Тема13. Психологические особенности обучения студентов: общие тенденции

Обучение студентов - это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования заложенных ГОСТ общекультурных и профессиональных компетенций. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов, формируется личность будущего специалиста в целом.

Как установили ученые, пик интеллектуального развития личности приходится на возраст 18-19 лет. В студенческом возрасте наиболее выражены различные формы когнитивного научения. Обучение имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития интеллектуальных и профессиональных качеств. Характер и количество знаний определяются требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста определенного профиля.

Учение включает не только обучение, но и самообучение, что предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т.д.).

В учебной деятельности объединятся не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом при этом понимается не природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.). Деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.). Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном случае оно может оказаться (и часто оказывается) несформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для вузовского обучения. Поэтому существует особая проблема диагностики уровня мышления.

В процессе обучения главное внимание должно быть обращено на организацию деятельности студентов в тех ее видах, формах и способах, которые представляют собой новую стратегию подготовки специалистов - не только формирование теоретического мышления, но и целенаправленное формирование профессиональной подготовленности для работы в условиях современного производства.

Важным элементом современного высшего образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигло такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи.

В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как:

• учить тому, что необходимо на практической работе после вуза;

• учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов;

• профессиональная направленность обучения и воспитания;

• органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

В современной теории культуры, коммуникаций, языков и текстов, сформировавшихся в последние годы в условиях становления информационного общества происходит активное овладение субъектами культуры разнообразными формами коммуникации, что приводит к поликодовости, о чем особенно важно помнить в вузовском образовании.

Поликодовость – это сопряжение в едином пространстве разных по своей семиотической природе документов, артефактов культуры. Когнитивная деятельность индивида управляется функционированием двух систем или двумя видами представления, каждый из которых характеризуется специфическими чертами (структурными и функциональными):

·во-первых, системой образных представлений, развитие которой связано с опытом конкретных взаимодействий с окружающей средой (индивид обрабатывает информацию о конкретных объектах и событиях в зрительных и других чувственных образах);

во-вторых, системой вербальных представлений, связанной с опытом вербального общения (ключевые слова, Концепты, Прецедентные тексты).

Иинформационные технологии в современной культуре вызвали ими социокультурные изменения, приведшие к формированию информационного общества, а также возникновению различных субкультур, явлению поликультурности, появлению поликодовой коммуникации.

В целом, современную эпоху можно назвать эпохой поликодовой коммуникации – это культурная эпоха, которая отличается разнообразием следующих черт: 1) одновременное сосуществование в единой культуре различных видов и сфер коммуникации: а) языковые сферы: лингвистическая, визуальная, телевизионная, медийная и другие, б) социальные сферы: информационная, экологическая, политическая, экономическая и т.п.;

2) разнообразие материалов для коммуникации: книга, фильм, танец, архитектурный ансамбль, статистическая таблица, электронное табло, диаграмма, формула, схема, смс-сообщение, пост, блог, ммс-сообщение и прочее;

3) свободное сочетание различных видов коммуникации субъектом культуры, делает данного субъекта креативным и менее зависимым.

Это разнообразие воплощается и сообщает о себе в языках культуры: 1) языках естественных, вербальных, 2) языках различных видов искусства, 3) языках науки и 4) языках искусственных (языки программирования). На этих языках формируются и воспринимаются сложные полиморфные (“multy-modal”) тексты в современной культуре, транслируются при помощи медиа (посредников), и в современной коммуникации осуществляется переход от чтения преимущественно печатной мономорфной (“mono-modal”) страницы к чтению полиморфного экранного текста. Появление новой парадигмы информационного общества обусловлено рядом объективных причин, в частности, одним из ключевых моментов можно считать изменения в сфере трансляции и хранения социально и культурно значимой информации в разных сферах коммуникации. Информационное общество является сочетанием множества структурных компонентов, в ряду которых особое место занимают новые способы знаково-символического преображения реальности в современной культуре, которыми важно овладеть в студенческие годы. Из этого следует, что преподавателю высшей школы следует владеть поликодовыми коммуникациями в образовательном процессе в высшей школе для обеспечения требуемого качества общекультурных и профессиональных компетенций.

Особое место в современном гуманитарном образовании занимает педагогика, основанная на «гуманитарной инженерии» (школа Щедровицкого Г.П. Щедровицкого П.Г) - это технологии обогащения, умножения средств мышления и деятельности человека. Она противопоставляется социальной инженерии как технологиям манипулирования людьми. В самом общем плане авторами концепции (Г.Щедровицкий и др.) образование мыслится как двойной процесс: трансляции культуры и формирования (“образования”) человеческой личности. Педагогика обеспечивает этот процесс средствами и способами. Изменения деятельности сопряжены с изменениями свойств деятеля - человека, человеческих качеств. Когда это обстоятельство осознается, инженерная деятельность организуется и осуществляется для утверждения некоторой "идеи человека" - гуманитарной идеи.

Человек издавна мыслился как своего рода "кентавр-система", существо двоякое: "искусственно-естественное". Аналогичным образом может представляться жизнь общественных систем и общества в целом. Очень важно иметь в виду, что в инженерии на равных правах сочетаются "естественное" и "искусственное" - в отличие от естественных наук, имеющих дело только с первым, и техники, обслуживающей только второе. «Современный инженерный подход к преобразованиям ограничивает их не только рамками "возможного" (естественного) и "желаемого" (искусственного) но и "должного" (или "допустимого") - тем, чего делать нельзя, несмотря на возможность и желательность. По мнению авторов концепции инженерный подход позволяет избежать безответственных общественных экспериментов, учитывающих либо только одну из этих крайностей, либо осуществляемых без учета "побочных" влияний, а инженерное образование призвано вооружить людей методами и средствами преобразования не только объектов материального мира, но и порождающих эти объекты систем деятельности и мышления. Такого рода преобразовательную деятельность мы называем гуманитарной (или современной) инженерией и говорим о гуманитаризации областей практики, в которые инженерия проникает и которые она преобразует»[27].

Контрольные вопросы:

1. Каковы психологические и познавательные особенности студенческого возраста?

2. В чем сущность поликодовых коммуникаций как условия качественных изменений познания мира?

3. В чем особенность гуманитарной инженерии как педагогической философии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: