Классификация рынков. Рыночная инфраструктура, ее элементы и функции

Товарный рынок включает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок информации.

Потребительский рынок охватывает рынок продовольствен­ных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зда­ний непроизводственного назначения.

Рынок средств производства состоит из рынка производст­венных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых.

По территориальному признаку (в зависимости от зоны охвата рыночного пространства) рынки делятся на местный (локальный), региональный внутри страны, национальный (внутренний), региональный по группе стран и мировой (внеш­ний).

По механизму функционирования рынки бывают:

• свободными – на основе свободной конкуренции в резуль­тате прямых контактов независимые участники процесса купли-продажи сами устанавливают объем продаж и цены;

• монополизированными – условия производства и обращения определяет один или группа производителей (продавцов);

• регулируемыми – ведущая роль в регулировании рыночных отношений принадлежит государству, которое использует раз­личные экономические рычаги воздействия.

По степени насыщенности выделяют:

• равновесный, в котором объемы спроса и предложения при­мерно совпадают;

• дефицитный, где спрос превышает предложение;

• избыточный, когда предложение превышает спрос. По организации рыночного обмена рынки бывают:

• оптовыми (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями). Чаще всего оптом товары закупаются про­давцами у производителей или на торговых биржах;

• розничными (купля-продажа единичных товаров в неболь­шом количестве). Обычно в розницу продаются товары в мага­зинах, в торговых палатках, с рук;

• экспортными (вывоз за границу товара и капитала для реа­лизации на внешних рынках);

• импортными (ввоз товаров и других ценностей из-за грани­цы для реализации на внутреннем рынке).

По формам собственности различают частный, коопера­тивный и государственный рынки.

По степени соблюдения законности различают легальный (официальный, законный) и нелегальный (деятельность которого запрещена законом) рынки.

Для нормального функционирования рынка необходима чет­ко налаженная работа различных специализированных учрежде­ний, предприятий, организаций и служб. Совокупность взаимо­связанных между собой таких организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и ра­бочей силы, представляет собой рыночную инфраструктуру. В нее включаются: товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.

 

Несовершенства (фиаско) рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

В экономической науке выделяют ситуации так называемых фиаско рынка, в которых общественное благосостояние невозможно максимизировать исключительно рыночными механизмами, для этого требуется вмешательство государства. В качестве существенного фиаско рынка следует назвать проблему внешних эффектов. Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов, если выполняется следующее условие: только те, кто учувствуют в рыночной сделке,несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды.

Роль гос-ва в рыночных процессах заключается в регулировании внешних эффектов: устранение отрицательных(борьба с загрязнением окруж.среды) и стимулировании положительных (гос.расходы на образование), для того чтобы привести объемы выпуска благ в таких отраслях к величинам, наиболее полно соответствующим общественным потребностям. Серьезным поводом для гос.вмешательства в рыночные процессы фиаско рынка в виде производства общественных благ. Еще одним фиаско рынка является монополизм. Рыночная экономика функционирует нормально только в условиях соперничества. Конкуренции эконом.субъектов. проблема в том что победивший в конкурентной борьбе зачастую захватывает все большую долю рынка и приобретает рыночную власть. Логическим завершением данного процесса является монополизация рынка.В проблеме асимметричности рыночной информации также проявляется несовершенство рынка. Роль гос-ва состоит прежде всего в распространении рыночной информации,принуждениии более осведомленных субъектов делиться информацией с менее осведомленными. В качестве важной задачи гос-нного регулирования эком.процессов рассматривается снижение трансакционных издержек, т.е издержек, которые несут рыночные агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок.Есть цели стремясь к которым гос.вмешивается в рыночные процессы. Это социальная эффективность(социальная справедливость).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: