Классно-урочная система и ее альтернативы

 

Наиболее распро­страненная сегодня в школах форма обучения — классно-урочная. Ее преимуществами являются: четкая организационная структу­ра, удобство управления деятельностью класса, возможность кол­лективных взаимодействий и решений учебных задач, эмоиио-

1 См.: Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С.Лейтеса. — М„!996.

252

нальное влияние личности учителя на детей, экономия времени. К недостаткам этой системы относятся ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, однообразные темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.

Существует множество попыток модифицировать классно-уроч­ную систему обучения или заменить ее на другие. В 1798 г. англий­ский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер разработали и применили в школах Англии и Индии так называемую белл-лан-кастерскую систему взаимного обучения. Старшие ученики под ру­ководством учителя сначала сами изучали материал, а потом, по­лучив инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позво­ляло при малом количестве педагогов организовывать массовое обучение. Однако качество такого обучения было невысоким.

В конце XIX в. в США появилась батовская система. Она включала две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. Со способ­ными учениками работал учитель, с отстающими — его помощник.

Одновременно в Европе стала создаваться маннгеймская систе­ма, названная по имени города Маннгейм. Ее основатель Й.Зик-кенгер предложил создать четыре разных класса в соответствии со способностями детей: классы иностранных языков для наиболее способных; основные классы для детей со средними способнос­тями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых. Огбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов.

В 1905 г. учительница Е.Паркхерст (США) применила систему индивидуализированного обучения, названную Дальтон-план. Дальтон — это местечко в США, штат Массачусетс, где в 1920 г. была организована первая школа, целиком работающая в рамках этой системы. Цель данной системы — дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответ­ствующем его способностям. Классы были заменены на лаборато­рии и мастерские, объяснение материала и уроки отменены. В на­чале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам. Ученики отчиты­вались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было. Коллективная работа происходила один час в день, осталь­ное время — индивидуальная работа в мастерских и лаборатори­ях, в которых постоянно находились учителя.

В 50—60-х гг. XX в. в США получил известность гыан Трампа — форма индивидуализированного обучения с использованием лек­ций, на которые отводилось до 40 % времени. Высококвалифици­рованные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях (от 100 до 1500 человек) Затем в малых груп-

253

пах учащихся (по 10—15 человек) обсуждались материалы лек­ции, проводились дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным. Объем этих занятий составлял 20 %. Кроме того, около 40 % вре­мени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабине­тах и лабораториях.

В современной практике обучения встречаются и иные формы организации обучения. Например, на Западе существуют неграду-ированные классы, когда ученик одновременно может обучаться по программе разных классов.

Особой формой организации обучения является «погружение», когда на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают толь­ко один или два предмета. Аналогично в Вальдорфских школах организуется обучение по эпохам.

Лекционно-ссминарская форма обучения. Концентрированным выражением коллективно-групповой формы обучения являются лекции и семинары.

^ Школьная лекция — это форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекции обеспечивают условия для создания учениками или учителем но­вых образовательных продуктов, что решается с помощью выбора смысла, целей и структуры лекции.

Для того чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а осуществляли познавательное движение, лекция должна иметь каркас, определяющий структуру ее содержания. В зависимости от места лекции в системе обучения и специфики решаемых задач возможны различные виды лекций.

Образовательный эффект лекций достигается благодаря сфор­мулированным на них заданиям или проблемам, которые органи­зуют деятельность школьников во время лекции.

Семинар — форма занятия, обеспечивающая создание учащи­мися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-груп­повой коммуникации. Семинары отличаются от других видов за­нятий повышенной активностью и самостоятельностью школь­ников, возможностью проявления их способностей к организа­ции деятельности.

По дидактическим ц е л я м выделяют семинары по вве­дению в тему, семинары по планированию ее изучения, семина­ры по исследованию фундаментальных образовательных объектов, семинары по представлению и защите образовательных результа­тов, семинары по углублению, обобщению и систематизации зна­ний, контрольные и зачетные семинары, аналитические семинары.

По способу и характеру проведения различают вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые, индивиду­альные и групповые семинары, семинары-проекты, семинары по

решению задач, круглые столы, «мозговые штурмы», семинары-деловые игры и др.

^ Групповые формы обучения. Использование семинарской фор­мы обучения требует предварительной подготовки учащихся. Для этого во время обычных уроков осваиваются:

индивидуальное самообучение, при котором ученики выполня­ют ту или иную самостоятельную работу (работа с изучаемыми объектами, учебником, приборами, решение задач, исследова-тельская работа) и составляют письменные сообщения по ее результатам;

парное взаимное обучение, в ходе которого ученики в стабиль­ных парах (например, соседи за одной партой), либо в парах смен­ного состава (ученики в течение урока меняются местами по типу конвейера) объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты товарищей;

групповая работа по общей теме — обучение внутри группы. Уче­ники взаимодействуют в группе: объясняют новый материал, об­суждают его, оценивают свою деятельность, готовят выступление; взаимное обучение групп, представляющее собой группы, зани­мающиеся разными проблемами или видами деятельности, на­пример: теоретики и экспериментаторы временно объединяются, чтобы поделиться опытом, информацией, проблемами;

подготовка учениками выступлений, в ходе которой отрабаты­ваются такие виды деятельности, как техника выступления, мето­дика ведения дискуссии, формулировка вопросов и ответов к ним, аргументация суждений, рецензирование, оценивание, анализ.

Практикум. В данной форме организации обучения учащиеся самостоятельно выполняют практические и лабораторные работы. Практикумы проводятся после изучения крупных разделов учебных курсов, а также могут предварять их изучение, создавая опытно-экспериментальный образ предстоящего теоретического материала. Практикум проводится две —четыре недели. Учитель делит школьников класса на небольшие группы по два-три ученика. Каждая группа учащихся выполняет свою лабораторную или прак­тическую работу по специальному расписанию. Чтобы создать бла­гоприятные условия внутригрупповой дифференциации деятель­ности учащихся, важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей их членов.

Проведению практикума предшествуют вступительные лекции и инструктивные занятия. В процессе проведения практикума при меняются приемы актуализации опорных знаний учащихся.

Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции, в которых излагаются правила и последовательность действий школьников, дается информация о повторении необходимого материала, приводятся описания и изоб­ражения лабораторного оборудования, принципов его действия и


254

255

способов использования, указывается порядок выполнений зада­ний, предлагаются контрольные вопросы по теме и дополнитель­ная литература.

Практикумы в комплексной форме проводятся обычно в стар­ших классах, но уже с начальной школы учащиеся выполняют кратковременные лабораторные и практические задания, готовя­щие их к развернутой исследовательской работе.

Факультатив. Факультативные занятия предусматривают углуб­ленное изучение предметов на основе обязательных школьных курсов. Факультатив — это связующее звено между уроками и вне­классными занятиями. Однако всегда следует иметь в виду, что в любом случае изучается не наука, а учебный предмет как сред­ство развития личности ученика и подготовки его к жизни. На­пример, изучают не лингвистику, а предмет «Английский язык», и не столько изучают, сколько овладевают речью на этом языке.

По образовательным задачам выделяются факультативы по уг­лубленному изучению базовых учебных предметов, по изучению дополнительных дисциплин (риторики, логики, дополнительно­го иностранного языка и др.), по изучению дополнительной дис­циплины с приобретением специальности («Стенография», «Про­граммирование» и др.) и межпредметные факультативы (напри­мер, по курсу экологии). Факультативы могут иметь теоретиче­скую, практическую или комбинированиую направленность.

Организация деятельности учащихся на факультативных заня­тиях имеет свои особенности. Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на за­нятиях характеризуется активностью и интенсивностью. Это необ­ходимо учитывать при планировании занятий. Интерес школьни­ков к факультативному курсу побуждает педагога избирать акту­альные темы и оптимальные виды деятельности, предлагая уча­щимся средства развития мышления, памяти, воображения, ин­дивидуальных способностей.

^ Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Для учеников, интересующихся определенным курсом, могут создаваться пред­метные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, ла­боратории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя-предметники.

Содержание занятий в кружках включает: углубленное изуче­ние наиболее интересных вопросов курса; знакомство с деятель­ностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей, с но­вейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям; органи­зацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т.д.

На основе кружковой работы могут создаваться научные обще­ства (школьные академии и т.п.), которые объединяют и коорди­нируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, орга­низуют конкурсы и олимпиады.

^ Олимпиады и конкурсы. Эти формы обучения стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формируют дух состязательности. Олимпиады школь­ного уровня могут проводиться по любым предметам.

Как правило, школьные олимпиады предшествуют районным, областным и республиканским. В последнее время много различ­ных олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет (например, по адресу *м/\у.екЮ8.ш).

Кроме олимпиад и конкурсов организуются выставки детского технического творчества, для которых отбираются лучшие работы школьников, что придает импульс развитию их способностей в соответствующих отраслях знаний и деятельности. Достижения детей позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении открывать и развивать таланты.

конференции. Школьная учебная конференция приближает уча­щихся к научным формам деятельности. Учащиеся самостоятель­но выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению.

Конференция проводится в рамках отдельного класса и учеб­ного курса, а также может иметь общешкольный характер. Разно­видностью конференций является симпозиум, на котором учитель формулирует общую проблему, а ученики выступают со своими суждениями поданной проблеме, предварительно подготовив свои выступления письменно.

Ученики заблаговременно оповещаются о предстоящей кон­ференции, отдельным заинтересованным учащимся предлагается на выбор взять тему для сообщения или доклада. Остальные уче­ники формулируют вопросы, готовятся к обсуждению. Докладчи­ки консультируются с педагогом и специалистами.

Конференция проводится в установленное время, в течение 1 — 2 учебных часов. Выступают несколько докладчиков. На их вы ступление отводится не более 7—10 минут, после чего слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические сужде­ния и свою точку зрения. В конце конференции учитель подводит итоги, делает обобщения, оценивает работу докладчиков и наи­более активно, творчески выступивших слушателей. Особое вни­мание уделяется работам, в которых докладчиками получены соб­ственные данные, а не только приведена информация из литера­турных источников.

Конференции более эффективны, чем традиционное повторе­ние и закрепление материала на уроках, поскольку при умелой организации участие в них дает ученикам возможность сопостав-


256

257

лять различные точки зрения и в свободной дискуссии отстаивать свою позицию. Школьная учебная конференция применяется в основном в старших классах.

Консультации. Сопутствующими формами обучения являются консультации, назначение которых — помощь ученикам в освое­нии отдельных тем или разделов курса, а также в углубленном изучении предмета. Во время консультаций ученики задают воп­росы, сами пытаются дать ответы, слушают разъяснения педагога или приглашенных специалистов.

Консультации могут быть общеклассными, групповыми или индивидуальными. Консультационное общение учит школьников точности формулирования возникающих проблем.

Консультации могут стать поводом для проведения специаль­ных занятий, посвященных выявленным проблемам или потреб­ностям учеников. Такие занятия призваны восполнять выя&пенные пробелы, создавать основу успешности дальнейшего обучения.

Экзамен. Цель данной формы обучения — систематизация, выявление и контроль знаний учащихся. Это способ признания успехов или неудач в обучении, который формирует ответствен­ность школьников, мобилизует их силы на переосмысление, по­вторение и обобщение образовательных результатов.

К формам проведения экзамена относятся: ответы на экзаме­национные билеты; выполнение творческой работы; контрольное исполнение тестов; участие школьников в соревнованиях; защита исследований или других работ учеников. В последнее время рас­пространен Единый государственный экзамен, в ходе которого в тестовой форме проверяется базовый уровень общеобразователь­ной подготовки выпускников школ. Он может выступать одновре­менно вступительным экзаменом в вузы.

Подготовительной к экзамену формой обучения являются за­четы. Соревновательные и творческие формы экзаменов привле­кают ребят возможностью попробовать свои силы. Особенно это относится к учащимся старших классов. Для младших школьников экзамены проводятся в игровой, занимательной форме.

Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и ин­тенсивном развитии умственных сил ученика в условиях необыч­ной ситуации. Экзамен становится этапом самоутверждения, сфе­рой проявления многих личностных качеств школьников.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: