Информационные утверждения

· Структурирующие утверждения

К структурирующим утверждениям относятся те комментарии, которые вы выносите для создания границ работы (или терапевтической сессии) для ребенка. Часто первая сессия состоит из предоставления ребенку значимой информации о природе терапии, о терапевте и терапевтических отношениях. Однако много раз по ходу работы вам придётся снабжать ребенка дополнительной информацией.

· Ответы на вопросы клиента

Самая главная проблема состоит в том, что вопросы могут быть двусмысленными и необдуманный ответ может преждевременно раскрыть ваши планы. Поэтому, прежде чем отвечать на любой вопрос, его следует интерпретировать. Проводя интерпретацию, вы обычно просто отражаете вопрос, но реорганизовывая его таким образом, чтобы он включал лежащие в его основе эмоции или мотивы ребенка. Для более полного рассмотрения стратегий осуществления интерпретации обратитесь к материалу, представленному далее в этой главе.

 

Интерпретация служит двум целям. Во-первых, она помогает прояснить контекст задаваемого вопроса. Также, если это необходимо, вы выигрываете время для придумывания адекватного ответа. Например, предположим, что ребенок спрашивает, видели ли вы других детей в игровой комнате. Возможно, он пытается выяснить, уникальны ли его отношения с вами, но лежащей в основе данного вопроса проблемой может быть и соперничество с сиблингом, и фантазия о том, что вы можете стать заместителем родителей, и даже беспокойство о глубине собственной патологии, выражающееся в попытке выяснить, много ли других детей нуждаются в подобном лечении.

 

· Текущие комментарии, или комментарии в процессе взаимодействия.

Выдвигая текущие комментарии, терапевт подводит итог сказанному ребенком, обобщая

материал для себя и для ребенка и закладывая основу для дальнейших конфронтации и интерпретаций. Некоторые авторы, пишущие об игровой терапии, часто называют комментарии, предоставляемые терапевтом в ходе взаимодействий, отражениями.Независимо от того, как их называть, эти утверждения не добавляют во взаимодействие никакой информации, а лишь по-новому формулируют его. Начинающие игровые терапевты часто совершают ошибку, практически дословно повторяя все сказанное ребенком. Ребенок говорит. «Смотри, машина сейчас врежется в стену». А терапевт тут же говорит: «О, машина сейчас врежется в стену». Ребенок смотрит на терапевта, будто тот полоумный, и продолжает играть. По этой причине обычно лучше не делать текущих комментариев относительно вербализаций ребенка, чтобы избежать эффекта бесконечной магнитофонной кассеты с автореверсом. Лучше, если вы посвятите побольше много комментариев поведению ребенка и содержанию его игры. Например, вам стоит сказать: «О, машина врезалась в стену», когда машина врезалась, а ребенок при этом ничего не сказал.

Предоставляемые в такой манере, текущие комментарии создают модель вербализаций для ребенка, демонстрируя их важность и способствуя его постоянному движению к тому, чтобы говорить, а не «показывать». Текущие комментарии также демонстрируют интерес терапевта к деятельности ребенка, способствуя, таким образом, его «производительности».

 

Интерпретация и разрешение проблем.

В чем смысл интерпретации? По существу, исходя из психоаналитической теории, интерпретация необходима, чтобы обеспечить превращение бессознательного материала в сознательный, который может использоваться клиентом.

Первое применение, помогает создавать общий язык, на котором могут говорить терапевт и ребенок, чтобы получить доступ к событиям жизни последнего, которые раньше могли не облекаться в слова, а просто переживаться. Такие переживания или воспоминания сравнительно недоступны для терапевтического раскрытия и разрешения. В этой начальной работе вам нужно не пытаться изменить когнитивные установки ребенка относительно некоторого события или переживания, а пытаться создавать относительно их некоторые когниции. Второе применение интерпретации основывается на том, что она помогает по-новому определить проблемы, испытываемые ребенком, так что становится возможным последующая работа с ними при помощи техники разрешения проблем.

 

Необходимо быть осторожным и не погубить ребенка и его игру.

Посттравматической игрой называется бесконечно повторяющаяся, не имеющая других вариантов игра детей, перенесших некоторое травмирующее воздействие. Создается впечатление, что игра такого вида пролонгирует травмирующий эффект, а не способствует совладанию с ним, как было бы в случае здоровой игры. В качестве примера такой игры представьте себе ребенка, бесчисленное число раз восстанавливающего в игре с куклами точные обстоятельства произошедшего с ним сексуального насилия. В подобных случаях рекомендуется, чтобы терапевты мягко вмешивались в игру, скажем, вводя в нее супергероя, в последний момент спасающего ребенка, чтобы тот мог начать процесс совладания с травмой вместо ее простого повторения. Как только игра ребенка приобретает функцию его оздоровления, эта деятельность может усиливаться через эффективное использование интерпретации и когнитивного разрешения проблем.

В игровой психотерапии именно процесс интерпретаций придает смысл игре ребенка. Итерпретация позволяет ему осознать вторичные символы в своей игре, расчищающие дорогу для общения и терапевтической работы или для разрешения проблемы (Scarlett, 1994). «По мере того как слова становятся средствами обозначения внутренних переживаний, обостряется видение различий между внешним и внутренним, сознательным и бессознательным, желанием и реальностью» (Slade, 1994, р. 93). Процесс игровой терапии можно представить как процесс рассмотрения событий и эмоций и выведения из них смысла таким образом, что становится возможным работа с порождаемыми ими проблемами и конфликтами и их разрешение (Slade, 1994,). Игра — это способ обретения ребенком смысла. Дезорганизованная игра ребенка, лишенная предметной изобразительности (non-representational play), демонстрирует не смесь символов, а скорее неспособность ребенка обретать смысл на фундаментальном уровне. Терапевт руководит ребенком на его пути к организованности. Чтобы делать это, терапевт: 1) называет героев, объекты, действия или состояния в игре; 2) связывает между собой героев, ' объекты и действия; 3) связывает между собой события по мере их возникновения (Slade, 1994). Ребенок научается рассказывать историю своего опыта, своих переживаний, потому что верит, что терапевт будет его слушать и включаться в игру с ним. По мере развития истории или рассказа ребенок может занять наблюдательскую позицию, может следить за игрой и может проводить необходимые связи со своей собственной жизнью.

 

Модели интерпретативного процесса.

 

Модель, в которой выделяются следующие уровни:

· Установочные утверждения помогают определить терапевтическую ситуацию; то есть с их помощью происходит структурирование Терапевтического взаимодействия. Среди таких утверждений — рассказ ребенку о правилах, действующих в игровой комнате, о целях сессий и о продолжительности встреч.

· Утверждения внимания (attention statements) — это попытки терапевта перевести в слова действия, чувства и мысли ребенка. Эти утверждения связаны со вторичным процессом мышления и направлены на консолидацию уже достигнутого с одновременным раскрытием нового материала.

· Связующие утверждения (reductive statements) организуют эмоции или демонстрируемые ребенком модели поведения, прежде казавшиеся разнородными или дискретными, в некую общую систему или паттерн.

· Ситуативные утверждения создают ребенку контекст, в рамках которого демонстрируются эмоциональные или поведенческие паттерны, выявленные при помощи связующих утверждений.

· Интерпретации переноса важны для того, чтобы помочь ребенку осознать уникальность его отношений с терапевтом. Также они помогают ему отличать терапевта от прочих людей, активно взаимодействующих с ним в его повседневной жизни. Более того, посредством этих интерпретаций поддерживается и используется несовершенное и нестабильное развитие ребенком невроза переноса.

· Этиологические утверждения связывают текущие поведение и эмоции ребенка с событиями и реакциями, имевшими место ранее.

 

Модель, предлагаемая Кевином О’ Коннором:

Отражение (reflection). Первый уровень интерпретации лучше всего назвать отражением. Это не совсем то же самое, что отражение, о котором говорят клиент-центрированные детские терапевты; отражения — это ваши утверждения, призванные поддержать или мотивировать ребенка или дать имя произведенному ребенком материалу. Шёрк и Рассел называют это «субъективной разработкой» игры ребенка, в ходе которой терапевт добавляет психологическое или мотивационное содержание к точно описанным событиям, представленным детьми. Далее они утверждают, что, хотя этот процесс недостаточно изучен, он может быть мощным элементом игровой терапии. Предоставляя отражение ребенку, через всю комнату бросающемуся кубиками в куклу, вы можете сказать: «Глядя на то, как ты швыряешь кубики, я прихожу к выводу, что ты очень-очень сильно злишься». Или так: «Должно быть, эта кукла очень боится, что эти кубики могут поранить ее». Если швыряние кубиками началось как раз в тот момент, когда ребенок вот-вот собирался обсудить болезненное событие, вы можете отразить: «Я думаю, что бросание кубиками — это почти нарушение правила о том, что нельзя разрушать игровую комнату, поэтому я уделю внимание тому, что ты делаешь, и забуду о том, что ты собирался сказать». Когда ребенок строит башню из кубиков, вы можете отметить очевидную гордость ребенка за свое произведение или его страхи относительно того, что, делая башню выше, повышается риск ее полного разрушения. Если после завершения строительства ребенок преднамеренно рушит башню, вы можете отметить его недовольство своим произведением или его облегчение оттого, что он контролировал момент разрушения.

Отражения применяются для достижения множества целей. Во-первых, они помогают детям называть их внутренний опыт (experience), расширяя в то же время количество слов, описывающих их эмоциональное состояние. Это важно потому, что и в данный момент, и в будущем опыт перерабатывается гораздо лучше, если сопряжен с языком. Кроме того, дети часто обладают очень ограниченным аффективным словарем, включающим лишь счастье, гнев и печаль (happy, mad, sad). Без расширения этого словаря ребенку трудно оценить некоторые тонкости процесса интерпретации. И в-третьих, отражения предупреждают ребенка о важности его эмоций в терапевтическом процессе. Другими словами, они помогают ребенку открыть существование аффекта и подкрепляют его внимание к нему, Наконец, отражения дают вам возможность подтвердить ваши восприятия аффекта ребенка.

Действующий паттерн (present pattern). Второй уровень интерпретации, интерпретация действующего паттерна, требует от вас определения и наименования паттернов, обнаруженных в материале ребенка в ходе сессий. Поначалу интерпретируются только те паттерны, которые наблюдались в материале ребенка в ходе одной сессии, чтобы гарантировать, что ребенок обладает информацией, необходимой для того, чтобы оценить интерпретацию некоторого паттерна. Вы можете указать на то, что ребенок пришел на сессию, нарисовал картинку и разорвал ее, построил башню из кубиков и разрушил ее, а затем слепил снеговика из глины лишь затем, чтобы расплющить его. Вместе с повторением последовательности поведения ребенка вы можете отметить, что в каждом случае перед деструкцией следовало выполнение работы. Позже вы можете предлагать интерпретацию паттернов поведения, демонстрируемых в ходе нескольких сессий. Выявление этих паттернов помогает ребенку увидеть, что его поведение не случайно, а представляет собой последовательную и повторяющуюся со временем структуру. И снова эти утверждения позволяют ребенку стать участником терапевтического процесса, повышая его чувствительность к относительно конкретным примерам повторяющихся видов поведения и к их смыслу.

Если вы не привыкли размышлять в терминах повторения тем или моделей поведения в ходе детской игровой сессии, их выявление может создать некоторые трудности. Одной из стратегий развития осознания повторяющейся природы детской сессии является аудио- или видеозапись сессии и ее последующая проработка, сопровождающаяся записью на бумаге тех видов поведения, которые демонстрировали вы и ребенок. Записи должны быть короткими, по одной строчке на каждый новый тип поведения. Часто эта процедура помогает идентифицировать паттерн и выстроить некоторые гипотезы относительно динамики поведения ребенка.

 

Простая динамика (simple dynamic). На третьем уровне — уровне интерпретации простой динамики — вы продолжаете указывать ребенку на связи между его аффектом или мотивацией (в том виде, как они были названы в ранее осуществлявшихся отражениях) и паттернами поведения (в том виде, как они были названы в ходе ранее сделанных интерпретаций паттерна). И опять, как и в случае с ранними интерпретациями паттерна, вам следует ограничить вашу первую интерпретацию простой динамики рамками отдельной сессии. Например, в случае с описанным ранее ребенком вы могли бы отметить: «Я заметил, что каждый раз, когда ты что-нибудь делаешь — рисуешь, строишь башню или лепишь снеговика, ты сначала очень гордишься тем, что делаешь, а затем начинаешь беспокоиться, что это может оказаться недостаточно хорошим. И затем, прежде чем закончить работу, ты разрушаешь ее, чтобы никогда не узнать, окажется ли она плохой или хорошей». Вы просто переводите на язык ребенка вашу формулировку о том, что запланированная неудача вызывает у него гораздо меньшую тревогу, чем случайный, непредвиденный провал. Как только ребенок привыкнет к вашим интерпретациям простой динамики его поведения, происходящего в ходе одной вашей встречи, вы продолжаете интерпретировать простую динамику поведения, происходящего от сессии к сессии. В этот момент вы двигаетесь к более традиционным типам интерпретации, помогая ребенку понять динамику его поведения в недавнем прошлом. Через интерпретацию простой динамики вы поощряете ребенка видеть длительный характер аффектов и смыслов, проходящих через его способы j поведения. Дети становятся более чувствительными к внутренним чувствам, процессам и мотивациям, руководящим их поведением. Поскольку интерпретации  простой динамики строятся на основании двух предыдущих уровней интерпретации, каждый из которых ребенок принял независимо, он с меньшей вероятностью будет сопротивляться принятию их взаимодействия.                      

 

Генерализованная динамика (generalized dynamic). Интерпретации генерализованной динамики, идентифицируют для ребенка деятельность его личной динамики в поведении как на сессии, так и за ее пределами. И опять же, как и в случаях с интерпретациями паттерна и простой динамики, интерпретации генерализованной динамики строятся на основе утверждений, сделанных вами ранее. Для иллюстрации процесса, посредством которого вы можете прийти к интерпретации генерализованной динамики, рассмотрим пример семилетнего мальчика Кларка.

Последние шесть сессий Кларк начинал с обращения к терапевту с просьбой, которая, как он знал, противоречила правилам игровой комнаты. Каждый раз после отказа терапевта ребенок замолкал и сохранял молчание в течение 10-15 минут. Содержание материала, раскрываемого Кларком на этих сессиях, было особенно болезненным. Терапевт последовательно делал отражения относительно желания Кларка получить от терапевта специфические преимущества, его гнева на то, что он не получает такого внимания, и его очевидного стремления избежать производства болезненного материала, сохраняя молчание. К третьей сессии терапевт почувствовал, что может сделать интерпретацию паттерна посредством замечания о том, что последние три сессии начинались очень похоже. Вместо этого терапевт перешел к интерпретации простой динамики, связывавшей тревогу Кларка относительно обсуждаемого материала и его склонность вступать в спор с терапевтом, чтобы избежать этих обсуждений.

Вскоре после этого Кларк начал описывать большой спор со своей матерью, произо­шедший перед походом к дантисту. Этот спор начался, когда Кларк попросил, чтобы ему позволили доехать до стоматологического кабинета по шоссе на велосипеде. Ин­терпретация генерализованной динамики, которую после этого сделал терапевт, указывала на сходство поведения Кларка на сессиях и вне их. «Ты знаешь, мы заметили, что, когда на наших встречах вот-вот собирается произойти что-то, что тебе не нравится, ты просишь о чем-то, что, как тебе точно известно, нельзя получить. Я отказываю тебе, и ты используешь мой отказ как оправдание своего гнева и повод не говорить о том, что тебе не нравится на самом деле. Исходя из твоего рассказа, ты также поступаешь и дома. Ты не хотел идти к зубному врачу, но, вместо того чтобы рассказать об этом маме, попросил разрешения поехать туда на велосипеде. Она отказала, и ты так рассердился, что вы с мамой затеяли борьбу, которая привела к тому, что ты опоздал к дантисту»..

Такой тип интерпретации генерализованной динамики поощряет ребенка начинать применять процесс терапии за. пределами сессий. Более того, эти интерпретации дают ребенку возможность осознать, что для интерпретации открыт не только материал, непосредственно производимый им в течение сессии, но и материал, связанный с любым аспектом его жизни. И в конце концов, хотя терапевты обычно не любят этим заниматься, интерпретации генерализованной динамики способствуют перенесению инсайтов и поведенческих изменений, достигаемых ребенком на сессиях, в его жизнь вне игровой комнаты.

 

Генетическая интерпретация. Наконец и вы и ребенок готовы к тому, что многие авторы считают единственным видом интерпретации: к генетической интерпретации. На этом уровне вы проводите связь между непосредственным поведением ребенка и его историей. Для Кларка из предыдущего примера терапевт предложил генетическую интерпретацию, определяющую, что история его изоляции от матери стала источником его страха прямо высказывать свои просьбы, чтобы вькодить из неприятных ситуаций. Мать Кларка обладала таким выраженным нарцис-сическим радикалом, что была неспособна поддерживать ребенка в случаях, когда он испытывал страхи и беспокойство. Однако она могла включаться в ситуацию, если Кларк вел себя неподобающим образом. Со временем ребенок начал вступать с ней в конфликт в попытке избежать пугающих ситуаций, вместо того чтобы обращаться к ней с прямыми просьбами о помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: