Разработка устройств контроля бдительности машиниста

Общие положения

В соответствии с программой подготовки специалистов с высшим образованием в дипломных проектах студентов ВУЗов должен разрабатываться раздел «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), который включает в себя два подраздела: «Охрана труда» и «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Разработка раздела БЖД имеет цель – закрепить теоретические знания студентов и выработать у них необходимые навыки в решении практических задач по охране труда, а также в вопросах предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта.

Раздел БЖД должен иметь органическую связь с другими разделами дипломного проекта.

Задачей раздела «Безопасность жизнедеятельности» является разработка безопасной техники, технологии, средств техники безопасности, вопросов эргономики, технологической эстетики, а также средств обеспечения санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда, которые позволили бы устранить травматизм, профессиональные заболевания и повысить безопасность работников в чрезвычайных ситуациях.

Технические решения и организационные мероприятия по вопросам раздела должны приниматься на основании анализа существующих условий труда, опасностей в технологических процессах и устройствах и их тесной связи с другими разделами дипломного проекта.

Не допускается подменять инженерную разработку вопросов охраны труда призывами к соблюдению осторожности или переписыванием правил и инструкций. Каждое техническое решение должно быть обосновано и аргументировано расчетами, схемами, графиками, существующими количественными нормами.

Раздел «Безопасность жизнедеятельности» оформляется отдельной главой дипломного проекта и состоит из пояснительной записки и чертежей.

Необходимый материал для разработки раздела «БЖД» необходимо подбирать при прохождении преддипломной практики.

 

Содержание раздела

Пояснительная записка (15-17 страниц) должна содержать:

1) Анализ условий труда работников дистанции сигнализации, централизации и блокировки по обслуживанию проектируемых устройств. Анализ специфики условий труда, опасных и вредных производственных факторов при существующей организации работ, технологии и применяемого оборудования, машин и инструмента с целью выявления потенциальных причин травматизма.

2) Выбор необходимых организационных и технических решений для ликвидации или снижения воздействия на работающих основных опасных и вредных производственных факторов при обеспечении оптимальных условий для трудовой деятельности.

3) Описание разработанных технических решений по обеспечению безопасности обслуживающего персонала и безопасности движения поездов. При этом должно быть обоснование выбранного технического решения, подкрепленное расчетами, параметрами применяемой аппаратуры и оценкой надежности с учетом изменения параметров, а также возможных повреждений.

4) Выводы об эффективности принятых решений, обеспечивающих безопасные условия труда обслуживающего персонала.

5) Решения по охране труда должны быть конкретными и быть органичной частью дипломного проекта.

6) Решения вопросов, связанные с безопасностью в чрезвычайных ситуациях (защита от воздействия радиации, аварийных химических отравляющих веществ и взрывов).

7) Пояснительные чертежи по записке (1-2 шт. формата А1 или А4).

Следует подчеркнуть, что выполняя разработку раздела «Безопасность жизнедеятельности», дипломник должен производить расчеты и принимать схемные конструктивные и планировочные решения с соблюдением требований соответствующих нормативных документов (СНиП, СН, ГОСТ и т. п.).

Не допускается переписывание в пояснительную записку правил и инструкций по технике безопасности. Записка должна содержать ссылки на нормативные документы идругую литературу.

 

План раздела дипломного проекта «Безопасность жизнедеятельности»

3.1 Безопасность персонала при обслуживании проектируемого объекта (см. название темы диплома).

3.1.1Эксплуатационно-технические характеристики проектируемого объекта (напряжение питания, мощности и др.). Виды работ (что делают, где, когда и т.д).  Примерно 1 стр.

3.1.2 Требования к персоналу, режимы работ, технология обслуживания, квалификация персонала. Примерно 1 стр.

3.1.3 Основные опасности и вредности при работе персонала (наезды подвижного состава, электрический ток и др.) Выделить главный фактор. Примерно 1,5 стр.

3.1.4 Технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности персонала при работе на объектах. (Освещение, шум, вибрация, электрический ток, устойчивость кранов, оповещение и т.д.). Выбрать один из вариантов. Примерно 5 стр.

3.1.5 Техника безопасности при обслуживании объекта. Примерно 1 стр.

3.2 Безопасность персонала в чрезвычайных ситуациях.

3.2.1 Пожарная безопасность на объектах или разлив вредных веществ (масло, газы и т.д.). Один из вариантов по выбору. Примерно 3-5 стр.

3.3 Выводы.

3.4 Литература.

Весь раздел содержит 10-12 стр. Включает ответы на все пункты плана, чертежи (1-2 шт.) формата А1 или А4 для презентации. В чертёж включают таблицы, схемы, графики, формулы из пояснительной записки. Завершается работа подписями руководителя раздела в задании, на чертежах и титульном листе дипломного проекта. Для этого необходимо представить черновик, чистовик раздела, чертёж на А1 или А4, задание и титульный лист на дипломный проект.

 

Примерные темы разработок по охране труда в дипломных проектах

Обеспечение электробезопасности обслуживающего персонала на участках с автоблокировкой и АЛС (при автономной тяге, при электротяге переменного тока, при электротяге постоянного тока) и обеспечение электробезопасности при обслуживании устройств электрической централизации и проверке приборов на ремонтно-технологических участках (РТУ)

Примерный план раздела по данной теме:

 

1. Характеристика электрооборудования аппаратуры автоблокировки, электрической централизации или РТУ.

2. Технология и периодичность обслуживания и проверки электрооборудования и приборов.

3. Возможные случаи поражения обслуживающего персонала электрическим током при обслуживании технических устройств автоматики.

4. Количественная оценка опасностей действия тока на организм человека в зависимости от амплитуды тока и напряжения, времени действия и т.д.

5. Технические устройства по обеспечению электробезопас­ности обслуживающего персонала при длительном и кратковременном воздействии тока:

· расчет и устройство защитного заземления;

· принципы построения схем защиты обслуживающего персонала и приборов от перенапряжений, возникающих при грозовых разрядах и коротких замыканиях в контактной сети.

6. Выводы.

Литература:

1. Анисимов Н.Н., Брейдо А.И. Организация и планирование хозяйства сигнализации и связи. М.: Транспорт, 1972, 247 с.

2. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках. Учебное пособие для вузов. М.: Энергия, 1979, 408 с.

3. ГОСТ 12.030-81. ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление.

4. Марков М.И. Линейные сооружения железнодорожной автомати­ки, телемеханики и связи. М.: Транспорт 1973.

5. Найфельд М.Р. Заземления, защитные меры безопасности. М.: Энергоатомиздат, 1975, 294с.

6. Евсеев И.Г. Защита устройств связи и СЦБ от опасных напряжений и токов. М.:Транспорт, 1982, 176 с.

7. Руководящие указания по защите от перенапряжений устройств СЦБ. М .: Транспорт, 1975, 64 с.

8. Правила защиты устройств проводной связи и проводного вещания от влияния тяговой сети электрических железных дорог переменного тока. М.: Транспорт, 1973, 95 с.

9. Герман Л.А., Калинин А.Л. Энергоснабжение автоблокировки и электрической централизации. М.: Транспорт, 1974, 120 с,

10. Устройство заземления для узлов, домов связи и постов электрической централизации И-62.73. Л.:.Гидросигналсвязь, 1973, 22 с.

11. Белязо И.А. и др. Маршрутно-релейная централизация. М.: Транспорт, 1974, 320с.

12. Михайлов А.Ф., Ефимов Г.К. Охрана труда в хозяйстве сигнализации и связи. М.: Транспорт, 1979.

13. Фельдман А.Б. Устройство защиты цепей связи.- Автоматика, телемеханика и связи.- Автоматика, телемеханика и связь, 1977, №10.

14. Белоглазова Н.С. Разрядники для защиты низковольтных электрических цепей переменного тока.

15. Мартынюк Л.П. Меры предосторожности при работах на электрифицированных линиях. Автоматика, телемеханика и связь, 1979, №3.

16. Котельников А.Б., Наумов А.В., Слободянюк Л.П. Рельсовые цепи в условиях влияния заземляющих устройств. М.: Транспорт, 1980.

17. Охрана труда в электроустановках. Учебник для вузов под. Ред. Князевского В.А. М: Энергоатомиздат, 1983, 336с.

18. Манойлов В.Е. Основы электробезопасности.  5-е перераб. и дополненное Л.: Энергоатомиздат, 1991,480с.

19. Кузнецов К.Б, Мишарин А.С. Элекробезопасность в электроустановках железнодорожного транспорта. Екатеринбург.: Издательство УрГАПС, 1999, 425с.

20. Косарев Б.И. и др. Электобезопасности при переменном токе. Путь и путевое хозяйство, 1980, №11, с. 38-40

21. Косарев Б.И.,Бычков А.Н. электобезопасности при переменном токе. Путь и путевое хозяйство, 1980, №11, с. 40-42

22. Сибаров Ю.Г., Сколотнев Н.Н. Средства защиты электробезопасности. Учебное пособие, М. МИИТ, 1990 68с.

23. Долин П.А. Справочник по технике безопасности. М: Энергоиздат, 2001.

24. Шипунов Н. В. Защитное отключение. М.: Энергия, 159с.

25. Степанов Н.М., Велтистов П. К. Элекропитание устройств СЦБ. М: Транспорт, 1976, 168 с.

26. Андреев В.А. Релейная защита и автоматика систем энергоснабжения. 5 изд. 2007, 639с.

27. Харченко В.Н. Устройство защитного отключения. 4 изд. 2006, 240 с.

28. Монаков В.К. УЗО. Теория и практика. М: 2007, 368 с.

 

4.2 Разработка технических средств для исключения наездов подвижного состава на людей:

· при капитальном ремонте пути;

· при роспуске состава на горке;

· при переходе пешеходов через железнодорожные пути;

· при очистке стрелочных переводов от снега;

· при высокоскоростном движении поездов;

· при обслуживании напольных устройств СЦБ.

 

Примерный план раздела по данной теме:

 

1. Технология выполнения работ по обслуживанию соответствующих устройств и ремонту пути.

2. Анализ основных факторов, влияющих на условия труда.

3. Разработка принципов построения технических средств оповещения о приближении подвижного составе к месту работ.

4.  Описание схемы оповещения и увязка ее с устройствами ЭЦ.

5. Выводы.

Литература:

1. Бекасов В.И. Средства оповещения людей, работающих на путях, о приближении поезда. ЦНИИТЭИ МПС.- Железнодорожный транспорт за рубежом. 1974, №2 с. 55-59.

2. Бекасов В.И. и др. Технические средства безопасности труда применяемые в парках прибытия и отправления поездов на станциях советских и зарубежных дорог. Труды МИИТа 1974, вып. 457, с. 27-39

3. Блиндер И.Д. и др. Устройство и принцип работы аппаратуры радиосвязи и оповещения при капитальном ремонте пути. Автоматика, телемеханика и связь, 1972, №2 с. 9-14.

4. Болотин В.И. и др. Принципы построения сигнализаторов оповещения на станциях. Путь и путевое хозяйство. № 4 1986

5. Болотин В.И. и др. устройство оповещения о приближении подвижного состава при производстве работ на станциях. Путь и путевое хозяйство. №3, 1982.

6. Болотин В.И., Жуков В.И. Федосов В.Д. автоматическое устройство оповещения. Путь и путевое хозяйство. №12. 2000, с 32-34.

7. Ульянов В.М. Жуков В.И. Федосов В.Д. Устройство оповещения о приближении подвижного состава. Автоматика связь информатика.№5, 2000. с 38-42.

8. Шевандин М.А. и др. Технические средства защиты от наездов подвижного состава при работах на перегонах. Методические указания к дипломному проектированию студентов. М. МИИТ. 1989. 44с.

9. Шевандин М.А. и др. опыт разработок и применения технических средств защиты железнодорожников от наездов подвижного состава. ЦНИИ ТЭИ, серия Охрана труда. Вып. 1, 1985.

10. Шевандин М.А. и др. Монографический анализ опасных производственных ситуаций. Методические указания к дипломному проектированию студентов. М. МИИТ. 1984.

11. Шевандин М.А. Жуков В.И., Федосов В.Д. Системы автоматического оповещения о приближении подвижного состава к месту работ. Учебное пособие для студентов вузов ж.д. транспорта. М. МИИТ, 2005. 168с.

12. Васин В.К., Жуков В.И., Федосов В.Д. Устройство оповещения с измерением скорости приближающегося поезда. Межвузовский сборник научных трудов. Предупреждение наездов подвижного состава на работников  ж.д. транспорта. Новосибирск. 1985, 105с.

13. Степанов Н.М., Новиков И.А. Автоматическая сигнализация на переездах и крупных искусственных сооружениях железных дорог. М. Транспорт, 1974, 116 с.

14. Шариков В.А., Лист Ф.Д. Автоматическая переездная сигнализация с электронными рельсовыми цепями. М.: Транспорт, 1967, 139с.

15. Акопов А.А. Система автоматического оповещения пешеходов о приближении поездов. Автоматика, телемеханика и связь, 1970, №1 с. 4-10.

16. Эбель И.П., Камышан Л.И. Станционная система оповещения путевых бригад. Автоматика, телемеханика и связь, 1973, № 11.

17.  Скрипицин И.З. и др. Система переездной сигнализации. Промышленный транспорт, 1974, №8.

18. Орушков И.С. и др. Устройство дистанционного ограждения составов на приемо-отправочных путях. Железнодорожный транспорт, 1967, №10, с. 57-59.

19. Гуревич И.Л. Берникова Г.И. Аэродинамическое воздействие скоростного поезда на человека. Железнодорожный транспорт, 1972, №11 с. 64-66

20. Дуров А.В. Вопросы аэродинамики высокоскоростного движения поездов. Железнодорожный транспорт, 1967, к 6,           с. 51-53.

21. Болотин В.И. Обеспечить безопасность на переездах. Путь и путевое хозяйство, 1972, №7, с. 32-33.

22. Болотин В.И. и др. Устройство оповещения о приближении подвижного состава на станциях. Автоматика, телемеханика и связь, 1982, №3.

23. Анненков А.М. и др. Об учете опасности наезда при проектировании переходов через станционные пути. Труды МИИТа, 1976, ВЫП 548, с. 42-46.

24. Анненков А.М., Болотин В.И., Жуков В.И. Устройство безопасности. Путь и путевое хозяйство, 1976, №6, с. 21-23.

25.  Закаталов Е.В., Пирин В.И. Очистка стрелок от снега и льда станционными устройствами. М: Транспорт, 1973.

26. Лифлиц Я.С. Устройство связи с местом работ. Автоматика, телемеханика и связь, 1973, №7, с. 10-11.

27.  Кулаев В.В. и др. Автоматизация расцепки вагонов на горках. Железнодорожный транспорт, 1973, №9, с. 18-20

28.  Фонарев Н.И. Автоматизация процесса расформирования составов на сортировочных горках. М.: Транспорт, 1971, 184с.

 

29. Глащенков Г.Н., Диденко А.Н., Кустов Г.Н. Централизация стрелок и сигналов в маневровых районах станции, М. Транпорт, 1977.

30.  Пугач Ю.С. Схема автоматического оповещения о начале роспуска составов Автоматика, телемеханика и связь, 1978, № 2.

31.  Шевандин М.А., Выгнанова Т.М. Оценка опасности наезда и средства защиты при переходе железнодорожных путей. Методические указания. М: МИИТ, 1985.

32. Каширская М.С. и др. Громкоговорящая технологическая связь на железнодорожном транспорте. М.:  Транспорт, 1974.

33. Жуков В.И., Федосов В.Д. Технические средства защиты от наездов подвижного состава на людей. Методические указания к дипломному проектированию по дисциплине Безопасность жизнедеятельности. М.: МИИТ, 1998, 100с.

34. Шевандин М. А., Жуков В.И., Федосов В.Д. Системы автоматического оповещения о приближении подвижного состава к месту работ на железнодорожных путях: Учебное пособие. М.: МИИТ, 2005, 168 с.

35. Пономарёв В. М., Жуков В. И., Федосов В. Д., Птушкина Л. В. Системы оповещения работников железных дорог и населения о приближении подвижного состава: Методические указания. – М.: МИИТ, 2012. – 160 с.

 

Разработка устройств контроля бдительности машиниста

Примерный план раздела по данной теме:

 

1. Анализ условий работы машиниста.

2. Учет человеческих факторов машиниста (время реакции на сигналы, скорость их зрительного восприятия и т.д.).

3. Основные требования к устройствам бдительности и контроля состояния машиниста.

4.  Компоновке органов контроля и управления поездом.

5. Технические решения по улучшению устройств контроля бдительности машиниста.

6. Выводы.

Литература:

1. Вольф М.Ф. Устройства безопасности и контроль бдительности машиниста. Железнодорожный транспорт, 1973, № 1,    с. 56-58.

2. Никифоров Б.Д. Технический прогресс и безопасность движения. Железнодорожный транспорт, 1973, № 12.

3. Пушкарев И.Ф., Андреев Г.П. Информация о движении поезда для машиниста. Железнодорожный транспорт, 1972, № 8,

с. 43-47.

4. Пушкарев И.Ф., Андреев Г.П. Машинист и локомотив в условиях автоматизации перевозок. Железнодорожный транспорт, 1973, № 2, с. 47-50.

5. Раков В.А. Локомотив, машинист, автоматика. Железнодорожный транспорт, 1972, № 2,    с. 45-49.

6. Лукьянов В.П., Таубкин В.А., Тнэченко В.А. Некоторые результаты исследования речевого сигнала как источника информации об эмоциональном состоянии человека. В сборнике Структурно-функциональный анализ деятельности мозга. М.: Наука, 1973, с. 22-25.

7. Милерян Е.А. Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974, 308с.

8. Комарова И.А. Электрофизиологическое исследование процесса опознания. Техническая эстетика, 1974, № 6.

9. Балинт И. М., Мурани М. В., Психология безопасности труда. Перевод с венгерского. М.: Профиздат, 1968, 207с.

10.  Пушкин В.Н., Нерсесян Л.С. Железнодорожная психология. М,: Транспорт, 1972, 239с.

11. Дегтярев В.О. Время реакции человека на железнодорожные сигнальные огни. Труды МИИТа, 1971, вып. 393, с. 5-10.

12.  Ефимов В.В., Науман В.В. Исследование скорости зрительного восприятия в условиях уличного освещения. Светотехника, 1972, №1, с.3-5.

13. Маликов И.Б. Устройство контроля бдительности машиниста. Электрическая и тепловозная тяга, 1970, №5.

14. Маликов И.В. и др. Опытное устройство контроля бдительности машиниста. Электрическая и тепловозная тяга, 1971, №2.

15.  Маликов И.В. Контроль бдительности машиниста локомотива. Железнодорожный транспорт, 1972, №11.

16. Шевандин М.А., Грибков О.И. Устройства контроля бдительности машиниста. М.: МИИТ, 1994 54с.

17. Нерсесян Л.С., Конопкин О.А. Инженерная психология и проблема надежности машиниста. М.: Транспорт, 1978.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: