Тема 9 Кейс – технологии (метод ситуационного анализа)

 Использование ситуационного подхода в обучении позволяет решить целый ряд важнейших образовательных задач: во-первых, уменьшить разрыв между теорией и практикой, во-вторых, сформировать у студентов умения и навыки оценки ситуации, выбора и организации ключевой информации, определения перспективных проблем и путей их решения и т.д. Значительным преимуществом метода кейс-стади (case study) - является то, что это всегда интерактивное обучение. Критериями, позволяющими отличить кейс от других учебных занятий являются: 1. Источник. 2. Процесс отбора информации: содержание ситуации должно быть близким к жизни, способным вызвать интерес. 3. Содержание: дозированная информация, которая позволит иметь все необходимые для решения данные. 4. Проверка реакции учащихся на кейс в ходе занятия. 5. Модерация работы с кейсом: каждая подгруппа должна состоять из 3-5 человек и выбрать себе модератора (руководителя) [16].

В кейс-стади интегрированы следующие частные методы: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, методы описания, проблемный метод, метод классификации, «мозговой штурм», дискуссия. В ходе реализации кейс-метода преподаватель а) подбирает кейс, б) определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся, в) разрабатывает сценарий занятия, г) организует предварительное обсуждение кейса, д) делит класс на группы, е) руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями[17].

1. Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя: вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления); информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности); стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами); исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам - результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения); тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - технических, логических и т.п.)[18].

2. Другая классификация кейсов основана на учете их формы и внутренней структуры.

1. Комплексный (модульный) кейс содержит не менее 20 страниц информации, первичных данных, образцов документов и т. п.;

2. Кейс-изложение содержит факты: рассказ о какой-либо ситуации, явлении, проблеме, путях ее решения и основные выводы по теме;

3. Кейс-иллюстрация обычно небольшой по объему и содержит некоторый пример по изучаемой теме;

4. Кейс-практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой студенты должны выполнить некоторое задание по теме;

5. Кейс со структурированными вопросами содержит четкий перечень вопросов, следующих после основного текста, на основе которых строится обсуждение кейса.

6. Кейс без структурированных вопросов. В этом случае после основного текста следует предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, которая заключается в описанной ситуации.

Вопросы к кейсу можно разделить на обучающие, направленные на закрепление полученных знаний и умений, и проблемные, направленные на развитие мышления, в том числе творческого.

Можно сформулировать систему требований к кейсам, обеспечивающим хороший обучающий эффект. Хороший кейс:

• рассказывает, он должен быть с фабулой.

•  фокусируется на теме, вызывающей интерес: должно быть напряжение, драматизм и какая-то развязка.

• желательно строить на современном материале.

• должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Для этого желательно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация главных персонажей.

• включает в себя материалы из официальных или неофициальных источников, что добавляет ему реализма и конкретики. Знания студента о людях, чьи высказывания цитируются, помогает интерпретации ситуации в целом.

• прививает навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной жизни, давая студенту модель, которую он может взять за образец в реальной жизни»

Технология кейс-стади (от англ. case – «случай») – ситуационный анализ в обучении позволяет решить целый ряд важнейших образовательных задач: во-первых, уменьшить разрыв между теорией и практикой, во-вторых, сформировать у обучаемых умения и навыки оценки ситуации, выбора и организации ключевой информации, определения перспективных проблем и путей их решения и т.д.

Приведем пример, как может быть обеспечено использованием кейс-технологий совершенствование этико-правовой культуры студентов в системе юридического образования Процесс формирования этико-правовых ориентаций гуманитария может быть основан на использовании этико-философских противоречий личности и общества, выраженных в дихотомических концептах и концептах с внутренней амбивалентностью (двойственностью). Например, концепт «безопасность» выступает в дихотомической вариации «опасность» и амбивалентных концептах «риск» и «авантюра».

Критериями, позволяющими отличить кейс от других учебных занятий, являются: 1. Источник. 2. Процесс отбора информации: содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать интерес. 3. Содержание: дозированная информация, которая позволит иметь все необходимые для решения данные. 4. Проверка реакции студентов на кейс в ходе занятия. 5. Модерация работы с кейсом: каждая подгруппа должна состоять из 3-5 человек и выбрать себе модератора (руководителя). Подгруппы могут работать в течение всех занятий только по одной теме (каждая по своей) или все группы одновременно работают над одним и тем же разделом кейса, конкурируя между собой в поиске лучшего решения. В данном параграфе представлены материалы кейса на основе заявленных выше концептов.

1. Кейс – выявление значимых проблем: анализ текстовых фрагментов на основе концептов «опасность» и «безопасность».

1.1. «С одной стороны, опасность чревата разрушением объектов, обладающих ценностью, оставляет неизгладимый след в психике, приводит к отчуждению человека окружающей социальной средой. С другой опасность стимулирует жизнь, подталкивает животных к приспособлению, а человека к творчеству, способствует самоутверждению личности и рождает подлинных героев»[19][4].

1.2. Приводя данные социологического опроса, исследователь И.Л. Бачило подчеркивает, что в перечне опасностей из 40 позиций проблема права и законности занимает 3-е место, опередив криминализацию общества, массовую безработицу, терроризм, истощение природных ресурсов. Значительное большинство опрошенных (66,7%) считают «полное беззаконие» важнейшим источником страха. Далее исследователь утверждает, что беззаконие является источником не просто страха, что может быть индикатором одномоментного состояния, но и парализации активности, доверия, инициативы, взаимодействия с государственными структурами. Страх замораживает все социальные импульсы личности[20].

Информационный кейс – статья из Википедии «Безопасность»:

«Центральным направлением в обеспечении национальной безопасности является формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина. Безопасность – состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Безопасность, основанная на свободе – система мероприятий, направленных на защиту свободы человека, как главного условия реализации его интересов. Конечная цель Безопасности – достижение каждым человеком устойчивого состояния осознания возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации».

2.2. Кейс – технологии 3. Кейс – выявление проблемы на основе анализа текстовых фрагментов:

3.1. «Важнейший вопрос – обеспечение этической безопасности в контексте проблематики устойчивого развития. Безопасность – общесистемное свойство, характеризующие все сферы человеческой деятельности. Термин «этическая безопасность» заимствован у В.В. Рево, профессора, д. м. н. Вопросы этической безопасности приобретают особое звучание в период кризиса. Кризис всегда сопровождается расцветом псевдонаучных и псевдорелигиозных учений. Экономический кризис вызывает рост экологических правонарушений, снижение уровня жизни ведёт к росту браконьерства, грубому нарушению принципов рационального природопользования. Социальная и политическая нестабильность приводит к усилению угроз терроризма, в т.ч. экологического. Экологическая тематика, также как и тематика социального неравенства, сохранения здоровья – одна из излюбленных тем для различного рода спекуляций (...) В рамках этики природопользования предметом этической безопасности являются механизмы обеспечение защищённости интересов личности от навязывания псевдопотребностей и избыточного количества вторичных потребностей»[21].

Вопрос студентам: согласны ли вы с определением «этическая безопасность?» Обоснуйте ответ.

3. 2. «Хочу рассказать маленькую поучительную историю.

Продаётся объект коммерческой недвижимости в центре Петербурга. Покупателя устраивает объект и заявленная цена. И вот решительный день – продавец и покупатель наконец встречаются лично для окончательного согласования условий договора. И оба приходят на встречу со своими юристами. (К слову, значимость роли юристов при сделках с недвижимостью сильно преувеличена (понятно, кем). Отчуждение недвижимостиодна из самых простых в техническом смысле сделок, как и любая разовая сделка. Недаром в ходу выражение «юридическое сопровождение сделки». А если попросить это «сопровождение» расшифровать, в ответ будет что-то невнятное типа проверки документов). Естественно, изначально желания сторон были взаимоисключающие: «утром стулья – вечером деньги» против «вечером деньги – утром стулья». Но, в тоже время, хватало ума не настаивать на категорическом императиве. Всё обсудили, осталось определить порядок расчётов. И покупатель высказывает предложение: 30% при подаче документов на регистрацию, остальное – в тот же срок на безотзывной безакцептный аккредитив. И началось... Юрист покупателя с напором, граничащим с оскорбительностью, заявила, что интересы её работодателя будут ущемлены, так как он выплатит аванс, а регистрации перехода права может не произойти. Поэтому все деньги надо выплачивать после регистрации перехода права. (И никто не задался вопросом, для чего она здесь присутствует, ведь её задача как раз и состоит в том, чтобы обеспечить законность и надёжность сделки). И тут вступил с таким же напором юрист продавца. Обращаясь к своему доверителю, он закричал, что, мол, говорил же я вам, что никаких процентов, пусть выплачивают всю сумму сразу по подписании договора, иначе обманут. В начавшейся перебранке юристов стороны участвовали исключительно в роли зритель, с восхищением внимая «ревнителям» их интересов. Которые защищали только свои гонорарные интересы, а вот интересы доверителей – продать и, соответственно, купить объект – как раз и игнорировали. И это, кстати, не какое-то негодяйство юристов, а закономерный результат неумения с ними работать. Сделка не состоялась»[22].

Подсказка студентам: «Завершая рассказ, зададимся вопросом – а как должен был поступить покупатель, услышав предложение (кстати, вполне приемлемое)? Он должен был задать юристу вопрос о том, что произойдёт, если сделка не будет доведена до конца по вине продавца. Как вернуть деньги и возместить убытки, связанные с отвлечением средств? И получить ответ о действиях, прогнозируемых результатах и сроках. После чего самостоятельно оценить услышанное. И принять решение. Так как вопросы такого рода относятся к исключительной компетенции руководителя, а не юриста или любого другого советника»[23].

Вопрос студентам: какие ошибки в коммуникативной тактике допустил юрист?

3.3. «Что такое буржуазность? Вещь двоякая. Есть в этом явлении позитив, есть и негатив. И негатив, кажется, преобладает. Так мы привыкли считать. С одной стороны, трудовая (“протестантская”) этика, принцип честной конкуренции, добросовестный труд не только на общество, но и на себя, элементарная жизненная обеспеченность, относительная застрахованность от сумы и от тюрьмы, безопасность, порядок... С другой – это эгоцентризм как способ мыслить и вести себя, культ богатства, комфорта, благополучия, гедонизм, низведенный до стремления всегда иметь ничтожные удовольствия, вещевой фетишизм, это принцип “иметь, а не быть”, это плоский позитивизм в миросозерцательной сфере <...> это взаимное отчуждение людей и тотальное одиночество, атомарность как характерное состояние общества... Тотальное одиночество. Разобщенность»[24].

Вопрос: является ли понимание буржуазности этической дилеммой? Ответ обоснуйте.

3.4. Анализ учебно-научной информации: «Одним из самых насущных и дискуссионных вопросов – был и является вопрос коммерциализации адвокатуры. Относительно коммерциализации адвокатуры существуют две точки зрения. Одни авторы утверждают: Запрет на предпринимательство, по существу, нарушает Конституцию РФ. Ведь в данном случае ограничиваются права гражданина, а, как известно, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод граждан допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Совершенно очевидно, что занятие адвокатом предпринимательской деятельностью в области права не посягает ни на один из перечисленных институтов. Эта статья законопроекта явно неконституционна и, если она сохранится в принятом законе, то с большой вероятностью на успех может быть оспорена в Конституционном Суде РФ. Оппоненты называют коммерциализацию вирусом и недопустимым правомочием. В качестве альтернативы коммерциализации речь в законе идет об откате далеко назад, к адвокатуре, объединяющей индивидуально действующих адвокатов либо некоммерческие адвокатские бюро. Это означает, что сегодняшним адвокатским фирмам, которым присущи черты обычной коммерческой организации (а таких немало), придется выбирать – либо оставаться в составе адвокатуры, либо уходить из нее. Такой же выбор встанет перед адвокатами, занимающимися предпринимательской деятельностью (например, теми, кто занимается антикризисным управлением, входит в советы директоров предприятий и т.д.). Для всех них реализация на практике норм закона об адвокатуре будет иметь крайне отрицательные последствия.

Кто же прав в данном споре? Есть ли будущее за коммерциализацией адвокатуры?»[25].

Задание студентам: кто, по-вашему, прав в споре?

4. Дискуссия: Корректно ли понятие «этическая безопасность»? Как опознавать «этические опасности» в профессиональной деятельности юриста?

5. Итоговое эссе – характеристика юристов, персонажей произведений русской художественной литературы. Например: «Лужин Петр Петрович – тип дельца и капиталиста. Угрюмый, высокомерный, хочет открыть в Санкт-Петербурге адвокатскую контору. Высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собой. Однако больше всего он ценит деньги. Он считает, что защищает прогресс во имя науки и экономической правды, следует чужим словам, которых наслушался от своего приятеля: “Наука же говорит: возлюби, прежде всех одного себя, либо все на свете основано на личном интересе. Экономическая же правда прибавляет…” В “Кодексе профессиональной этики адвоката” от 31 января 2003 года, то в ст. 4 п.1 сказано, что адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии. Также нельзя забывать и том, что при осуществлении своей профессиональной деятельности адвокат должен уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, придерживаться манеры поведения, соответствующей деловому общению (ст. 8 п. 2). Но если человек не видит ничего кроме своей личной персоны и думает лишь об одной экономической выгоде, то тут встает вопрос, сможет ли он заниматься адвокатской деятельностью?!»(фрагмент из эссе студентки К.Э. Ивановой, 2012 г.).

Таким образом, практикоориентированная технология ситуационного анализа позволяет использовать культуросозидающий потенциал образовательного процесса, активизируя механизмы этической рефлексии как формирующие внутреннее нравственное убеждение в выборе тактики и стратегии поведения будущего правоведа в ситуации этической коллизии, моральной дилеммы. Использование интерактивных и практикоориентированных гуманитарных технологий может стать действенным средством и способом формирования будущего юриста как нравственной личности, обладающей профессиональной культурой.

Вопросы и задания:

1.Составте таблицу кейс-технологии.

2. Разработайте учебный кейс на основе материалов параграфа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: