Краткая характеристика юнгианских представлений, имеющих отношение к песочной терапии

 

Юнг делал различия между тремя уровнями психической жизни: сознанием (1), личным бессознательным (2) и коллективным бес­сознательным (3). Личное бессознательное состоит, в первую оче­редь, из всего того материала, который стал не осознаваем либо утратил свою яркость и был забыт, либо потому что был вытеснен и, во вторую очередь, из тех впечатлений, которые никогда не были достаточно яркими для того, чтобы достичь сознания, но все же являющихся содержанием психики. Коллективное бессознатель­ное, отражая опыт предков и различные возможности, не имеет индивидуального характера и является общим для всех людей, а возможно, и для всех животных, подлинной основой индивиду­альной психики.

Данные представления Юнга являются важными для пони­мания эволюционного процесса психики, культурного опыта, а также жизни современного человека и его поведения.

После решительного разрыва с Фрейдом в 1912/13 гг. Юнг смог восстановить свое психическое равновесие благодаря ис­пользованию символических игр, создавая на берегу озера «де­ревни» из камней, земли и воды, подобно тому, как он это де­лал в детстве. Воплощение в природ­ных материалах спонтанно возникавших образов помогло Юнгу разобраться в своих переживаниях и дало выход его твор­ческой фантазии. В дальнейшем он вновь вступал в диалог с фантастическими персонажами, проявлявшимися в его вообра­жении. Материал бессознательного мог затем найти свое отра­жение в живописи, рисунке, скульптуре или художественных описаниях. Юнг назвал этот процесс активным воображением, рассматривая его в качестве инструмента взаи­модействия с коллективным бессознательным.

Юнг представлял коллективное бессознательное состоящим из мифологических мотивов или первоначальных образов, которые он назвал «архетипами». Архетипы не являются врожденными представлениями, но выступают в качестве «типичных форм по­ведения, которые, становясь осознаваемыми, естественно выража­ются в идеях и образах, как и все то, что становится содержанием сознания». Архетипы определенным образом орга­низуют образы и представления. Сами по себе они не являются содержанием сознания, но выступают как некие основополагаю­щие темы, на которых формируется многообразие сознательных проявлений. Они кажутся настолько «сверхъестественными», что приобретают глубокое духовное значение

Эдингер писал: «Архетипы воспринимают­ся и переживаются посредством определенных универсальных, весьма характерных, повторяющихся мифологических мотивов и образов». Он перечисляет четыре основные категории архетипических образов:

1) архетип Великой Матери, включающий как сознательные, так и разрушительные качества женского начала;

2) архетип Духовного Отца, воплощающего мужские качества, сознание и дух как противоположные материи;

3) архетип Трансформации, связанный с темами путешествия, нисхождения в подземелье с целью поиска сокровищ, тема­ми смерти и возрождения, распада и восстановления целос­тности, а также с образами героя и вундеркинда;

4) центральный архетип - Самость - символ полноты и цело­стности, часто проявляющийся в форму круга в сочетании с четырехчастными фигурами, такими как квадрат или крест, обозначающими объединение противоположностей.

Юнг определяет Самость одновременно и как центр, и как внешние границы психики. Она является главным организую­щим началом личности и включает в себя коллективное и личное бессознаотельное, а также сознание, центром которого выступает «Я».

Юнг объяснял различия в реакциях людей на одни и те же стимулы наличием разных психологических типов. Он ввел понятия «экстраверт» и «интроверт» для того чтобы обозна­чить различия между тем типом личности, который характе­ризуется направленностью психической энергии во внешний, объектный мир, и тем, у которого эта энергия направлена вов­нутрь. Кроме того, Юнг разделил четыре основных психиче­ских функции - мышление, чувства, ощущения и интуицию. Все эти функции присущи каждому человеку, однако обычно у разных людей преобладают разные функции, в то время как другие оказываются развиты более слабо. Так, например, тот, у кого преобладает функция мышления, недостаточно исполь­зует чувства, и наоборот. Преобладание какой-либо одной психической функции создает психический дисбаланс. Одной из задач юнгианской психотерапии является осознание человеком тех функций, которые развиты у него в меньшей степени, с тем, чтобы до­стичь психической целостности». Восприятие Юнгом психи­ки как саморегулирующейся системы предполагало понима­ние того, что осознаваемые человеком доминирующе психи­ческие функции будут так или иначе уравновешиваться неосознаваемыми функциями. Проявления бессознательного могут сопровождаться психическим дисбалансом, причем не только в виде патологических изменений, но и в виде тех или иных феноменов, указывающих на недостаточное взаимодей­ствие между комплиментарными психическими функциями. Юнг писал, что вытесненные психические содержания должны быть осознаны и вызвать определенный внутренний конфликт, без чего невозмож­но никакое развитие. Сознательное «Я» обычно доминирует, в то время как «теневые» проявления личности оказываются вытес­ненными, и также, как высокое стремится уравновесить себя низ­ким, а горячее - холодным, сознание, возможно, даже не отдавая себе в этом отчета, стремится уравновесить себя бессознательным, без которого оно обречено на стагнацию и окостенение. Жизнь всегда является результатом взаимодействия противоположно­стей.

Юнг обозначил протекающий у взрослых индивидов про­цесс психического развития понятием индивидуации. Это понятие можно определить как, открытие и продолжающийся диалог сознания и бессознательно­го, выражением которого выступает Самость. Она начинается с переживания человеком тех форм опыта, которые бросают вызов его привычному ощущению своего сознательного «Я» и ведут к пониманию им того, что оно является всего лишь частью целост­ной психики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: