Товарный рынок включает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок информации.
Потребительский рынок охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного назначения.
Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых.
По территориальному признаку (в зависимости от зоны охвата рыночного пространства) рынки делятся на местный (локальный), региональный внутри страны, национальный (внутренний), региональный по группе стран и мировой (внешний).
По механизму функционирования рынки бывают:
• свободными – на основе свободной конкуренции в результате прямых контактов независимые участники процесса купли-продажи сами устанавливают объем продаж и цены;
• монополизированными – условия производства и обращения определяет один или группа производителей (продавцов);
|
|
• регулируемыми – ведущая роль в регулировании рыночных отношений принадлежит государству, которое использует различные экономические рычаги воздействия.
По степени насыщенности выделяют:
• равновесный, в котором объемы спроса и предложения примерно совпадают;
• дефицитный, где спрос превышает предложение;
• избыточный, когда предложение превышает спрос. По организации рыночного обмена рынки бывают:
• оптовыми (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями). Чаще всего оптом товары закупаются продавцами у производителей или на торговых биржах;
• розничными (купля-продажа единичных товаров в небольшом количестве). Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук;
• экспортными (вывоз за границу товара и капитала для реализации на внешних рынках);
• импортными (ввоз товаров и других ценностей из-за границы для реализации на внутреннем рынке).
По формам собственности различают частный, кооперативный и государственный рынки.
По степени соблюдения законности различают легальный (официальный, законный) и нелегальный (деятельность которого запрещена законом) рынки.
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Совокупность взаимосвязанных между собой таких организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы, представляет собой рыночную инфраструктуру. В нее включаются: товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.
|
|
Несовершенства (фиаско) рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.
В экономической науке выделяют ситуации так называемых фиаско рынка, в которых общественное благосостояние невозможно максимизировать исключительно рыночными механизмами, для этого требуется вмешательство государства. В качестве существенного фиаско рынка следует назвать проблему внешних эффектов. Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов, если выполняется следующее условие: только те, кто учувствуют в рыночной сделке,несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды.
Роль гос-ва в рыночных процессах заключается в регулировании внешних эффектов: устранение отрицательных(борьба с загрязнением окруж.среды) и стимулировании положительных (гос.расходы на образование), для того чтобы привести объемы выпуска благ в таких отраслях к величинам, наиболее полно соответствующим общественным потребностям. Серьезным поводом для гос.вмешательства в рыночные процессы фиаско рынка в виде производства общественных благ. Еще одним фиаско рынка является монополизм. Рыночная экономика функционирует нормально только в условиях соперничества. Конкуренции эконом.субъектов. проблема в том что победивший в конкурентной борьбе зачастую захватывает все большую долю рынка и приобретает рыночную власть. Логическим завершением данного процесса является монополизация рынка.В проблеме асимметричности рыночной информации также проявляется несовершенство рынка. Роль гос-ва состоит прежде всего в распространении рыночной информации,принуждениии более осведомленных субъектов делиться информацией с менее осведомленными. В качестве важной задачи гос-нного регулирования эком.процессов рассматривается снижение трансакционных издержек, т.е издержек, которые несут рыночные агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок.Есть цели стремясь к которым гос.вмешивается в рыночные процессы. Это социальная эффективность(социальная справедливость).