Тема 8 Гуманитарные и образовательные технологии в высшей школе

Гуманитарные и образовательные технологии имеют разнообразное толкование на современном этапе и в силу своего разнообразия могут иметь различные варианты взаимоотношений.

Во-первых, часть образовательных технологий можно рассматривать как полноценные гуманитарные в том случае, если они ориентированы на самого обучающегося, на его индивидуальные потребности и особенности, на группу обучающихся или на социум. К таким технологиям могут быть отнесены, в частности, технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения и т. п.

Во-вторых, образовательные технологии могут превратиться в полноценные гуманитарные технологии, если они будут наполнены собственно гуманитарным знанием.

Таким образом, гуманитарные технологии или шире образовательных технологий, или могут быть приравнены к ним.

Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путем преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений преподавателя и студента. Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом.

Интерактивные методы в высшей школе ориентированы на активное самостоятельное получение информации, соотнесения нового с уже известным, отслеживания собственного понимания: интерактивная лекция (проблемная лекция; лекция с заложенными ошибками, лекция-консультация и проч.), учебная дискуссия; метод проектов; дебаты; концептуальная таблица.

Интерактивные методы, способствующие размышлению обучающихся, т.е. ориентированные на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулированию вопросов и выбору коммуникативных стратегий и тактик для дальнейшего продвижения в информационном и коммуникативном поле: категориальный обзор; интервью; ментальная карта; конференция; ярмарка-фестиваль идей; круглый стол; квест – «полевые», поисковые задания; фокус-группа, баскет-метод (анализ корреспонденции), кейс-стади (ситуационный анализ), технология модерации (управления группой, процессами), технология фасилитации (организации переговоров); технология медиации (проведение переговоров), технологии формирования ассертивного поведения.

Специфическими для магистерского обучения является технология «угасающей помощи», или скэффолдинг[15]. В трудах зарубежных авторов, пишущих о функциях и роли современного преподавателя вуза, активно используются термины «скэффолдинг» (scaffolding) и «угасающая помощь» (fading help), характеризующие поддержку студентов преподавателем в процессе обучения. Такой вид помощи предполагает вмешательство преподавателя только в случае, когда студент совсем не может справиться с заданием. Провоцируя (challenge) студентов, преподаватель отпускает их за пределы безопасной зоны, где они сталкиваются с новыми, неожиданными, но интересными задачами.

Множество различных приемов используется при применении стратегии скэффолдинга: разделение объемного задания на более мелкие; использование тактики «размышление вслух», проговаривание или озвучивание процесса размышления над заданием после его выполнения; совместная работа в группе, команде и диалог между студентами той или иной группы (той или иной команды, т.д.); целенаправленные «подсказки» со стороны преподавателя; вопросы; коучинг; карточки-суфлеры (cue cards – карточки, помогающие актерам или ведущим телепередач запомнить слова); моделирование. Другими приемами скэффолдинга являются: активация уже имеющихся знаний, подсказки студентам, какую стратегию выполнения задания лучше выбрать, т.д. Эффективная скэффолдинговая помощь подразумевает, прежде всего, понимание преподавателем того, что студенты уже знают и что уже способны делать самостоятельно без его помощи.

Специалисты выделяют две основные ступени скэффолдинг – инструктажа: 1) разработка инструкций по оказанию помощи студентам;

2) применение разработанных инструкций на практике, в ходе которой преподаватель (инструктор, коуч, т.д.) оказывает помощь студентам на каждом этапе процесса обучения.

Среди других технологий высшего образования (магистерского) можно выделить гуманитарную технологию форсайтинга, конкурсную технологию, веб-квесты, гуманитарную экспертизу и проч.

Вопросы:

1. В чем, на Ваш взгляд, заключается общее и различное между гуманитарными и образовательными технологиями? Аргументируйте свою позицию.

2. Каковы характерные особенности гуманитарных технологий?

3. Почему гуманитарные технологии называют технологиями влияния и управления?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: