Терапевтическое вмешательство

 

Терапевтическое вмешательство — это техника (обычно вербальная), использу­емая психотерапевтом для смягчения проблем пациента. В психодинамической терапии пациентов с неврозами эти техники обычно представляют собой «раскры­вающие» внутреннюю жизнь процессы, целью которых является обеспечение инсайта пациента (Langs, 1973). Этот процесс часто рассматривается как состоя­щий из четырех этапов.

1. Конфронтация, в результате которой некоторый феномен становится оче­видным и эксплицитным для Эго пациента.

2. Прояснение, во время которого феномен обостряется и проясняется далее (сливается с этапом конфронтации).

3. Интерпретация, процесс превращения бессознательного значения феноме­на в сознательное. Это может включать простое объяснение значения фе­номена, а также раскрытие его источника и исторического контекста.

4. Проработка — процесс, начинающийся после того, как дана предваритель­ная интерпретация и достигнут некоторый уровень инсайта. Она может включать повтор инсайта и тщательное исследование его значения, оценку сопротивления или связанных с ним симптомов и изучение его влияния на повседневную жизнь пациента.

Конфронтация и прояснение являются ключевыми частями терапевтического вмешательства, так как они постепенно подготавливают пациента к интерпрета­ции. Интерпретация может принести пользу только в том случае, если пациент наблюдает и принимает некий аспект своего функционирования и приходит к тому, что этот аспект чужд его Эго. Интерпретация несомненно является ядром терапевтического вмешательства — процесса превращения некоторого бессозна­тельного аспекта пациента в сознательный, — поскольку подготавливает инсайт и создает возможность изменения.

Не существует формулы, по которой можно было бы определить, что наступил подходящий момент для интерпретации. Интуитивно психотерапевт узнает о го­товности пациента услышать его, и эта готовность подает сигнал к тому, что, как и когда интерпретировать. Внутреннее состояние психотерапевта укажет, что мо­мент для интерпретации настал. Начинающие психотерапевты часто хотят неза­медлительно поделиться своими инсайтами и открытиями, так как они ищут под­тверждения своей эффективности. Или же они могут побояться причинить боль юному пациенту и встревожить его и поэтому воздерживаются от необходимых конфронтации и интерпретаций.

 

Терапевтическое воздействие общих вербализаций терапевта. Вопросы.

 

Поскольку вопросы по своей природе требуют точности формулировки, они часто заставляют ребенка переставать говорить, уходить в защиты и спорить, а также чувствовать на себе давление и пренебрежительное отношение «как к ребенку». В силу этих причин вопросы следует сводить к минимуму, предоставляя вместо этого интерпретирующие утверждения.

 

В тех ситуациях, когда вы потеряли значительное количество деталей, включенных в утверждения или действия ребенка, лучше использовать некоторую стратегию вместо прямого задавания вопросов. Предположим, что приведенная здесь история на самом деле значительно длиннее и рассказывается ребенком, обладающим нечетким произношением. Логично, что вы можете не захотеть прерывать течение такой эмоционально нагруженной истории; но если вы подождете ее конца, чтобы начать попытки ее прояснения, ребенок может не захотеть возвращаться к тому, что уже говорил.

В качестве альтернативы, вы можете прокомментировать, каким длинным и интересным был рассказ, и выразить ваше желание получше разобраться во всем этом деле, которое можно удовлетворить, если ребенок-согласится некоторым образом показать эту историю. Разыгрывание рассказа может привести к тому, что ребенок возьмет маленькие фигурки для представления героев этой истории. Вы должны быть уверены, что каждая фигурка ясно названа, и стимулировать повторное рассказывание истории, попросив ребенка, чтобы он соотнес диалоги и действия с каждой фигуркой. Альтернативно вы можете поощрить ребенка проиллюстрировать рассказ или поставить его в виде сценки. Оба этих метода позволяют вам уточнить материал, в то же время не мешая ребенку рассказывать дальше и не обескураживая его тем, что он, оказывается, не способен эффективно общаться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: