Анализ внешней и внутренней среды предприятия

На деятельность любого предприятия или организации оказывают воздействия самые разные факторы, которые могут открывать для компании новые возможности или стать источником серьезной угрозы. Поэтому для эффективной работы предприятия, для дальнейшего его развития необходимо проводить анализ внешней и внутренней среды. Его результаты являются основной информационной базой для формирования стратегии развития

предприятия на новый период.

Анализ внешней среды позволяет выявить факторы, содействующие или препятствующие коммерческому успеху предприятия.

PEST-анализ – это анализ внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, таких как политика, экономика, социальные условия, технологии (приложение Б).

Рынки сбыта. Предприятие действует на внутреннем (Российском) рынке и за рубежом. Большая часть продукции поставляется отечественным потребителям. Зарубежный рынок можно разделить на западные страны (Германия, Швейцария и страны бывшего соцлагеря) и страны азиатского региона (Китай, Корея, и т.д.).

Внутренний рынок текстильной промышленности характеризуется

сезонными колебаниями, что связано с возрастанием спроса на нити в осенне-зимний сезон из-за увеличенных объемов производства теплых видов тканей.

 Увеличение спроса на полипропиленовые цветные нити резко возрастает во второй половине октября и продолжается до апреля. Это связано с тем, что многие из частных лиц, приобретающих эту продукцию, имеют садово-огородные участки, которые требуют много времени на обработку. Таким образом, чаще и больше мочалки вяжут зимой.

В целом по отрасли в России заметен спад производства химических волокон, но идет развитие текстильной промышленности, поэтому происходит наращивание объемов производства, а соответственно и сегментов рынков сбыта.

Основными потребителями продукции предприятия являются: ОАО «Аргон», ОАО «Спецпошив», ЗАО «Курскволокно», ОАО «Текстиль», ЗАО «Канат» и др. В основном потребителями предприятия являются заводы по использованию продукции ЗАО «БЗВМ» в качестве исходного сырья для изготовления различных видов тканей, канатов, веревок и т.д. Также можно выделить категорию единичных покупателей, приобретающие оптом и в розницу только полипропиленовые нити для ручного вязания мочалок.

Зарубежные потребители выбирают продукцию нашего предприятия исходя из низких цен по сравнению с европейскими и западными конкурентами. Страны Азии и ближнего зарубежья предпочитают нашу продукцию тоже исходя из дешевизны ресурсов.

  Конкурентами предприятия по Саратовской области являются: ОАО «Волжское химволокно», ОАО «Энгельсский капрон», ОАО «Ацетат», ОАО «Саратоворгсинтез», которые производят почти такую же продукцию, что и наше предприятие.

Поставщики: ОАО «Куйбышевазот», ОАО «Саратоворгсинтез», ОАО «ГИПРОИВ», ОАО «ПОЛИПЛАСТ» и другие предприятия химической промышленности, поставляющие сырье для производства волокон. Главным критерием при отборе поставщиков является высокое качество сырья и материалов.

Анализ внутренней среды предприятия представляет собой совокупность переменных величин (ресурсов, возможностей, факторов), которые формируются внутри организации и выступают ресурсом ее развития. Факторы

внутренней среды подразделяются на те, которые позволяют предприятию иметь преимущества в конкурентной борьбе (сильные стороны) и те, которые препятствуют достижению успеха (слабые стороны).

Внутренняя среда включает в себя организационную структуру, коммуникационные процессы, кадровый потенциал, производственные мощности, используемые технологии, виды продукции, т.е. совокупность процессов и элементов, определяющих потенциал и возможности предприятия.

Производственные мощности предприятия направлены на производство искусственных волокон: вискозное штапельное волокно, шпагат полипропиленовый, нить вискозная техническая и текстильная, полипропиленовая нить.

Анализируя трудовые ресурсы предприятия можно отметить, что наблюдается недостаток опытных высококвалифицированных работников. Это происходит из-за того, что идет естественное сокращение работников пенсионного возраста, но вместе с тем на смену им приходят молодые специалисты, не имеющие опыта работы. К тому же предприятие не является привлекательным для молодых кадров из-за низкого уровня оплаты труда.

В таблице 1 отражены результаты анализа внешней и внутренней среды, определяющие сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

 

Таблица 1 – SWOT-анализ  

 

Сильные внутренние стороны организации Слабые внутренние стороны организации
1 2
1. Большой опыт работы в сфере про-изводства химических волокон; 2. Сотрудничество с научно-исследо-вательскими институтами; 3. Наличие тесных связей с потребите-лями и поставщиками.  1. Высокий уровень текучести кадров из-за низкой заработной платы; 2. Наличие устаревшего оборудования; 3. Необходимость пересмотра ассор-тимента; 4. Рост дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе и прос-роченной.
Внешние возможности 1 Внешние угрозы 2
 организации организации
1. Возможность расширить ассорти- мент продукции для удовлетворения запросов потребителей в более широ-ком диапазоне; 2. Возможность модернизации старого оборудования; 1. Достаточно высокие налоговые выплаты, санкции и штрафы за про-срочку платежей; 2. Высокие цены на энергоресурсы; 3. Спад производства по отрасли хи-мических волокон в России.

 

По результатам проведения SWOT-анализа определили:

- выгодное соотношение цена/качество, несмотря на продолжающийся рост цен на энергоносители и сырье, позволяет рассматривать перспективу расширения производства;

- предприятие выпускает более дешевую продукцию по сравнению с зарубежными конкурентами, что позволяет рассматривать перспективу расширения зарубежного рынка сбыта;

- рост кредиторской задолженности над дебиторской свидетельствует о недостаточной способности предприятия покрывать свои долги собственными средствами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: