Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему по приоритетному направлению развития науки и техники.
Понятие «инновационный проект» употребляется в двух смыслах:
• дело, деятельность, мероприятие, предлагающее осуществление каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
Управление разработкой программ и проектов нововведений
• система организационно- правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
Таким образом, инновационный проект (ИП) рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплекс документов.
В общем виде под ИП понимают выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В ИП излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.
|
|
Наиболее полным, по нашему мнению, можно считать определение, предложенное в учебном пособии под редакцией П.Н. Завлина:
Инновационный проект - система взаимосвязанных целей и задач их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи.
К основным элементам ИЛ относятся:
• сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
• комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
• организация выполнения проектных мероприятий (увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества);
• основные показатели проекта, в том числе характеризующие его эффективность.
Раздел 3. Инновационная политика
Основу выработки инновационной стратегии составляют проводимая фирмой научно-техническая политика, рыночная позиция фирмы и теория жизненного цикла продукта.
В зависимости от научно-технической политики выделяют три типа инновационных стратегий.
1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции; свойственна малым инновационным фирмам.
|
|
2. Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение «затраты-результат» в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.
3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции; не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но необязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.
В настоящее время широко используются базовые (эталонные) инновационные стратегии. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ, поэтому их называют стратегиями.
Базовые стратегии роста делятся на четыре группы:
1)стратегия интенсивного развития;
2)стратегия интеграционного развития;
3)стратегия диверсификации; 4) стратегия сокращения.
При осуществлении стратегии интенсивного развития организация наращивает свой потенциал путем лучшего использования своих внутренних сил и тех возможностей, которые предоставляет внешняя среда.
Известны три стратегии интенсивного развития:
• «существующий товар на существующем рынке» - стратегия направлена на более глубокое проникновение с данным товаром на рынок;
• «новый товар - старый рынок» - это продуктовая инновационная стратегия, при которой разрабатывается товар с новыми потребительскими свойствами и он реализуется на старом рынке; • «старый товар - новый рынок» - маркетинговая инновационная стратегия, направленная на реализацию известного товара в новых рыночных сегментах.
Раздел 4. Эпистемология прогнозирования инноваций
Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания. Слово "эпистемология" представляет собой сочетание греческих слов "episteme" - знание, и "logos" - слово, учение. Считается, что впервые этот термин был использован Дж.Ф. Ферье. Эпистемология существовала уже в древней и средневековой философии, но в современный период, когда возникла острая потребность в восстановлении человеческой природы, а владычество человечества над природой усилилось, эпистемология стала центральной темой философии.
Эпистемология занята обнаружением условий истинности нашего познания.
Основные проблемы эпистемологии: Проблема истины и Проблема метода. Понятия и вопросы эпистемологии: Понятия: познание, сознание, чувство, разум, рассудок, истина.