Банк Москвы на российском рынке ДБО

Рынок дистанционного банковского обслуживания имеет динамичный характер развития. В 2013-2014 годах аналитическое агентство Markswebb Rank & Report, которое реализует исследовательские проекты, предоставило несколько исследований в области ДБО[18]:

1) рейтинг эффективности интернет-банкинга для физических лиц;

2) рейтинг эффективности сервисов мобильного банкинга для физических лиц;

3) рейтинг PFM (Personal finance management).

Проанализировав рейтинги аналитического агентства можно представить современную картину рынка дистанционного обслуживания в России.

Примерно 55% людей в России пользуются интернет-банкингом, что составляет 15,5 млн. человек в возрасте от 19 до 64 лет. Самый популярный город с активным пользованием интернет-банкинга является город Москва. По мере уменьшения размера города проникновение интернет-банкинга сокращается, однако, разница между большими и малыми городами не столь существенная.

В апреле 2014 года агентство Markswebb Rank & Report представило исследование и рейтинг эффективности российских интернет-банков для физических лиц.

Самым популярным интернет-банком в России считается Сбербанк Онлайн. Его услугами пользуются 3 из 4 пользователей интернет-банкинга. У Сбербанк Онлайн также и самая большая доля эксклюзивной аудитории – 46% его пользователей не пользуются другими интернет-банками.

Самой популярной задачей, которую решает пользователь, является просмотр выписок по счету и истории операций. Около 70% пользователей интернет бангинга осуществляют хотя бы одну банковскую операцию через интернет-банк за месяц. При этом наиболее популярными категориями платежей являются мобильная связь, интернет, переводы между своими счетами внутри банка и оплата коммунальных услуг. В приложение 3 представлена диаграмма с долей пользователей интернет-банков, совершавших операции в интернет-банке за месяц. Для исследования были отобраны 32 российских интернет-банка.

По результатам исследования Internet Banking Rank 2014 интернет-банк Тинькофф Кредитные Системы, МКБ Онлайн и PSB-Retail (Промсвязьбанк) подтвердили высокий уровень эффективности, заняв лидирующие места в общем рейтинге. Данные интернет-банки оказались на первых местах не только за счет высокого уровня информационных и платежных возможностей, но и за высокий уровень возможности управления банковскими продуктами и сервисами. Стоит добавить, что данные интернет-банки также получили высокий балл за убодство пользования, что является важным критериям оценки интернет-банков. Полный рейтинг находится в приложении 4.

ОАО Банк Москвы занял 25 место в рейтинге интернет-банков. Это означает, что предоставление информации по счетам и картам выполняется не в полдной мере, а также существуют ограничения в платежах и переводах. ОАО Банк Москвы предоставлет классический пакет возможностей интеренет-банка, однако, нельзя арендовать банковскую ячейку или заказать новую банковскую карту. Также стоит отметить, что при управлении банковской картой клиенту не позволено установить лимиты на операции. Многие банки предлагают своим клиентам установить лимиты на совершение операций в день, неделю или месяц. Эта функция удобна для тех, кто не может следить за количеством потраченных средств с банковской карты. В последнее время пользуется популярностью сервис контроля и планирования личных расходов, что позваляет распределять траты клиенты по статьям расходов или запланировать например на месяц сумму расходов по каждой статье. ОАО Банку Москвы следует расширить возможности для своих клиентов. По мнению клиентов на информационном банковском портале banki.ru, интернет-банк ОАО Банка Москвы в целом имеет положительные отзывы, однако, клиенты жалуются на отсутствие возможности создания шаблона для оплаты ЕИРЦ, поручения на оплату некоторых услуг не осуществляются, а также многие клиенты не согласны с тарифами по осуществлению платежей и комиссиями.

В 2013 году аналитеческое агентство Markswebb Rank&Report выпустило Mobile Banking Rank, в котором исследовал эффективность сервисов мобильного банкинга для физических лиц. Самые популярные интерфейсы мобильного банкинга считаются iPhone, Android и Windows Phone, позволяющие клиентам выполнять банковские операции с помощью мобильного приложения. Полный рейтинг находится в приложении 5, 6, 7.

Лидирующие позиции в данном рейтинге заняли Тинькофф Кредитные системы, Альфа-банк, Промсвзязьбанк и Московский Индустриальный Банк. Это означает, что функциональные возможности мобильных приложений оцениваются на высшем уровне, а также отмеяается удобство пользования этими приложениями. Под удобством пользования подразумевается удобство подключения и поиска информации, простота авторизации, доступность, удобство платежей, персональные настройки безопасности, удобство повторных операций и снабжение клиента информационной поддержкой.

В рейтингах не был представлен ОАО Банк Москвы. Можно предположить, что мобильный сервис данного банка не достаточно удовлетворительно разработан для клиентов. Мобильное приложение выглядит достаточно простым, без излишеств, возможно для многих клиентов необходимо наличие более презентабильного приложения.

В настоящее время некоторые кредитные организации ввели PFM-сервис для управления личными финансами. В ближайшее время внедрение данного направления PFM-сервисов будет значительно развиваться.

Прежде всего, PFM (personal finance management) означает программное обеспечение, позволяющее клиентам планировать, анализировать и осуществлять контроль за состоянием личных финансов.

Лучшими PFM-сервисами стали сервис «Умные деньги», который является частью интернет-банкинга PSB-Retail Промсвязьбанка, интернет-банк СМП ON-Банк, получив высокую оценку по функциональности, а также интернет-банкинг Связной Банк. Полный список представлен в приложении 8.

Аналитики отмечают, что сервисы «Умные деньги» PSB-Retail и СМП ON-банк будут являться примером качественного выполнения своих функций для других кредитных организаций. Однако, стоит обратить внимание, что полноценный PFM-сервис считается сложным информационным продуктом. Разработка такого собственного продукта вероятнее всего будет недоступна многим разработчикам кредитных организаций, поэтому банкам придется прибегнуть к покупке готовых разработок не только российских, но и зарубежных сервисов управления личными финансами.

К сожалению, как и многие другие банки, ОАО Банк Москвы не располагает возможностью для клиентов управлять личными финансами. При введение PFM-сервиса клиент сможет распоряжаться своими финансами эффективнее, например, с помощью установления лимита на расходы. В этой системе все расходы можно разделит на несколько категорий: сервисы, одежда, топливо, мобильные платежи, продукты и другие категории, что позволит сделать более подробный анализ расходов.

Специальные приложения для планшетных компьютеров пока остаются сравнительно редким явлением — лишь небольшое количество крупных российских банков предлагают своим клиентам приложения-банкинги для планшетов iPad.

Специальные приложения для планшетов на базе ОС Android на российском рынке за единичными исключениями фактически отсутствуют — на «андроидный» планшет клиенты банков могут установить обычный смартфонный мобильный банк, однако интерфейс таких приложений не использует возможности большого экрана планшетов.

Для расширения не только клиентской базы, но и для продвижения на банковском рынке ОАО Банку Москвы следует разработать приложение для планшетных компьютеров.

По результатам исследования лучшим среди приложений для iPad по общему баллу эффективности, по функциональности и по удобству стал планшетный банк Альфа-Банка, который практически полностью повторяет функциональность и интерфейсные возможности приложения Альфа-Мобайл для iPhone.

В ходе анализа показателей рейтингов аналитического агенства можно сделать четкое заявление о том, что ОАО «Банк Москвы» нуждается не только в инновационном развитии, но и в расширении базовых функций дистанционного банковского ослуживания банка. Проанализировав функциональный ряд кредитных организаций, которые занимают лидирующие позиции, стоит обратить внимание на не очень богатый ряд продуктов дистанционного обслуживания ОАО «Банка Москвы». Существует много кредитных организаций, которые достаточно давно предлагают своим клиентам, например, установление лимитов по расходаванию денежных средсв с банковской карты или анализ расходов в системе управления личными финансами. Увелечение клиентсвой базы в основном происходит за счет предоставления банком разнообразного и широкого спектра услуг и продуктов, в том числе в сфере дистанционного обслуживания, поэтому ОАО «Банку Москвы» стоит задуматься над спектром продуктов электронного банкинга. В первую очередь это связанно с тем, что банковскими услугами пользуются люди разных возрастных категорий с разнообразными потребностями. Если банк сможет обеспечить клиентов необходими приложениями для осуществления банковских операций, чтобы они удовлетворяли потребности клиентов, то ОАО «Банк Москвы» сможет несомненно выйти на высокий уровень дистанционного обслуживания. Разработчикам инновационных продуктов в сфере дистанционного обслуживания банка необходимо правильно приподнести продукт клиентам, то есть сделать так, чтобы продукт был понятен и легок в использовании.

В заключение хотелось бы отметить, что электронный банкинг дает возможность экономить на расходах банка, повысить лояльность, а также привлечение новых клиентов. Следовательно, продукты дистанционного банковского обслуживания являются востребованными для современных кредитных организаций. Главная задача разработчиков дистанционного банковского обслуживания состоит в обеспечении клиентов кредитной организации качественной поддержкой, то есть развивать продукт, внедрять инновационные продукты, расширять каналы связи, работать над упрощением и удобством интерфейса, а также включать дополнительные опции. Аналитики из банковской сферы делают ставки на интенсивное развитие интернет-банкинга в ближайшей перспективе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: