Езд.7:46 Я отвечал и сказал: вот мое слово первое и последнее: лучше было не давать земли Адаму, или, когда уже дана, удержать его, чтобы не согрешил

46 (116). Автор уже раньше высказывал мысль (VII:63; ср. IV:12), что Адаму лучше было бы не являться на свет, чем жить во грехах. Теперь он повторяет ее: «лучше было бы, если бы земля не производила на свет Адама, или, коль скоро она произвела его, то следовало удержать его от греха». В славянском и русском переводе вопреки контексту идет речь о том, что Адаму не нужно было давать в обладание землю, тогда как автор имеет в виду создание человека из земли.

Езд.7:47 Что пользы людям – в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания?

Езд.7:48 О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим.

48 (118). Ср. III:7, 21–22; IV:30. Розенталь (Vier apokryphischer Bucher aus der Zeit und Schule Rabbi Akibas, S. 45, 60) признает учение пророческой книги Ездры о грехе заимствованным у иудео-христиан. Против этого говорит то обстоятельство, что в книге Ездры на первый план выдвигается не переход греха от предков к потомкам или наследственность его, а лишь начало греха в Адаме. Последняя же мысль встречается в неканонических книгах, принадлежащих к послепленному иудейству. В книге Иисуса, сына Сирахова (XXV:37) говорится: «от жены начало греха, и через нее все мы умираем». Учение о злом сердце, переходящем по наследственности от родителей к детям, имеет в книге Ездры тот же самый смысл, что и в Талмуде. Злое сердце составляет исконное свойство физической стороны человека. Каждый в силу этого совершает грехи с такою же неизбежностью, как и Адам. В этом отношении нет никакой разницы между Адамом и его потомством. Отсюда слишком далеко до христианского учения о наследственности первородного греха и вменении за него.

Езд.7:49 Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела?

49 (119). Ср. Евр VI:1 (νεκρά έργα).

Езд.7:50 Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными.

50 (120). Ср. 1Пет I:3 (έλπίς ζώσα).

3Езд.7:51 Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо;

Езд.7:52 уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым.

52 (122). Ср. Ис IV:4–6.

3Езд.7:53 Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство;

53 (123). «Нетленным пребывает райский плод, в котором насыщение (saturitas) и уврачевание». Все эти подробности нашли себе место уже у пророка Иезекииля (XLVII:12), а оттуда взяты в Апокалипсис (XXII:2).

3Езд.7:54 но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных.

54 (124). Ср. Прем V:7.

Езд.7:55 Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы.

55 (125). Ад представляется то местом вечной тьмы и ночи, то местом неугасающего огня. Автор с горьким чувством отмечает недостижимость райских благ. Пусть человеку обещано бессмертие, но он творит дела мертвые; пусть у него живая надежда в будущем, но он до последней степени отдался суетным помыслам, которые так непостоянны. Рай создан не для живущих среди грехов. Покров Всевышнего осеняет лишь тех, кто живет непорочно (caste). Райское древо насыщает и исцеляет не тех, кто вращается среди нечестивых, в местах неплодных, где душа не может получать надлежащего воспитания. Прославление праведников наводит только на мысль о том мраке, в каком будут пребывать нечестивые.

Езд.7:56 Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать.

Езд.7:57 Он отвечал и сказал: это – помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек,

Езд.7:58 чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты сказал, а если победит, получить то, о чем Я говорю.

57–58 (127–128). «Смысл борьбы, которую ведет человек, появившийся на земле, следующий: если он будет побежден, то потерпит то, о чем говорил ты, а если победит, то получит то, о чем говорю я». Выше Ездра все время говорит о печальной участи грешников, к которым он причисляет и самого себя; Ангел, напротив, чтобы утешить своего собеседника, рисует светлую будущность праведников.

Езд.7:59 Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил, к народу, говоря: «избери себе жизнь, чтобы жить».

59 (129). Тогда как Моисей в своей прощальной беседе с народом имел в виду исключительно земное существование (Втор XXX:15, 19), автор нашей книги влагает в его слова более высокий смысл, распространяя их на будущий век.

Езд.7:60 Но они не поверили ему, ни пророкам после него, ни Мне, говорившему к ним,

Езд.7:61 что не будет скорби о погибели их, как будет радость о тех, которым уготовано спасение.

Езд.7:62 Я отвечал и сказал: знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым, потому что помилует тех, которые еще не пришли в мир,

Езд.7:63 и милует тех, которые провождают жизнь в законе Его.

63 (133). В рукописях латинского текста Бог назван «милостивым» (miserator) или «сострадательным, так как Он оказывает сострадание к тем, которые проводят жизнь в законе Его».

Езд.7:64 Он долготерпелив, ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению.

Езд.7:65 Он щедр, ибо готов давать по надобности,

Езд.7:66 и многомилостив, ибо умножает милости Свои к живущим ныне и к жившим и к тем, которые будут жить.

Езд.7:67 Ибо, если бы не умножал Он Своих милостей, то не мог бы век продолжать жить с теми, которые обитают в нем.

Езд.7:68 Он подает дары; ибо если бы не даровал по благости Своей, да облегчатся совершившие нечестие от своих беззаконий, то не могла бы оставаться в живых десятитысячная часть людей.

Езд.7:69 Он судия, и если бы не прощал тех, которые сотворены словом Его, и не истребил множества преступлений,

69 (139). Так как выше всесторонне освещается милосердие Божие, то название Бога Судьею мало вяжется с контекстом. Фолькмар пытается объяснить возникновение его ошибкой в чтении греческого текста: вместо χρηστός (благосклонный) было будто бы прочитаноκριτής (судья). Гункель ищет разгадки в еврейском тексте, где, по его мнению, слово schometh (отпускающий, прощающий) было принято за schopheth (судья). Бог назван прощающим, потому что, если бы Он не прощал тех, кто создан Его словом, и не изглаживал их преступлений, то на земле давно бы уже осталось весьма немного людей. Автор приводит семь эпитетов, исчерпывающих всю полноту Божественного милосердия.

Езд.7:70 может быть, из бесчисленного множества остались бы только весьма немногие.

Езд.7:36 И откроется озеро мучения, а против – него место покоя; видна будет печь геенны, а против нея – рай сладости.

36. Ср. Лк XVI:23; Мф XXV:41.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: