Тема 17. Понятийный аппарат теории воспитания

Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать – организуя деятельность вос питанников. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Уточним, что специалисты различают методы воспитания и методы вне урочной воспитательной работы. Методы воспитания проявляют свое содержание через:

• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Так, например, выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

3) использующие поощрения и наказания.

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

- педагог способствует восприятию мира;

- педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;

- педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классифи- кации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.

С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Но с точки зрения гуманистической педагогики метод наказания вызывает сомнения и споры (может ли быть наказание средством воспитания). В педагогике ненасилия этот вопрос представлен подробно[83].

Наказание может трактоваться как насилие над ребенком. Как указывает Боулби (1973), дети в ситуации насилия или угрозы ее, испытывают страх, т. к. возникает ощущение отсутствия того, что обеспечивает безопасность (по Маслоу – потребность в защищенности является следующей ступенькой после витальных потребностей – в пище, тепле, питье и сне). Ощущение незащищенности вызывает панику, страх и необратимость разрушающей личность ситуации, депрессивное чувство вины. Обычно это ложное чувство вины приводит к депрессии, тревожности, агрессии (комплекс неполноценности из-за то, что ребенок чувствует себя несоответствующим ожиданиям родителей и учителей). Чувство вины очень часто используется взрослыми, чтобы добиться от ребенка желаемого результата. Это чувство – очень болезненный для ребенка, но очень эффективный рычаг управления. Однако когда чувство вины достигает своей критической массы, у ребенка создается ощущение того, что нет выхода, ему никогда не удастся стать хорошим.

Бывает трудно отказаться от использования традиционной системы педагогических санкций в ситуациях непослушания, неподчинения, сопротивления, противостояния, а также противоборства учащихся. Однако выявление гуманистических потенций детской личности, воспитание ее в духе общечеловече­ской морали предполагают неуклонное преодоление психоло­гического насилия, которому все еще подвергаются школьники, в большей мере – трудные, строптивые, не склонные к конформизму, и в меньшей – благополучные, исполнительные, послушные.

Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, по мнению американского педагога Дж. О. Нила, – это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком он относит: унижение и подавление, обзывание, отвержение, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрацию власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение, наделение чрезвычайными полномочиями без оказания поддержки, пренебрежение и игнорирование.

психологические принципы организации личностного педагогического взаимодействия. В науке выделяют 4 таких принципа.

1) Принцип диалогизации педагогического взаимодействия, т.е. организация учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой.

2) Принцип проблематизации – стимулирование исследовательской активности детей.

3) Принцип персонализации – взаимодействие личностей, а не ролей.

4) Принцип индивидуализации – выявление индивидуальных особенностей, способностей каждого, учет индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей.

Как выяснилось в исследованиях А.Б. Орлова, только 10% учителей обладают достаточным уровнем развития таких профессионально важных качеств, как пристальное и постоянное внимание к личности другого че­ловека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении. Подавляющее большинство учителей не склонны вникать во внутренний мир детей, в контекст их проблем и переживаний, не склонны доверять детям. Отсюда постоянное стремление контролировать учащихся и навязчивое желание идентифицироваться с авторитарными ролями, что приводит к чрезмерной строгости и властности в преподавании и воспитании, к желанию учителя любой ценой утвердить свою домини­рующую позицию в глазах учащихся[84].

В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, т.е. власти педагога как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации ее творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя.

В гуманистической теории воспитания в рамках педагогики ненасилия, И.Демакова отмечает, что реализация этих идей возможна при условии, что в качестве главного принципа выдвигается принцип опоры на доверительные отношения к детям как субъектам воспитательного процесса[85]. Таким образом, механизм доверия в образовательном процессе обеспечивает эффективное общение субъектов, что способствует реализации главной цели данного процесса: приобщение к ценностям другого человека, другого мира, а через них познание и преобразование себя и окружающего. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние. Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности.

Педагогика ненасилия рассматривает влияние таким образом, что учение должно быть таким, в котором заинтересован сам ученик. Рождерс назвал его «значимым для человека учением» и считал, что только такое оно и может быть[86]. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное, положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете.

Одним из продуктивних методов воспитания в гуманистической педагогике считается метод убеждения. По утверждению психолога А.Г. Ковалева, «путем убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить образ жизни», что впоследствии подвигнет учащегося к самовоспитанию[87]. Убеждение как метод педагогического воздействия должно отвечать целому ряду требований:

- содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития личности, понятны и доступны учащимся;

- убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей школьников;

- при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;

 - убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.

Формы убеждающего воздействия при помощи слова – это рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция.

К условиям эффективности убеждающего воздействия относится, во-первых, сила самого воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего. Во-вторых, эффективность убеждающего воздействия зависит от особенностей психического склада того лица, на которое воздействуют, их учета при построении убеждения. Имеются в виду потребности, интересы, установки, вкусы, особенности мышления того, кому адресовано убеждающее воздействие. В-третьих, эффективность убеждения зависит от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимоотношений.

Убеждение нельзя отождествлять с морализированием: при убеждении утверждение доказывается, при морализировании - декларируется в таких, например, формах: «школьник должен», «и не стыдно», «и не совестно» и т. п.

Включение в число педтехнологий повышения квалификации в качестве активных методов обучения элементов социо-психологических и управленческих игр и тренингов (социальные пробы, практики, ситуационный анализ, фасилитация, медиация, модерация и др.) способствует культуроориентированному формированию педагогического сознания учителя. Особенно продуктивно овладение техниками фасилитации, модерации и медиации.

Фасилитация – это развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации. Фасилитатором (от англ. facilitate – помогать, облегчать) часто называют ведущего/тренера, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы[88].

В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модератором (от итал. moderare – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание) называют руководителя дискуссии, обладающего такими качествами, как гибкость, дипломатичность, наличие интуиции, умение вести беседу и дискуссию.

Медиация – технология разрешения споров, это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Таким образом, все активные и интерактивные методы направлены на формирование и корректировку педагогической позиции и профессионально-личностных качеств учителя, дальнейшую саморегуляцию профессионального поведения педагога. В целом, формируется внутреннее нравственное убеждение («харизма» учителя) как высшая степень педагогической одаренности и компетентности, связанная с его гуманистическим приоритетом.

 

Задание.

1. Проанализируйте и прокомментируйте советы психолога [89]

«Каковы же основные условия действенности метода наказания? На этот вопрос нам отвечает традиционная классическая педагогика.

1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

2. Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

3. Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

6. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?».

 

Задание 2. Запомните 7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: