Научная работа в эмиграции

 

В 1942 году в книге под названием «Маленькие дети в военное время: год работы в детдоме» Анна Фрейд вместе с Дороти Барлингем опубликовала отчет о первых результатах работы возглавляемого ими Хэмпстедского детского дома. В этой книге они попытались осветить с позиций психоаналитической теории факты, получен­ные в ходе практического исследования детского поведения в экстремальных ситуа­циях, и сделать выводы о том, как следует обращаться с детьми во время военных событий: «Мы спрашиваем себя, какую роль эти переживания военного времени играют в психическом развитии отдельного ребенка, насколько ребенка затрагива­ют эти процессы, насколько эмоционально он на них реагирует, насколько тревож­ным он становится и какими психическими механизмами он располагает, которые в нормальных и аномальных формах проявления помогают ему справиться со своей судьбой». Если иметь в виду теоретическую позицию, то эта работа относилась к исследованиям, которые Анна Фрейд называет непосред­ственными наблюдениями за детьми, и которые, таким образом, следует рассматри­вать как продолжение работы в детском саду Монтессори в Вене, где она также име­ла возможность наблюдать детей, которым угрожала опасность.

 

В условиях детского дома развитие Сверх-Я, то есть интернализация велений и запретов воспитателя, происходит удовлетворительным образом только тогда, ко­гда у ребенка возникает сильная связь со взрослым человеком из его окружения. В таком случае качество Сверх-Я можно улучшить благодаря усилению эмоциональ­ной связи с этим человеком, и наоборот, отсутствие объектных отношений в детдо­ме не обеспечивает в полной мере подобной интернализации, что может стать при­чиной неудачи воспитания и грубых дефектов в формировании характера. Поэтому неожиданными социальными тенденциями в детских домах часто являлись установ­ки Я, возникавшие под давлением воспитания, которые легко можно было изме­нить, а потому их никоим образом нельзя рассматривать в качестве эквивалентов нормального развития Сверх-Я.

 

В различных работах, написанных в 1949—1951 годах, Анна Фрейд переходит от проблем детского анализа и от наблюдения'за детьми к принципиальным теоре­тическим проблемам гомосексуализма во взрослом анализе. К этому комплексу ра­бот относятся доклад «Клинические заметки «лечении открытой мужской гомосек­суальности», прочитанный ею в 1951 году во время ее первого визита в Америку, доклад «Некоторые клинические замечания о лечении случаев мркской гомосексу­альности», прочитанный в 1949 году на конгрессе в Цюрихе, и «Заметки о взаимо­связи между состояниями негативизма и эмоциональной капитуляции» — доклад, написанный для Амстердамского конгресса 1951 года.

В данных работах она подробно рассматривает гомосексуальные фантазии и их значение для дифференциации активных и пассивных форм поведения у этих людей. На вопрос, о каком гомосексуальном поведении идет речь — активном или пассивном, — следует отвечать, основываясь, скорее, не на явных действиях, а на стоящих за ними фантазиях. Выбор активного партнера, в отношениях с кото­рым можно было бы проявлять в основном пассивные тенденции, может объяснять­ся также механизмом идентификации с его маскулинными, но отсутствующими у самого этого человека чертами, и наоборот, в основе выбора пассивного партнера может лежать идентификация с его пассивными переживаниями удовлетворения

 

В 1953 году Анна Фрейд выступает на конгрессе с докладом «О потере и поте­рявшем». В этой работе она присоединяется к представ­лениям своего отца и освещает значение самых ранних отношений, о которых она говорила еще на конгрессе 1951 года. Основываясь на представлениях о либидинозном катексисе в экономическом смысле, Анна Фрейд переходит от объяснения феноменов потери и затеривания к более широкой теории, касающейся отношения человека к вещам, которыми он обладает. С этих позиций Анна Фрейд дает свою трактовку термина «страх обнищания», который интерпретируется ею как возврат либидо от материальных вещей с последующим страхом потери.

В качестве форм реагирования на потерю вещей автор описывает идентифика­цию потерявшего человека с потерянным объектом. Благодаря такому процессу мо­гут возникать формы поведения, выходящие за рамки нормальных реакций печали и вины, возникающих при потере. «Либидинозный возврат, которым объясняется потеря, смещается из внутреннего мира потерявшего человека на потерянный объ­ект с персонификацией последнего. Далее, мы наблюдаем, что импульсы потерявше­го человека не ограничиваются болью потери, а распространяются на чувства, кото­рые якобы принадлежат потерянному объекту». Подобным процессом Анна Фрейд объясняет такой оборот речи, как, например, «Она [вещь] исчезла» или «Она [вещь] вернулась».

 

В1958 году Анна Фрейд в своей работе «Подростковый возраст» вновь возвращается к проблемам пубертата, которыми она занималась еще двадцать два года назад в своей книге «Я и защитные механизмы». Кроме того, в 1949 году в статье под названием «Об определенных трудностях родительского вос­питания в предпубертатном возрасте», написанной для книги «Психогигиена», она рассматривала характерные психические изменения у под­ростков. С педагогических позиций она освещает в ней психическое развитие в предпубертатном возрасте как фазу активизации инфантильных инстинктивных импуль­сов. Количественное усиление всех инстинктивных процессов, возрождение инфантильных конфликтных констелляций и одновременная попытка разорвать прежние объектные отношения с родителями, — процесс, который и составляет суть пубертата, — в это время часто приводят к отказу от воспитательных средств. Причина этого заключается в том, что, с одной стороны, родители являются объек­тами конфликтов подростка, а, с другой стороны, он пытается от них отделиться. Это недостаточное воспитательное влияние родителей способен, однако, компенси­ровать обученный психоанализу воспитатель, который может воспользоваться ти­пичными для этой фазы смещениями либидо.

В важной теоретической работе 1958 года Анна Фрейд распространяет создан­ную ею в 1936 году концепцию защитных механизмов на пубертатный возраст. Для защиты от инфантильной привязанности к родителям и возникающих в связи с этим конфликтов молодой человек обладает способностью к смещению либидо, на что указывалось еще в 1936 году. Цель этого процесса заключается в том, чтобы путем отвода либидо от инфантильных объектов устранить угрозу, возникающую со стороны инфантильных стремлений, которые могут быть изжиты подобным об­разом. То, какие формы принимает такое изживание, зависит от новых объектов, с которыми вступает в отношения молодой человек.

 

Наряду с защитными механизмами она обсуждает также вопросы техниче­ских изменений при анализе подростков. Перенос пубертатной эмоциональной констелляции, оживление которой создает значительные трудности даже при ана­лизе взрослых, наталкивается на еще большие затруднения из-за непостоянства реакций пациента, обусловленного изменениями либидо в пубертатном возрасте.

 

В своих представлениях Анна Фрейд отталкивается от первоначальных идей сво­его отца, который усматривал сущность травматической ситуации в беспомощности Я перед накопившимися внутренними и внешними раздражителями. «Травма — это любое событие во внутреннем или внешнем мире, способное своей неожидан­ностью, интенсивностью или качеством притока раздражителей сделать на корот­кое или долгое время Я бездеятельным». В этой формулиров­ке травма характеризуется как атака на Я, а потому она может оказать свое действие только после разделения Я и Оно. Предпосылкой для воздействия травмы на функ­ционирующее Я является то, что его защитные механизмы оказываются уже недос­таточными, чтобы отбить эту атаку. «Любое событие, в отношении которого защит­ные действия индивида уже недостаточны, способно нанести травму». Следовательно, по этому определению, ребенок как недифференциро­ванное существо не может получить травму, он может лишь беспомощно пережи­вать нужду.

Следствием травмы является распад Я, сопровождающийся реакциями, кото­рые относятся к периоду, предшествовавшему дифференциации психического ап­парата, такими, как панические состояния, паралич подвижности или нецелесооб­разные действия.

Выздоровление после полученной травмы заключается в том, что Я вновь начи­нает выполнять свои функции. Таким образом, тяжесть травмы определяется, с од­ной стороны, продолжительностью недееспособности Я, с другой стороны — полно­той восстановления функций Я или сохраняющимися дефектами.

 

В1965 году выходит большая книга Анны Фрейд под названием «Норма и патоло­гия в детстве. Оценка развития». В той же редакции автор опубликовала ее в 1968 году на немецком языке под названием «Пути и заблуждения в детском развитии».

Данное сочинение можноо считать важнейшим трудом Анны Фрейд. Прежде всего, в ней изложены результаты более чем пятнадцатилетней работы Анны Фрейд в Хэмпстедской клинике детской терапии в Лондоне. Эта книга, в которой описы­ваются важнейшие этапы психического развития ребенка, выделяется из огромно­го множества публикаций. В ней объединены данные, полученные многочислен­ными аналитиками и самим автором при непосредственном наблюдении за детьми и в ходе их аналитического лечения. Далее, в книге представлена законченная тео­рия детской психологии со всеми диагностическими и терапевтическими выводами. В ней показано развитие детского психоанализа от проявления интереса аналити­ков к чисто терапевтическим аспектам болезненных расстройств до их обращения к нормальному детскому развитию — то «расширение диапазона психоанализа», ко­торое привело к построению общей метапсихологической теории развития.

Далее, этот труд отображает позицию Анны Фрейд в психоаналитическом дви­жении, которая носит на себе печать классической теории Фрейда с ее традицион­ной терминологией, где изменения допускаются только в том случае, если их можно трактовать как уточнение в рамках той же системы.

 

Стремясь найти новые критерии для оценки нормального детского развития, Анна Фрейд разработала концепцию «линий психического развития» (см. также статью И. Шторка в т. II). При этом развитие сексуального и агрессивного влечения как репрезентантов Оно, а также чувства реальности и защитных механизмов, воз­никающих в процессе формирования инстанций Я и Сверх-Я, рассматривается в хронологической последовательности.

Однако такой аналитический подход, ценный для терапии и построения тео­рии, оказался несостоятельным при решении вопросов, связанных с развитием и воспитанием, где основное значение имеют не отдельные части, а общая работо­способность психического аппарата.

В качестве типичной психоаналитической линии развития рассматривается путь ребенка от инфантильной зависимости к взрослой любовной жизни. На первой стадии существует биологическое единство матери и ребенка. С одной стороны, оно обусловливается распространением материнского нарциссизма на ребенка, с другой стороны, включением матери в его нарциссическую среду. На второй ста­дии существует любовь, обусловленная потребностью в опоре; эта стадия идентична периоду «частичного объекта» по Мелани Кляйн. Главным элементом в ней является привязанность, которую в соответствии с предыдущими рассуждениями следует расценивать как анаклитическую фазу и предварительную ступень истинных объ­ектных отношений, как позитивный либидинозный катексис удовлетворения влече­ний, которому способствует объект. На третьей стадии либидо смещается с акта удов­летворения влечений и переносится на человека, благодаря чему возникают собственно объектные отношения и появляется константность объекта. На четвер­той стадии объектные отношения под влиянием анально-садистской фазы ста­новятся амбивалентной привязанностью, содержащей в себе агрессию и либидо. В последующей фаллической эдиповой фазе либидо и агрессия разделяются и направ­ляются соответственно на мать и отца. В шестой фазе, которая соответствует латент­ному периоду, либидинозный катексис родителей в значительной степени перено­сится на лиц из внесемейного окружения. В седьмой фазе — предпубертате — происходит оживление инфантильных эдиповых либидинозных и агрессивных катексисов, которые в восьмой фазе — собственно пубертате — уступают место ге­теросексуальным объектам любви за пределами семьи.

Значение линий развитии можно оценить, если сделать из них практические выводы. Здесь можно увидеть четкую связь с проблемой разлучения матери и ре­бенка.

 

На 25-м Международном конгрессе 1967 года Анна Фрейд выступает с докла­дом о значении термина «отыгрывание» (acting out) в психоанализе. Этот термин служит примером исторического развития понятия, которое употребляется в не­измененной форме в рамках изменившихся психоаналитических представлений. Изначально термин «отыгрывание» был введен Фрейдом в противоположность по­нятию «вспоминание». Чем сильнее сопротивления в процессе анализа мешали па­циенту вспоминать, тем сильнее он предавался отыгрыванию, которое лежало в ос­нове навязчивого повторения пациента. Но стало также понятным, что хотя отыгрывание и являлось заменой воспоминаний, с позиции Оно его следовало рас­сматривать также как возможность удовлетворения когда-то не удовлетворенных импульсов. Тем не менее в ранний период психоанализа отыгрывание считалось неизбежным дополнением к процессу вспоминания, если незадолго до моторного действия посредством запрета соблюдалось основное аналитическое правило. С те­чением времени в аналитической теории произошло смещение интереса от фалли­чески-эдиповой фазы к доэдиповой фазе с ее ранними отношениями между мате­рью и ребенком. При этом, однако, оказалось, что забытое прошлое, особенно доречевой период, никогда не входило в организацию Я, то есть эти содержания под­вергались первичному вытеснению. Следовательно, данный период нельзя было вос­произвести в памяти, о нем можно было судить только при переносе в форме невер­бального отыгрывания. Смещение акцента в аналитической терапии на перенос произошло также благодаря особому интересу к механизмам Я; в результате значи­тельно большее внимание стало уделяться и отыгрыванию при переносе. Кроме того, такое изменение было обусловлено также тем, что в теории влечений стали больше учитываться компоненты агрессивных влечений, которым гораздо проще найти свое выражение в форме отыгрывания.

В детском анализе понятие «отыгрывание» приобрело особое значение. С одной стороны, дети не склонны свободно ассоциировать или помогать аналитику в толко­вании сновидений, поскольку у них не происходит столь важного для анализа взрос­лых процесса расширения сознания, который способствует вспоминанию. Поэтому у них нет возможности вызывать и удерживать в памяти прошлые переживания. С другой стороны, моторные действия, которые совершаются при отыгрывании, яв­ляются соответствующими возрасту формами выражения и коммуникации детей. Если в ходе аналитической терапии возникают чувства и побуждения, то они всегда изживаются в повседневной жизни. Это означает, что всех детей долатентного воз­раста следует рассматривать как отыгрывающих пациентов; однако отыгрывание у них соответствует уровню их развития и поэтому не имеет того значения, которое оно приобретает в последующей жизни, ни в аспекте сопротивления, ни с точки зрения глубины предоставляемого материала.



Линии развития.

 

В концепции линий развития речь идет не о дифференцирующей и классифицирующей теории в метапсихологическом понимании. Анна Фрейд про­сто хочет дать конкретную и ориентированную на действительность картину разви­тия ребенка и его способностей, чтобы получить ответы на вопросы, связанные с раз­витием психического аппарата.

В метапсихологии психическая личность и ее развитие расчленяются на раз­витие сексуального влечения через последовательность либидинозных фаз, на раз­витие агрессивного влечения, которое в своих формах проявления соответствует ступенчатому развитию либидо, на развитие Я с хронологической последователь­ностью защитных механизмов, на развитие Сверх-Я как последовательности идентификаций с родительскими объектами и прогрессирующей интернализа-ции родительского авторитета и, наконец, на интеллектуальное развитие. Одна­ко, по мнению Анны Фрейд, для аналитической работы особенно важно понимать взаимодействие между влечением и Я и установить закономерность, с которой это взаимодействие проявляется в разные возрастные периоды и на разных эта­пах развития. Поэтому Анна Фрейд ставит перед собой задачу разработать модель, которая бы позволила лучше понять, каким образом Я и Оно начинают взаимо­действовать, как постепенно развивается контроль над внутренним миром и при­способление к внешнему миру и как постепенно ограничивается свобода влече­ний и фантазий, которые отходят на задний план и уступают место контролю над влечениями и рациональности.

Анна Фрейд пытается решить эту проблему с помощью синоптической концеп­ции линий развития и описывает линии развития для огромного числа областей: для сферы принятия пищи, для функций опрятности и опорожнения кишечника, для перехода от безответственности к ответственности за собственное тело, для пути от эгоизма к дружбе и жизни в человеческом обществе, для пути от аутоэротики к иг­рушке и от игры к труду, для развития от инфантильной зависимости к взрослой лю­бовной жизни и т.д.

Различные линии развития подразделяются на ряд ступеней развития. Например, в развитии от инфантильной зависимости к взрослой любви Анна Фрейд выделяет следующие этапы биологическое единство матери и ре­бенка; 2) любовь из-за потребности в опоре; 3) стадия объектных отношений; 4) ста­дия амбивалентных отношений; 5) эдипова фаза; 6) латентный период; 7) предпубертат; 8) пубертатная фаза.

Можно было бы ожидать, что отдельные ступени различных линий развития в нормальном случае будут расположены параллельно друг другу, однако опыт пока­зывает, что большинство детей в своем развитии отклоняются от этой нормы. На опе­режающее развитие или отставание по отдельным линиям развития оказывают влияние и степень зрелости, и условия внешнего мира. Возникающие при этом дис­гармонии рассматриваются Анной Фрейд как вариации между различными линия­ми развития в рамках нормы и лишь тогда считаются патологическими явлениями, когда несоответствия в темпах развития чересчур велики. Г. и Р. Бланк подхватили эти идеи Анны Фрейд, расширив их до диагностической и терапевтической теории.


Прототип линий развития:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: