Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Стратегический менеджмент концентрируется на важнейших проблемах структурных областях деятельности предприятия. А оперативный менеджмент охватывает повседневную деятельность предприятия, его подсистемные элементы и всех участников инновационной деятельности.
Оперативное управление инновационной деятельности анализирует возможности, ищет наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития предприятия.
Управление инновационной деятельностью фирмы включает следующие элементы:
постановка стратегических и тактических целей;
разработка системы стратегий;
анализ внешней среды с учётом риска;
анализ инфраструктуры;
анализ возможностей фирмы;
анализ сложившейся ситуации;
прогноз будущего состояния фирмы;
поиск источников капитала;
поиск патентов, лицензий, изобретений;
формирование инновационного портфеля;
стратегическое и оперативное планирование;
оперативное управление и контроль за научными разработкам, их внедрением и последующим производством;
совершенствование организационных структур;
управление технико-технологическим развитием производства;
управление персоналом;
управление и оценка инновационных проектов;
оценка эффективности инноваций;
выбор инновационного проекта;
изучение рыночной коньюктуры, поведение конкурентов, поиск ниши на рынке;
формирование спроса и позиционирование нового продукта на рынке;
управление рисками с целью их снижения;
формирование инновационной стратегии фирмы на рынке.
Инновационный процесс носит циклический характер, что связано как с общими закономерностями процесса экономического развития, так и с продолжительностью жизненного цикла конкретного новшества.