приоритетом". В этой связи автор упоминает о двоякой природе этого общественного блага: "конкуренции в качестве цели" и "конкуренции в качестве средства" <456>. Также в науке обращается внимание, что в европейском праве даже появилось выражение "конкуренция как способ" (concurrence-moyen) <457>. В.Г. Истомин считает, что конкуренция скорее выступает средством достижения более важных целей - развития предпринимательской деятельности, экономики в целом, защиты прав и интересов предпринимателей и потребителей, достижения баланса частных и публичных интересов <458>.

--------------------------------

<456> Сушкевич А.Г. Исследование товарного рынка и формальное применение запретов как элементы российского антимонопольного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 2. С. 11 - 17.

<457> См.: Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. М., 2014. С. 24.

<458> См.: Истомин В.Г. К вопросу об основных направлениях правового регулирования конкуренции и месте конкурентного права в российской правовой системе // Конкурентное право. 2015. N 4. С. 9 - 14.

 

Кроме преимуществ конкуренции в литературе также отмечаются недостатки, "издержки" конкуренции, которые необходимо сдерживать и минимизировать <459>. По справедливому мнению авторов, конкуренция, создающая определенное равновесие на рынке, в то же время неизбежно разрушает и делает невозможным существование этого равновесия <460>. Это может выражаться в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что является результатом неустойчивого положения участников имущественного оборота. С понижением цены определенное количество производителей и продавцов выталкивается с рынка, и для некоторых предпринимателей это означает разорение, а для рабочих - безработицу <461>. Конкуренция создает также предпосылки для образования монополий и монополизации рынка. Стремление к выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методов и приемов соперничества, которые не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики. В частности, к ним относятся: хищническое использование природных ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие.

--------------------------------

<459> Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное (конкурентное) право: Учебник // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

<460> См.: Серебряков В. Очерки современной капиталистической конкуренции. М., 1932. С. 8; Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Богданова, А.Н. Голикова и др. М., 1993. С. 92.

<461> См.: Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Богданова, А.Н. Голикова и др. М., 1993. С. 92.

 

Конкуренция прежде всего является экономической категорией. В переводе с латинского языка термин "конкуренция" означает сталкиваться, сбегаться. Исходя из этого, она характеризуется с субъективной стороны, подчеркиваются ее внешние проявления. Конкуренция понимается как соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг <462>.

--------------------------------

<462> См.: Кабисов А.Р. Соотношение конкуренции и монополии в период перехода к рыночной экономике: Дис.... канд. экон. наук. М., 1994. С. 98; Также: Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. С. 170.

 

В законодательном определении конкуренции (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции) указывается, что конкуренция выражается в определенных самостоятельных действиях хозяйствующих субъектов, которые можно именовать конкурентными действиями. Это совершаемые хозяйствующими субъектами для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности самостоятельные состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и потребителей. Различаются ценовые и неценовые конкурентные действия. Ценовые действия заключаются в том, что субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей (потребителей). Если кто-то начинает конкурировать с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе. Неценовые действия непосредственно не связаны с установлением или снижением цен. Это действия по улучшению качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг), расширению ассортимента и введению в оборот новых товаров, улучшению сервисного обслуживания, установлению и продлению гарантийных сроков, использованию новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности, занятию более удобного месторасположения фирмы, а также рекламные действия конкурентов (как мощное средство привлечения потребительского спроса) и многие другие.

А. Маршалл сводил конкуренцию к сфере обмена. По его мнению, "конкуренция заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо" <463>. Сходные по смыслу определения содержались в работах русских дореволюционных экономистов. И. Конрад трактовал конкуренцию как "свободное соперничество многих лиц в меновых сношениях и в хозяйственной деятельности вообще" <464>.

--------------------------------

<463> Маршалл А. Принципы экономической теории. М., 1993. Т. 1. С. 60.

<464> Конрад И. Очерк основных положений политической экономии. М., 1898. С. 22, также см.: Фукс К.И. Наука народного хозяйства. СПб., 1905.

 

Определяя понятие конкуренции, некоторые авторы указывают на особый объект соперничества - потребительский спрос. Так, А.Ю. Юданов полагает, что конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка <465>.

--------------------------------

<465> Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1998. С. 12.

 

В литературе советского периода определение конкуренции давалось с негативным оттенком, подчеркивающим непримиримое (агрессивное) поведение соперников. Она определялась как "свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров..." <466>.

--------------------------------

<466> Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 13. С. 28 - 29.

 

Названные определения конкуренции содержат указание на такой элемент поведения субъектов хозяйствования, как состязательность (соперничество, борьба). Эта форма взаимодействия людей широко известна с древнейших времен. Корни состязательности кроются в самой природе человека, связанной с необходимостью борьбы за существование.

В той или иной мере состязательность сопутствует практически любой деятельности человека в обществе. Например, спортивное состязание двух бегунов за титул чемпиона либо соперничество политических лидеров за занятие должностей в государственном аппарате и т.п. Однако несмотря на ярко выраженное столкновение интересов этих лиц в борьбе за достижение одной и той же цели, упомянутые отношения состязательности лишены непосредственного экономического содержания, то есть не связаны с производством, распределением и обменом материальных благ (продукции, товаров, работ, услуг). Такая состязательность не относится к экономической конкуренции и тем более - к конкуренции в предпринимательской деятельности.

Конкуренция в предпринимательской деятельности существует, если есть именно противостояние, столкновение интересов предпринимателей в процессе производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, направленном на систематическое извлечение прибыли. Цель состязания субъектов предпринимательства в конечном счете достигается лишь в том случае, если результаты их деятельности (товары, работы, услуги) будут одобрены и приобретены другими субъектами, непосредственно не участвующими в соперничестве, - т.е. потребителями (покупателями, заказчиками), выступающими в качестве как бы третьей стороны в конкурентной борьбе. Иначе конкуренция как таковая была бы бессмысленной. На это также указывал проф. Г.Ф. Шершеневич: "Общественная идея конкуренции состоит в том, что обеспечение личного существования со стороны каждого хозяйства ведет к наилучшему обеспечению интересов общества... Среди торговых представителей открывается ожесточенная борьба перед потребителями... Каждое предприятие стремится привлечь к себе и отвлечь от другого возможно большее число потребителей..." <467>.

--------------------------------

<467> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. С. 109.

 

Конкуренция в предпринимательской деятельности выступает в качестве побудительной силы, направляющей деятельность производителей и поставщиков (продавцов) на удовлетворение потребностей потребителей. "При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуги" <468>. Аналогичное определение содержится и в зарубежной правовой литературе. Конкуренция характеризуется как "усилия двух или более сторон, действующих независимо друг от друга, с тем чтобы завладеть клиентурой третьей стороны путем предложения товаров на более выгодных условиях" <469>.

--------------------------------

<468> Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1. С. 95.

<469> Chevalier F. Unfair Competition // Industrial Property in Asia and the Pasific. 1988. N 22. P. 41.

 

Конкуренция неотделима от категории "рынок" и может существовать только в рыночной экономике. Определение понятия "товарный рынок" содержится в Законе о защите конкуренции и является единым для товаров, работ, услуг, включая финансовые услуги. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В условиях конкуренции отношения между субъектами предпринимательства на рынке (производителями, продавцами и покупателями) регулируются экономическими законами спроса и предложения. Определения этих экономических понятий были сформулированы в нормативных актах антимонопольной направленности <470>. Так, спрос - это предельное (максимальное) количество товара, которое покупатели (потребители) могут приобрести на рынке при данной цене. Закон спроса состоит в том, что платежеспособный спрос на товар растет с уменьшением его цены и сохраняется при ее росте. Цена спроса - это предельная (максимальная) сумма денег, которую покупатели еще согласны заплатить за приобретение товара (при данной величине предложения). Предложение - это предельное (максимальное) количество товара, которое производители (продавцы) выставят на рынок для продажи при данной цене. Закон предложения заключается в том, что последнее растет с увеличением цены товара и сокращается при ее уменьшении. Цена предложения - это предельная (минимальная) цена, за которую производители (продавцы) еще согласны продавать свой товар (при данной величине спроса).

--------------------------------

<470> См.: приложение N 2 к разделам 2 и 3 Временных методических рекомендаций по выявлению монопольных цен, утв. письмом МАП РФ от 21.04.1994 N ВБ/2053 // Экономика и жизнь. 1994. N 23.

 

Конкуренция субъектов предпринимательства приводит к тому, что рыночная цена формируется под воздействием спроса и предложения всех субъектов рынка, поэтому ни один из них объективно (т.е. даже если бы захотел этого) не в состоянии оказать решающего влияния на предложение, спрос или цену товара. Учитывая данное обстоятельство, конкуренцию как экономическую категорию также необходимо определять с позиции ее внутренних (объективных) свойств, не зависящих от воли и сознания отдельных субъектов предпринимательства. Как полагал К. Маркс, "конкуренция - есть не что иное, как внутренняя природа капитала, его существенное определение, проявляющееся и реализующееся во взаимном воздействии многих капиталов друг на друга, не что иное, как внутренняя тенденция, выступающая в форме внешней необходимости". "Конкуренция представляет собой способ существования капитала, и такой способ, при котором капитал соперничает с капиталом, как с самим собой, и с самим собой, как с другим капиталом" <471>. В этом смысле конкуренция выступает как саморегулирующийся механизм <472>, приводящий к своего рода равновесию, "спонтанному порядку". Причем такой "порядок" следует назвать продуктом человеческого действия, а не человеческого разума.

--------------------------------

<471> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. С. 391.

<472> См.: Портер М. Конкуренция. СПб.; Москва; Киев, 2000. С. 32.

 

В литературе получила распространение концепция Ф. Хайека, который охарактеризовал конкуренцию как науку, процедуру для открытия фактов, возникающих на пути формирования спонтанного порядка, и которые без обращения к конкуренции оставались бы никому не известными <473>. Именно благодаря конкуренции предприниматели способны выяснить, какие блага представляются редкими и какие вообще представляются благами. В этом смысле конкуренция выступает как наука, метод открытия конкретных фактов, имеющих огромное значение для достижения хозяйственных целей. По мнению Ф. Хайека, конкуренция указывает предпринимателям направление поиска, в основном способов предложения качественных и дешевых товаров (услуг), чем те, которые уже имеются на рынке. Конкуренция выявляет изменения в системе разнообразных потребностей и неизвестных ранее способов удовлетворения. Следовательно, конкурентный механизм объективно толкает предпринимателей на использование определенных приемов и методов соперничества. В результате воздействия капиталов друг на друга складываются различные типы конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии.

--------------------------------

<473> См.: Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и литературные отношения. 1989. N 12. С. 8.

 

Таким образом, понятие и сущность конкуренции определяются по двум основным направлениям: во-первых, с позиций внешней или субъективной стороны - как состязательность самостоятельных субъектов предпринимательства с целью привлечения потребителей (покупателей, заказчиков), во-вторых, с объективной стороны - как механизм реализации законов рыночной экономики (спроса и предложения), конкуренция капиталов и эффективный способ хозяйствования.

Государство должно в строго определенном объеме регулировать конкурентные отношения и создавать необходимые условия для их поддержания, развития и оздоровления, принимая на себя "функции, с которыми конкурентный механизм не справляется или справляется плохо" <474>. Как полагает Дж. Гэлбрейт, функция государства - осуществлять посредническую цель, - обуздывать тех, кто силен, и содействовать тем, кто слаб <475>. Государство, обеспечивая необходимое регулирование "правил игры" на рынке, должно поддерживать такую конкуренцию, которая соответствовала бы достижению общественных (социальных) целей, научно-техническому прогрессу, балансу интересов предпринимателей и потребителей, а не варварскую борьбу всех против всех по так называемым законам джунглей с целью скорейшего получения прибыли. Таким образом, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной конкуренции между субъектами предпринимательства, установив необходимые ограничения (пределы) свободы осуществления ими конкурентных действий за получение прибыли.

--------------------------------

<474> См.: Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М., 1964. С. 670.

<475> См.: Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976. С. 67.

 

Государственная конкурентная политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Государственная конкурентная политика понимается как последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту добросовестной и равной конкуренции на рынках.

В литературе и ряде нормативных актов нет единообразия по вопросу использования термина "конкурентная политика". Так, в ряде случаев она отождествляется или смешивается с антимонопольной политикой. По мнению К.А. Писенко, государственная антимонопольная (конкурентная) политика имеет своим предметом общественные экономические отношения, складывающиеся по поводу таких явлений, как конкуренция и монополия, а также производных и связанных с ними явлений <476>.

--------------------------------

<476> См.: Писенко К.А. Понятие государственной антимонопольной политики в контексте проблематики административно-правового обеспечения баланса интересов // Конкурентное право. 2018. N 1. С. 16 - 20.

 

В нормативных актах Евразийского экономического союза используется термин "конкурентная (антимонопольная) политика". Так, согласно п. 4 ст. 74 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. государства-члены проводят согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств-членов.

Следует ответить, что государственная конкурентная политика включает меры антимонопольной политики, но не должна сводиться или ограничиваться лишь антимонопольной политикой.

Меры государственной конкурентной политики достаточно разнообразны и подразделяются на стимулирующие меры (меры по созданию и развитию конкуренции), ограничительные меры и меры по защите конкуренции <477>. При этом реализацию конкурентной политики невозможно эффективно осуществлять без других направлений государственной экономической политики и ее отдельных составляющих: промышленной, инвестиционной, инновационной, бюджетно-налоговой, таможенной, ценовой, политики поддержки малого и среднего предпринимательства и др.

--------------------------------

<477> См.: Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: Монография: В 2-х томах. М.: Научный эксперт, 2008. Т. 1. С. 15.

 

5.2. Правовая регламентация монополии и монополизации

 

В Конституции РФ (ст. 8 и п. 2 ст. 34) гарантируется поддержка конкуренции и устанавливается запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию. Эти положения Конституции РФ реализуются в различных мерах государственной конкурентной политики, включая, прежде всего, принятие и применение норм законодательства о защите конкуренции. Однако в определенных случаях само государство принимает участие в установлении монополий и монопольных сфер деятельности, основываясь на необходимости обеспечения публичных интересов, учете инфраструктурных особенностей некоторых объектов и др. (естественных монополий <478>, государственных монополий <479>).

--------------------------------

<478> См.: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изм. и доп. Федеральный закон от 29.07.2017 N 279-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; 2017. N 31 (часть I). Ст. 4828.

<479> Напр., см.: Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (с изм. и доп. от 04.06.2018 N 133-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610; 2018. N 24. Ст. 3400.

 

В законодательстве о защите конкуренции отсутствует понятие "монополия", данный термин не раскрывается и в других законодательных актах, в отличие, например, от понятия "конкуренция" (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Очевидно, что "монополия" и "конкуренция" - экономические категории, и независимо от того, содержатся ли они в основных понятиях того или иного закона, вряд ли они перейдут в разряд правовых категорий. Для целей правового регулирования вырабатываются и используются юридические категории, опосредующие правовые формы реализации соответствующих экономических отношений, правовой статус субъектов, правовые средства, правовые режимы и др. Поэтому попытки в юридической литературе дать определение "монополии" и "монополизации" в целях правового регулирования не изменят экономическую сущность данной категории.

В экономической литературе монополия (от греч. monopolia - продаю один) понимается как определенная структура рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего товар, на который не имеется близких заменителей <480>. Такая структура рынка именуется абсолютной ("чистой") монополией <481>. В данном случае единственный субъект обладает всей полнотой рыночной власти. Существуют также рыночные структуры, характеризуемые различной степенью монополизации и, соответственно, обладания рыночной властью: дуополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Данные типы рынков получили наименование "несовершенной" конкуренции <482>.

--------------------------------

<480> См.: Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М., 1998. С. 254.

<481> См.: Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 1995. С. 128.

<482> Анализу таких рыночных ситуаций посвящены следующие работы: Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986. С. 32; Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996.

 

В отечественной юридической литературе монополию предлагается определять как состояние рынка <483> либо как некое исключительное право <484>.

--------------------------------

<483> См.: Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Юрайт, 2013. С. 63.

<484> См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий). М.: РДЛ, 2003. С. 32.

 

В российском законодательстве термин "монополия" используется более произвольно, в отличие от его экономической трактовки как абсолютная ("чистая") монополия. Прежде всего, в нормативных актах содержатся термины "государственная монополия" и "естественная монополия". В одном из Законов говорится об "обладании монополией на производство продукции (работ, услуг) по оборонному заказу" (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе").

Весьма оригинальная трактовка термина "монополия" содержится в одном из Законов, причем в качестве противоправного поведения, по сути, смешиваясь с понятием "монополизм": "действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации. Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений" (ст. 32 Основ законодательства РФ о культуре). Примечательно, что в данном случае речь идет о противоправных действиях органов власти и их должностных лиц по ограничению конкуренции (т.е. о монополизме, связанном с осуществлением властных полномочий).

В одной из ранних редакций Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <485> термин "монополия" трактовался в качестве привилегии поставщиков на производство отдельных товаров: "поставщики, обладающие монополией на производство отдельных видов продукции, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства" (ч. 2 ст. 5). В действующей редакции <486> термин "монополия" заменен на "доминирующее положение".

--------------------------------

<485> СЗ. РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.

<486> Федеральный закон от 17.03.1997 N 58-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

 

В данном случае для права имеет значение факт обладания рыночной властью не только одним хозяйствующим субъектом (т.е. собственно монополия), а доминирование как одного, так и нескольких субъектов на рынке, обладающих различной степенью рыночной власти (соответственно, рыночными долями). В данном случае для права наиболее подходит категория "доминирующее положение", которая используется в действующем законодательстве: положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и/или устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и/или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Категория "доминирующее положение" сконструирована для целей антимонопольного правового регулирования и порождает определенные правовые последствия для хозяйствующего субъекта (влияет на его права, обязанности, ответственность) в зависимости от установленного экономического состояния - рыночной власти, выражающейся как в количественном критерии доминирования (доле рынка), так и в его качественном критерии (возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, прежде всего на цену товара).

В данной связи весьма любопытен законодательный опыт Польши, которая в Законе о борьбе с монополистической практикой от 24 февраля 1990 г. предусмотрела понятия как доминирующего, так и монопольного положения хозяйствующего субъекта. Так, доминирующее положение хозяйствующего субъекта состоит в том, что этот субъект не встречает существенной конкуренции на национальном или местном рынке, а монопольное положение - это такое положение, при котором хозяйствующий субъект не встречает вообще конкуренции на национальном или местном рынке <487>. В этой связи В.И. Еременко, анализировавший указанный опыт Польши, предлагает дополнительно ввести в ст. 4 Закона о защите конкуренции понятие "монопольное положение" наряду с понятием "доминирующее положение".

--------------------------------

<487> См.: Еременко В.И. Особенности антимонопольного законодательства Российской Федерации // Адвокат. 2000. N 4, 5.

 

Категории "доминирующее положение" и "монопольное положение" - "монополия" сами по себе не являются правонарушениями. Следует отличать возможную "нежелательность" монополии для рынка от "противоправности" поведения. Поэтому в целях правового регулирования необходимо отграничивать правомерное осуществление монополии от противоправного, т.е. от правонарушений. Как уже указывалось, в норме ч. 2 ст. 34 Конституции РФ используется термин "монополизация" в качестве противоправного поведения. В норме п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции содержится понятие такого правонарушения, как "монополистическая деятельность" - "злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью".

Вопрос о соотношении терминов "монополия", "монополизация", "монополистическая деятельность" затрагивался в юридической литературе. Так, под монополизацией предлагается понимать социально-экономический процесс становления монополии как хозяйственной структуры, сложного комплекса, элемента институциональной структуры общества <488>, процесс, в результате которого появляются новые монополии или расширяется сфера действия уже имеющихся. В антимонопольном законодательстве недопустимость монополизации реализуется в виде полного запрета монополистической деятельности <489>. При этом указанный автор понимает монополистическую деятельность достаточно узко, исключительно как злоупотребление доминирующим положением на рынке, что не соответствует определению п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

--------------------------------

<488> См.: Вишневер Э.В. Монополизация в современных условиях хозяйствования: Автореф. дис.... канд. экон. наук. Самара, 2003. С. 12.

<489> См.: Рыженков А.Я. Конституционный запрет монополизации и его отражение в отраслевом законодательстве // Юрист. 2016. N 1. С. 27 - 31.

 

Представляется, что термин "монополизация", понимаемый как запрещенное поведение, является более широким по сравнению с термином "монополистическая деятельность". Монополизация будет включать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов, антимонопольные нарушения при осуществлении экономической концентрации, антиконкурентные действия при проведении торгов, антиконкурентные действия и соглашения органов власти и др.

В юридической литературе отмечается, что в США монополистическая деятельность именуется монополией <490>, при этом судом было выработано новое понимание термина "монополизация" - это использование монопольной власти для ограничения конкуренции, приобретения конкурентных преимуществ или устранения конкуренции <491>. Данная традиция о противоправности монополии и монополизации исходит, прежде всего, из "принципа запрета", предусмотренного еще Актом Шермана от 2 июля 1890 г. <492>. Так, любое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать либо вступающее в сговор с любым другим лицом или лицами с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами либо с иностранными государствами, подлежит штрафу или тюремному заключению <493>.

--------------------------------

<490> См.: Шайхеев Т.И. Индивидуальная и коллективная монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов по конкурентному (антимонопольному) праву России и зарубежных стран // Международное публичное и частное право. 2012. N 4. С. 35 - 41.

<491> См.: Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: Научно-практическое руководство. М.: Статут, 2014. 335 с.

<492> Закон США, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий.

<493> См.: Кинев А.Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

 

Американская традиция запрета монополий и монополизации оказала влияние на законотворчество России в сфере антимонопольного регулирования, в результате чего термины "монополия", "монополизация", "монополистическая деятельность", "монополизм" представлены в законодательстве в негативном аспекте, т.е. в качестве противоправного поведения на рынке. Начиная с 1995 года начался новый этап развития антимонопольного законодательства России, основанный больше на европейской традиции "принципа контроля" за монополиями, однако терминология уже сложилась.

Использование экономических терминов "монополизация" и "монополистическая деятельность" вряд ли следует считать удачным для обозначения правонарушений и запретов в сфере монополий. Ведь при буквальном их толковании под неправомерную подпадает всякая монополизация (монополия). Однако последняя сама по себе не является противоправной, так как может быть специально установлена государством (государственные или естественные монополии) либо являться следствием естественных экономических законов (рыночные монополии) <494>. Предприниматели, стремясь увеличить свою прибыль, объективно заинтересованы в занятии большей доли рынка, в открытии дополнительных предприятий, филиалов, что неизбежно приводит к их доминированию на рынке и монополизации самого рынка.

--------------------------------

<494> См.: Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М.: Городец-издат, 2002.

 

Как отмечается в литературе, "монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса" <495>. По мнению экономиста П. Самуэльсона, "экономике крупного производства, возможно, присущи определенные факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей" <496>.

--------------------------------

<495> См.: Борисова Л.Н., Ларионова В.А. Расширенный экономико-правовой комментарий к Федеральному закону от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2006.

<496> См.: Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. 18-е изд. М., 2010.

 

Поэтому недопустимыми и противоправными признаются правонарушения в сфере монополии, обусловленные внерыночным, внеэкономическим поведением участников рынка, получаемые регламентацию в виде общих и специальных запретов: злоупотребления доминирующим положением на рынке, антиконкурентных соглашений, согласованных действий, координации экономической деятельности, противоправных актов, действий и соглашений органов власти, ограничивающих конкуренцию, нарушения порядка совершения сделок и действий по экономической концентрации и др.

Таким образом, использование и толкование в законодательстве экономических терминов "монополия", монополизация", опосредующих объективные экономические явления и процессы, в качестве юридических категорий (правонарушений, запретов) зачастую приводит к подмене понятий, смешению противоправного и правомерного поведения на рынке, установлению презумпции противоправности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее (в том числе монопольное) положение на рынке, что недопустимо.

Регламентация отношений монополии в нормативных актах в ряде случаев связывается с установлением специальных режимов, например, режимами государственной <497> и естественной <498> монополии. Указанные монополии устанавливаются государством в целях обеспечения публичных (государственных и общественных) интересов. Они, как правило, защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

--------------------------------

<497> См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В., Беляев М.А., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2013.

<498> См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий): Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 391 - 392.

 

При анализе государственных монополий следует констатировать, что их правовое регулирование является бессистемным, разрозненным, что, в конечном счете, вызывает вопросы эффективности и "прозрачности" их деятельности, влияния на другие сферы экономики и функций антимонопольных органов в их регулировании.

Законодательное определение понятия "государственная монополия" отсутствует. Ранее существовавшее определение, сформулированное в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции 1994 г. <499>, не отражало сущности и содержания данного явления. Так, под государственной понималась монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

--------------------------------

<499> Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)". Утратило силу.

 

Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны, определенные из них то вводятся, то упраздняются. Осуществление государственной монополии регламентируется Федеральными законами, в частности, Законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <500>, Законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <501>, Законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <502> и др.

--------------------------------

<500> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

<501> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

<502> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

 

Возникает вопрос о роли государственных корпораций (государственных компаний), о ряде хозяйственных обществ с преобладающим государственным участием - подпадают ли они под режим государственной монополии?

Другая разновидность монополий, создаваемых при непосредственном участии государства, - естественные монополии. В отличие от государственных монополий, имеется специальный Закон о естественных монополиях, который содержит общее определение, сферы естественных монополий, меры государственного регулирования и др. Определение естественной монополии является сугубо экономическим: естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных установленных законом причин (ст. 3 Закона о естественных монополиях).

Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Существует перечень сфер деятельности, в которых введен режим естественной монополии: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути (ст. 4 Закона о естественных монополиях). Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) осуществляет государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и/или производить (реализовывать) товары и услуги на недискриминационных условиях. В сферах естественных монополий вводится также режим недискриминационного доступа к товарам (услугам) естественных монополий.

В настоящее время обсуждается вопрос о снижении доли государственного сектора в экономике как одном из направлений государственной конкурентной политики, в частности, путем установления предварительного антимонопольного контроля за созданием предприятий с государственным участием (в том числе государственных и муниципальных предприятий). Предполагается, что введение такого контроля позволит создавать такие предприятия лишь на товарных рынках с неразвитой или недостаточно развитой конкуренцией. Основы правового регулирования естественных монополий предлагается предусмотреть в Законе о защите конкуренции в качестве специальной главы, а количество сфер естественной монополии сократить до так называемых естественных инфраструктурных монополий. В то же время эти предложения должны быть детально проработаны.

 

5.3. Антиконкурентная монополистическая деятельность

 

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Как следует из данной нормы, законодатель определяет понятие "монополистическая деятельность" путем перечисления определенных видов противоправного поведения, перечень которых не является исчерпывающим.

В ранее действующем Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" монополистическая деятельность определялась как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ч. 9 ст. 4 указанного Закона). Впоследствии указанным Законом монополистическая деятельность субъектов предпринимательства и неправомерная деятельность органов и организаций публичной власти были разделены, поскольку правонарушения указанных органов, направленные на ограничение конкуренции, по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью.

Монополистическая деятельность определена законодателем как правонарушение, т.е. противоправное, виновное действие (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), причиняющее вред и влекущее применение мер юридической ответственности. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства (т.е. нормами конституционного, гражданского, административного и уголовного права). Бездействие является противоправным, если лицом добровольно не исполняется обязанность, возложенная на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как публичные интересы, так и права и интересы отдельных лиц (конкурентов, потребителей). Прежде всего данное правонарушение посягает на публичный порядок в сфере конкуренции, т.е. приводит к недопущение, ограничению или устранению конкуренции.

В действующем Законе о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 17 ст. 4).

Конкретные случаи таких негативных последствий, как недопущение, ограничение или устранение конкуренции, устанавливаются антимонопольными и судебными органами в соответствии с федеральными законами. Общественная опасность монополистической деятельности состоит прежде всего в нарушении правил ведения конкурентной борьбы ("правил игры").

Монополистическая деятельность нарушает интересы отдельных лиц: права предпринимателей и потребителей на рынке. Указанным лицом может быть причинен вред в виде убытков и нанесен ущерб деловой репутации (ст. ст. 15, 16 ГК РФ).

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. В связи с этим в общем определении монополистической деятельности не содержится указание на убытки как последствия данного правонарушения. Например, в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции говорится об ущемлении интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Законодательство России содержит изъятия из норм о запрете указанных действий (ст. 13 Закона о защите конкуренции): в исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными (допустимыми), если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться: 1) совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо осуществление его участниками прямых инвестиций на территории Российской Федерации (в том числе введение новых производственных мощностей, модернизация действующих производственных мощностей); 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Однако действия (бездействие), запрещенные п. п. 1 - 3, 5 - 7, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, являются сами по себе абсолютно недопустимыми (per se) без применения к ним указанных изъятий (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности).

Субъектами данного правонарушения (т.е. правонарушителями) являются: предприниматели - хозяйствующие субъекты, включая финансовые организации (группа лиц).

Вина - необходимый элемент состава правонарушения, составляющего монополистическую деятельность. В литературе высказывается соображение, что данное правонарушение может совершаться только в форме умышленной вины <503> со ссылкой на то, что в общем определении монополистической деятельности содержится указание на направленность действий (бездействия) правонарушителя на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. С указанной позицией вряд ли следует согласиться, трактовка термина "направленные" не позволяет однозначно утверждать о совершении монополистической деятельности лишь в форме умысла. Например, навязывая контрагенту невыгодные условия договора или устанавливая монопольно высокую цену, предприниматель, занимающий доминирующее положение на рынке, преследует конкретную цель получить дополнительную прибыль за счет более слабого контрагента. Несомненно, такие действия могут ограничивать или устранять конкуренцию на рынке, но доказать умысел правонарушителя в виде такой целенаправленности в данном случае весьма затруднительно. Он вообще может отсутствовать. Поэтому признание только умышленной вины существенно ограничило бы круг преследуемых правонарушений в ущерб конкурентным отношениям на рынке. Таким образом, вина при совершении монополистической деятельности возможна в двух основных формах: умысла и неосторожности.

--------------------------------

<503> См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право. М., 2000. С. 181.

 

Законодательство содержит понятие "систематическое осуществление монополистической деятельности", под которым понимается осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном законом порядке более двух раз в течение трех лет (п. 11 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Виды монополистической деятельности. Выделяются следующие основные виды монополистической деятельности:

злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке;

антиконкурентные соглашения;

антиконкурентные согласованные действия;

антиконкурентная координация экономической деятельности.

1. Злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона о защите конкуренции). Использование термина "злоупотребление" по отношению к рассматриваемым правонарушениям является весьма условным. Несмотря на то, что общий запрет на злоупотребление доминирующим положением содержится в п. 1 ст. 10 ГК РФ, посвященной злоупотреблению правом, это не означает, что неправомерные действия, перечисленные в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, являются злоупотреблением правом.

Занятие субъектом предпринимательства доминирующего положения на рынке свидетельствует не о наличии особого права, а о существовании определенной экономической ситуации (доминирования, монополии), предполагающей соответствующий правовой режим (государственный контроль) и само по себе наличие доминирующего (монопольного) положения на рынке уже ограничивает конкуренцию, является нежелательным для конкурентных отношений. Однако государство не может вообще запретить предпринимателям занимать такое положение, поскольку оно в ряде случаев является экономически неизбежным. Злоупотребление правом означает нарушение общих принципов, предусмотренных в общих нормах (например, запрет совершать действия исключительно с намерением причинить вред другим лицам, а также действия, противоречащие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если конкретные запреты не установлены специальными нормами) <504>.

--------------------------------

<504> По данному вопросу см.: Садиков О. Злоупотребление правом в Гражданском кодексе России // Хозяйство и право. 2002. N 2. С. 40 - 42.

 

Для квалификации данного правонарушения необходимо, чтобы хозяйствующий субъект занимал доминирующее положение на рынке. Конструкция данного правонарушения предполагает общий запрет и специальные запреты.

Общий запрет сформулирован следующим образом: "запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей".

Специальные запреты налагают на лицо, занимающее доминирующее положение на рынке, обязанности не совершать конкретных действий (бездействия). Данные запреты могут быть классифицированы по различным основаниям: по установлению цент на рынке, по созданию дискриминационных условий, в том числе при заключении договоров. При этом перечень специальных запретов не является исчерпывающим.

Большая группа специальных запретов связана с установлением доминирующим субъектом цен на рынке и влиянием на ценообразование (ценовые злоупотребления):

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

- манипулирование ценами на оптовом и/или розничных рынках электрической энергии (мощности);

- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара.

Законом предусмотрены запреты по установлению доминирующим субъектом дискриминационных условий на рынке (дискриминационные злоупотребления). Под дискриминационными понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Закон содержит следующие запреты:

- создание дискриминационных условий;

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Создание дискриминационных условий может быть связано с заключением и исполнением договоров (договорная дискриминация). Закон предусматривает следующие запреты:

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и/или прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Из числа ценовых злоупотреблений большую общественную опасность составляют монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная доминирующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Сопоставимым данный товарный рынок должен быть по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Установление монопольно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: