Раздел 2. Финансовые инновации в инновационном проектировании

Инновационные проекты могут формироваться в составе на­учно-технических программ, реализуя задачи отдельных направ­лений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему по приоритетному направлению развития науки и техники.

Понятие «инновационный проект» употребляется в двух смыслах:

• дело, деятельность, мероприятие, предлагающее осуществ­ление каких-либо действий, обеспечивающих достижение опре­деленных целей;

Управление разработкой программ и проектов нововведений

• система организационно- правовых и расчетно-финансо­вых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Таким образом, инновационный проект (ИП) рассматрива­ется как форма целевого управления инновационной деятельно­стью, процесс осуществления инноваций, комплекс документов.

В общем виде под ИП понимают выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретиче­ских и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В ИП излага­ются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Наиболее полным, по нашему мнению, можно считать опре­деление, предложенное в учебном пособии под редакцией П.Н. Завлина:

Инновационный проект - система взаимосвязанных целей и задач их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других меро­приятий, соответствующим образом увязанных по ресурсам, сро­кам и исполнителям, оформленных комплектом проектной доку­ментации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи.

К основным элементам ИЛ относятся:

• сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

• комплекс проектных мероприятий по решению инноваци­онной проблемы и реализации поставленных целей;

• организация выполнения проектных мероприятий (увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества);

• основные показатели проекта, в том числе характеризующие его эффективность.

Раздел 3. Инновационная политика

Основу выработки инновационной стратегии составляют проводимая фирмой научно-техническая политика, рыночная позиция фирмы и теория жизненного цикла продукта.

В зависимости от научно-технической политики выделяют три типа инновационных стратегий.

1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конку­ренции; свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать кон­курентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение «за­траты-результат» в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции; не являющими­ся пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но необязательно технические особенности) нововведений, выпу­щенных на рынок малыми инновационными фирмами или фир­мами-лидерами.

В настоящее время широко используются базовые (эталон­ные) инновационные стратегии. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ, поэтому их называют стратегиями.

Базовые стратегии роста делятся на четыре группы:

1)стратегия интенсивного развития;

2)стратегия интеграционного развития;

3)стратегия диверсификации; 4) стратегия сокращения.

При осуществлении стратегии интенсивного развития орга­низация наращивает свой потенциал путем лучшего использова­ния своих внутренних сил и тех возможностей, которые предос­тавляет внешняя среда.

Известны три стратегии интенсивного развития:

• «существующий товар на существующем рынке» - страте­гия направлена на более глубокое проникновение с данным то­варом на рынок;

• «новый товар - старый рынок» - это продуктовая иннова­ционная стратегия, при которой разрабатывается товар с новыми потребительскими свойствами и он реализуется на старом рынке; • «старый товар - новый рынок» - маркетинговая иннова­ционная стратегия, направленная на реализацию известного то­вара в новых рыночных сегментах.

Раздел 4. Эпистемология прогнозирования инноваций

Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания. Слово "эпистемология" представляет собой сочетание греческих слов "episteme" - знание, и "logos" - слово, учение. Считается, что впервые этот термин был использован Дж.Ф. Ферье. Эпистемология существовала уже в древней и средневековой философии, но в современный период, когда возникла острая потребность в восстановлении человеческой природы, а владычество человечества над природой усилилось, эпистемология стала центральной темой философии.

Эпистемология занята обнаружением условий истинности нашего познания.

Основные проблемы эпистемологии: Проблема истины и Проблема метода. Понятия и вопросы эпистемологии: Понятия: познание, сознание, чувство, разум, рассудок, истина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: