Интерпретации в контексте игры

Интерпретации, предлагаемые в ситуации игры ребенка, часто могут содержать достаточно мощный материал, не нарушая при этом его деятельность. Чтобы сделать их, вы просто приводите интерпретацию в соответствие с неким героем изобразительной игры ребенка и затем сообщаете свою интерпретацию этому герою, а не прямо ребенку. Предположим, что ребенок, направленный на терапию из-за тревоги, испытываемой им в связи с отделением, играет с куклой и разыгрывает сцену ухода в школу. Вы можете воспользоваться этой возможностью, чтобы отразить тревогу куклы из-за необходимости уйти, ее страх по поводу того, что может что-нибудь случиться с матерью, пока ее не будет, или желание, чтобы кто-то из взрослых пожалел ее и позволил ей остаться дома и не ходить в школу. Подобные интерпретации можно предоставлять и еще в менее очевидной форме. Предположим, что ребенок разыгрывает сцену, в которой некий взрослый собирается куда-то пойти. Вы можете использовать эту ситуацию, чтобы отразить, что кукла, изображающая взрослого человека, видимо, совсем не нервничает и не беспокоится о том, что произойдет с остальными членами ее семьи. Вы даже можете использовать эту возможность, чтобы ввести некоторые стратегии разрешения проблем, которые может использовать ребенок. «Ты знаешь, что взрослый не нервничает, возможно, потому, что знает, что когда он придет в гости к своему другу, он может позвонить домой и проверить, как там идут дела».

 

Интерпретации -«как если бы». Это интерпретации, пре­доставляемые ребенку как субъекту, обладающему общим опытом всех детей. Вы можете сказаны «Ты знаешь, другие мальчики твоего возраста очень злятся, когда их ругают перед т всем классом». Таким образом, вы позволяете ребенку дистанцироваться от содержания и в то же время сообщаете ему ощущение того, что его опыт, возможно, не уникален и поэтому нет повода для такой уж сильной тревоги,

 

Интерпретации в контексте отношений. Еще одна стратегия ограничения воздействия интерпретаций — интерпретация только в контексте отношений «клиент-терапевт». Эта техника может быть особенно полезной, когда вы пытаетесь установить рабочие отношения с ребенком, или при работе с детьми, проявляющими самое сильное сопротивление.

Лайза, девочка-подросток, проходила коррекционную терапию у молодого терапевта, Пэм. Каждую неделю Лайза, добиравшаяся до клиники на общественном транспорте, опаздывала на сессию. Каждый раз она пускалась в длительные объяснения причин своего опоздания: работодатель заставил работать сверхурочно, автобус опоздал, не хватило мелочи на билет. Эти дискуссии могли служить отправной точкой вовлечения Пэм в обычную болтовню. Лайза хотела знать, где она одевается и у кого делает прическу. Лайза хотела знать, где Пэм жила, прежде чем переехала в Калифорнию, и что она думает об этом месте. Она могла растягивать эту беседу более чем на половину оставшегося времени.

Через несколько подобных сессий Пэм начала интерпретировать не содержание вопросов Лайзы, а мотивацию, побуждающую ее задавать их. Лайза начала оправдывать опоздание, а Пэм сказала: «Сейчас я, видимо, должна вести себя, как твоя мама, и сказать тебе, что ты должна исправиться. Затем мы начнем спорить, виновата ли ты в своем опоздании, и убьем еще немного времени». Лайза заявила, что ей нравится, как Пэм сегодня одета, а та ответила: «Сейчас я, видимо, должна вести себя, как одна из твоих школьных подружек, и пуститься в обсуждение моды, чтобы убить еще немного времени». Это продолжалось около пятнадцати минут, пока Лайза не сказала: «Прекрасно, а еще мы можем поговорить о том, что произошло на этой неделе дома». Хотя ее сопротивление время от времени продолжало проявляться, этот тип интерпретации всегда помогал раскрыть ее мотивы и включить ее в терапевтический процесс.

 

Прямые интерпретации. Когда ребенок полностью готов к интерпретациям, вы можете начинать непосредственно предоставлять их ему стандартным способом. Считается, что ребенок готов к интерпретациям, когда услышал все компоненты интерпретации по отдельности, и теперь достаточно спокоен и сконцентрирован, чтобы услышать, что вы собираетесь сказать. Не предлагайте ребенку прямых импровизированных бесцеремонных интерпретаций; они должны отражать серьезность проделываемой работы. И все же они не должны быть тяжеловесными и нудными. Они могут просто идентифицировать эмоцию или мотивацию, руководящие поведением ребенка, и, повторившись несколько раз в различных ситуациях, превратиться в шутку, понятную только вам и ребенку. Сигнал того, что ребенок действительно усвоил эту работу, появляется, когда он начинает делать или говорить что-то, а затем улыбается, поворачивается к вам и говорит: «Я знаю, знаю, это как если бы я...». Но терапевтическая эффективность интерпретации зависит не только от правильного выбора ее типа, но и от режима ее предъявления. Если вы внезапно придумаете отличную генетическую интерпретацию или интерпретацию генерализованной динамики и предоставите ее ребенку без должной подготовки, есть шанс, что он не только отвергнет ее, но и будет некоторое время после этого сопротивляться дальнейшему включению в процесс терапии. Если что-то кажется вам потрясающим инсайтом, это еще не означает, что ребенок согласится с этим или готов это услышать.

Поэтому важно, чтобы в ходе терапии вы предлагали множество отражений и давали множество интерпретаций паттернов. Интерпретации простой и генерализованной динамики следует предоставлять реже, а генетические интерпретации — еще реже. Никогда не делайте интерпретаций простой или генерализованной динамики и генетических интерпретаций, если до конца вашей встречи остается меньше десяти минут. Такой запас гарантирует, что у вас будет время проработать реакцию ребенка на вашу интерпретацию, прежде чем он уйдет с сессии.

Интерпретации простой динамики могут предлагаться ребенку на ранних стадиях его лечения, но интерпретации генерализованной динамики, и особенно генетические интерпретации, необходимо отложить до тех пор, пока ребенок не вступит в рабочие отношения с вами и не привыкнет к терапевтическому процессу. Обычно этого не происходит до тех пор, пока не разрешается хотя бы частично фаза негативной реакции. Единственное исключение имеет место при лечении детей, переживших сильную травму. Часто наилучшим вариантом будет, если еще на ранней стадии лечебного процесса вы сделаете некоторое утверждение, в мягкой форме признающее факт существования этой травмы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: