Раздел 5. Анализ спроса на научно- техническую продукцию

Долгое время в качестве объекта управления выступал стабильный производственный процесс, стабильная производственно-техническая база, устоявшаяся номенклатура продукции с высокой степе­нью стандартизации. Инновационный процесс носил кратко временный локальный характер. Новые экономические условия сложившиеся во второй половине XX века, потребовали интенсив­ной инновационной деятельности, повышения эффективности исследований и разработок, снижения инновационных рисков. В деятельности каждой организации на любом этапе жизненного цикла изделия (ЖЦИ) соверша­ются стабильный и инновационный процессы. ЖЦИ состоит из последовательности повторяемых эта­пов: НИОКР, производство, реализация, потребление.

Оба процесса взаимно дополняют друг друга: состояние стабильного процесса определяет инно­вационные задачи, а результаты инновационной деятельности реализующих в стабильном процессе (см. рис. 1)

Между стабильным и инновационным процессами имеются существенные различия (см. таб. 1)

Таблица 1

Различия стабильного и инновационного процессов.

Параметры Инновационный процесс Стабильный процесс
1. Конечная цель Удовлетворение новой общественной потребности Удовлетворение сложившейся об­щественной потребности
2. Пути достижения цели Многочисленны и неопределённы. Требуется разработка стратегии Немногочисленны и известен оп­тимальный
3. Риск при достижении цели Высокий Низкий
4. Тип процесса Дискретный Непрерывный
5. Управляемость, возмож­ности планирования Низкие. Требуется стратегическое управление высокие
6. Планы Долгосрочные, возможна их корректи­ровка. Краткосрочные, в виде производст­венных заданий
7. Развитие системы Переход на новый уровень развития. Требуется разработка проекта и про­граммы стратегических изменений. Сокращение имеющегося уровня технического
8. Степень совпадения ин­тересов участников про­цесса Низкая (Требуется дополнительные инвестиции) Высокая
9. Рапределение сфер от­ветственности Перераспределяет Стабилизирует
10. Формы организации Гибкие Жесткие, основаны на нормах и регламентах.

 

Инновационный процесс, которым необходимо управлять, описывается рядом признаков. В пер­вую очередь уславливается тот этап ЖЦИ, в котором в котором будет осуществляется инновационный процесс (НИОКР, производство, реализация или потребление). Затем необходимо рассмотреть динами­ку жизненного цикла спроса (ЖЦС).

Жизненный цикл спроса состоит из нескольких этапов:

1. Зарождение (Е) - бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к за­хвату лидирующего поколения на рынке; конкурируют между собой.

2. Ускорение роста (G1) - период, когда спрос увеличивается, опережая предложение.

3. Замедление роста (G2)- период, когда начинается насыщение спроса и предложение начинает опережать спрос

4. Зрелость (М)- период, когда насыщение спроса достигнуто, имеются значительные избыточные мощности.

5. Затухание, спад (Д) - снижение объёма спроса, предопределяемое домовременными социаль­но- экономическими условиями

Рассмотрим различные кривые ЖЦК: традиционная кривая со всеми пятью фазами (выведение на рынок, ускоренный рост, зрелость, упадок), кривые бума и провала, кривая с повторным циклом, гребешковая кривая, пиковая кривая (рис. 2)

Рис. 2. Виды кривой ЖЦТ

Необходимо изучить сочетание трёх циклов: спроса, технологии, товара. В рамках одной техноло­гии может производится несколько моделей изделия. Жизненный цикл технологии обозначается ЖЦТ. На рис. 3 представлено сочетание трёх циклов.

Рис. 3. Сочетание жизненных циклов спроса, технологии и товара при различных типах техноло­гии

Таким образом, в зависимости от уровня изменчивости технологии, то есть в зависимости от час­тоты сменяемости одних технологий другими (в течение ЖЦС) они подразделяются на 3 типа: стабиль­ные, плодотворные и изменчивые. Под ЖЦС понимается жизненный цикл спроса на вид продукции, удовлетворяющей определённую потребность.

Стабильная технология в основном остаётся неизменной в течение ЖЦС

Плодотворная технология сохраняется неизменной длительный период. Но при этом разрабатыва­ются и сменяют друг друга новые поколения продукции с лучшими показателями (например, современ­ная вычислительная техника). Новый продукт с лучшими показателями быстро реализуется на рынке и служит решающим фактором достижения высоких прибылей на рынке.

Изменчивая технология характеризуется тем что в течение ЖЦС, кроме новых изделий, наблюда­ется появление сменяющих друг друга базовых технологий. Например, спрос на усилители слабых электрических сигналов существует около 100 лет. За это время прошли 3 коренные смены технологии: производство вакуумных ламп, транзисторов, миниатюрных схем.

Таким образом, при разработке инновационного проекта весьма важно изучить сочетание основ­ных циклов, спроса, технологии товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: