Тема 16. Формирование будущего юриста в высшей школе как «человека гуманитарной культуры»

 

Развитие российской государственности, изменение правосознания граждан, реформирование судебной и правоохранительной системы, перемены в содержании форм и методов деятельности юристов предъявляют высокие требования к их профессиональной подготовке, деловым качествам, психолого-педагогической, этической и коммуникативной культуре. Но в современном юридическом образовании наблюдается явное несоответствие целостности и преемственности содержания гуманитарной, коммуникативной и предметной подготовки студентов (в частности, удаление ряда общекультурных дисциплин из учебных планов, общее сокращение количества учебных часов) тем требованиям, которые предъявляются к уровню их профессиональной компетентности, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

Рассмотрим методы и приемы формирования профессиональных этических и коммуникативных ориентаций будущего юриста как «человека гуманитарной культуры», идентифицирующего себя как субъекта «российской нации». Актуальность работы определена рядом противоречий: правовой нигилизм, высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти.

Размышляя о правовом мышлении в культурно-антропологическом контексте, исследователь В.Л. Афанасьевский замечает: «О проблеме идентичности, национальной идентичности, писали много. Но озабоченность проявляло скорее государство, чем общество, и решать проблему предлагалось административно-государственными, а не общественными методами – с помощью централизованного «промывания мозгов», производимого ради единства нации»[77] Актуальность проблемы подтверждается материалами социологических исследований (в частности, кафедры "Государственная служба и кадровая политика" РАГС), которые фиксируют следующий комплекс качеств россиян: а) особенности поведения россиян: неточность во времени; неследование технологической дисциплине, технологическому регламенту; выполнение порученной задачи, несмотря на отсутствие всех необходимых средств; эмоциональность, энтузиазм, увлеченность в период стремления к цели; б) особенности взаимодействия, общения, обнаруживаемые в полярных качествах от доброжелательности, открытости, готовности оказать помощь до недоброжелательности, суровости, закрытости, зависти[78].

Разработанная Н.Л. Захаровым социологическая концепция российского этического строя как социального регулятора, обеспечивающего согласование целей индивида и социума, целей и норм (социально оправданных способов достижения этих целей состоит в следующем: 1) российский этический строй определяет потребность самоактуализации в коллективном взаимодействии как высший этический императив, который должен быть реализован независимо от того, удовлетворены ли другие потребности (физиологическая, безопасности, уважения); 2)этический регулятор ориентирует российского индивида на сдерживание потребностей; 3) общий этический принцип российского индивида "действуй исходя из коллективного убеждения" (в отличие от западного принципа "следуй норме, полагаясь на личную ответственность"); 3) в соответствии со спецификой профессиональной деятельности экзистенциальным идеалом государственного служащего является служение обществу, государству. Вместе с тем, исследования подтверждают и то, что экзистенциальный идеал, хотя и декларируется, но в полной мере не функционирует. Высокая ценность профессионализма и добросовестного труда в сфере госслужбы подтверждается результатами социологических исследований, хотя реальный уровень профессионализма оценивается экспертами как недостаточный[79].

Профессиональное становление личности – это «прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональнымиз наниями, умениями и навыками путём её самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности[80]. Повышению уровня профессионализма могут способствовать недавно принятый типовой Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (2010) и отраслевые Кодексы, связанные с профессиональной юридической деятельностью. Но эффективность этих документов повысится, если следование им станет не только внешним регулятором поведения государственного служащего и юриста, но и внутренним убеждением профессионала.

По мнению М.И. Черепановой, нравственно-психологическая готовность к профессиональной деятельности - это интегральное образование личности курсанта МВД, включающее альтруистическую мотивацию, связанную с содержанием правоохранительной деятельности, устойчивую профессиональную направленность, сформированные профессионально важные качества, способность к рефлексии, систему нравственных, социальных, правовых ценностей, играющих решающую роль в достижении нравственно-положительного результата в профессиональной деятельности[81].

Один из базовых профессиональных концептов в этической концептосфере юриста – внутреннее убеждение. В частности, внутреннее убеждение юриста-эксперта рассматривается специалистами как система элементов, образующих новое качественно сложное явление, включающее ряд элементов: 1) индивидуальные знания субъекта, которыми он обладал до акта оценки информации; 2) процесс познания информации, представленной или полученной субъектом оценки доказательств (информации); 3) осознание субъектом оценки степени своей независимости; 4) эмоциональное состояние субъекта при исследовании информации; 5) волевой стимул, побуждающий субъекта к определенным практическим действиям; 6) внешняя обоснованность и аргументированность принятого решения в процессуальных актах. При этом основой, предпосылкой формирования внутреннего убеждения является правосознание как знание права, отношение к праву и правоотношениям, принципам и правилам права[82].

Таким образом, отмечаемый многими правовой нигилизм в обществе невозможно преодолеть, если, во-первых, не будет изжит «этический нигилизм» как признак профессиональной деформации сознания юристов в различных сферах юридической деятельности. Во вторых, многие исследователи профессиональной юридической коммуникации отмечают резкую инвективизацю, криминальную жаргонизацию речи, демонстративную обсцентивность профессиональной речи юристов в разных системах правоохранительной деятельности как «кинический комплекс», что противоречит ожиданиям общества о «служителе закона».

Аксиология как учение о ценностях выступает, с одной стороны, методологической основой и механизмом развития ценностно-смыслового отношения человека к миру, а с другой – определяется как путь переосмысления и обновления ценностного содержания теории и практики высшего образования на данном историческом этапе, обеспечивая «культуросообразное диалоговое общение». Ценностным основаниям духовной жизни общества посвящены перечень научных трудов, объединяющим моментом в которых становится восприятие «духовности» как возможности выйти за пределы узкоэгоистического бытия в служении общему социальному благу, а духовные ценности утверждаются как неотъемлемая составляющая менталитета нации. Но, несмотря на многочисленность и многогранность исследований в сфере аксиологии культуры, нам не удалось обнаружить педагогических работ, в которых была бы представлена в комплексе проблема объективации ценностей в современном социально-культурно-правовом пространстве.

Юридическая профессиональная деятельность также должна осмысляться студентом как ценностно ориентированная деятельность, при этом предполагается осознание Права как высшей ценности цивилизованного общества и результата нравственного прогресса общества. Гуманитарный компонент предполагает формирование гуманистической личности с развитым гуманитарным мировоззрением, ориентированным на общечеловеческие ценности, обладающей такими особенностями, как богатство духовных потребностей, стремление к самореализации, компетентность, умение обнаружить нерешенные проблемы и преодолевать стереотипы, коммуникативная гибкость, критичность и способность к рефлексии, ответственность за принимаемые решения, способность к компромиссу и т.д.

Главная цель современной педагогики высшей школы заключается в стимулировании умения учиться самостоятельно, так как процесс профессиональной подготовки – это не только овладение определенными знаниями, умениями предметной деятельности, но и развитие компетентной профессиональной личности.

Изучение тенденций в области юридического образования, актуализирующих проблему формирования профессионально-этических ориентаций студента юридического вуза, позволило выбрать образовательные и педагогические технологии, обеспечивающие поэтапное формирование профессиональных этических и коммуникативных ориентаций личности.

Морально-этическая субконцептосфера является основой ценностной модели мира социума и формируется, как правило, на основе бинарной оппозиции, полюсы которой представляют собой универсальные аксиологические категории культуры морально-этического порядка – «Добро» и «Зло». Например, в преподавании «Профессиональной этики» аксиологической матрицей являются этические категории, представленные в дихотомических парах: добро и зло, истина и заблуждение, свобода и зависимость, смысл и цель жизни. Но человек, совершая выбор между конкретными альтернативами в конкретных ситуациях, редко представляет себе их в виде простой дихотомии «нравственный - безнравственный». Нравственный выбор – не линейный, а сложный волевой, драматический процесс преодоления страхов, стереотипов, деформаций, заблуждений, даже корпоративной культуры. Поэтому ценности культуры рассматриваются нами на основе принципа комплементарности (дополнительности) как аксиологический обучающий стержень, а ценности цивилизации как прагматико-праксеологическая дополнительность. Например, профессиональное правосознание и специальные правовые способности в праксеологическом аспекте рассматриваются как необходимые компоненты социально-психологической готовности к правоприменительной деятельности юриста, что проверяется уже на этапе прохождения учебно-профессиональных практик в учреждениях Минюста.

В целом, гуманизация и демократизация образования обеспечивается за счет использования диалоговых современных образовательных технологий, включающих групповое взаимодействие и индивидуальную активность, на основе максимально доступной интенсификации учения как аудиторного, так и самостоятельного в целях формирования корпоративной культуры и личной ответственности студента.

Таким образом, моделирование образовательного процесса, основанное на использовании интегративных возможностей дисциплин гуманитарного и коммуникативно-речевого циклов, направлено на формирование нравственного внутреннего убеждения как профессионального качества студента юридического вуза – «человека гуманитарной культуры».

Контрольные вопросы:

1. Каков, в вашем понимании, «человек гуманитарной культуры»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: