Диаметр эксплуатационной колонны, в которой возможна перфорация, мм | 141 и более | ||||
Максимально допустимое давленние, МПа | 50 | ||||
Допустимая температура на забое, °С | 100 | ||||
Присоединительная резьба | НКТ 73 по ГОСТ 33-33 | ||||
а | б |
в | |||
а — вскрытие первого (нижнего) интервала; б — вскрытие второго интервала;
в — вскрытие третьего интервала
Рис. 2.8. Схемы осуществления беспрерывной гидропескоструйной перфорации с применением устройства ПЗК
При гидропескоструйной перфорации применяется то же оборудование, как и при гидроразрыве пласта. Устье скважины оборудуется стандартной арматурой типа 1АУ-700, рассчитанной на рабочее давление 70,0 МПа.
Для прокачки песчано-жидкостной смеси используются насосные агрегаты, смонтированные на платформе тяжелых грузовых автомобилей 2АН-500 или 4АН-700, развивающие максимальные давления соответственно 50 и 70 МПа. При меньших давлениях используют цементировочные агрегаты, предназначенные для цементировочных работ при бурении. Число агрегатов (n) определяется как частное от деления общей необходимой гидравлической мощности на гидравлическую мощность одного агрегата, причем для запаса берется еще один насосный агрегат,
|
|
где Q - расчетный суммарный расход жидкости;
Pу - давление на устье скважины;
qа - подача одного агрегата на расчетном режиме;
Ра - давление, развиваемое агрегатом;
η - коэффициент, учитывающий техническое состояние насосных агрегатов и их износ η = 0,75.
Агрегат 4АН-700 (рис. 2.9) состоит из силового aгрегатa, четырехскоростной коробки передач, трехплунжерного насоса4Р-700 с диаметрами плунжеров 100 или 120 мм. с ходом плунжера - 200 мм., вспомогательного трубопровода, манифольда и системы управления. Все оборудование закреплено на общей монтажной раме.
Силовой агрегат, выполненный на базе дизельного двигателя мощностью 588 кВт при 2000 об/мин оборудован системами водяного охлаждения, смазки и питания, многодисковой фрикционной муфтой сцепления постоянно замкнутого типа, контрольно-измерительными приборами, электросистемой с аккумуляторной батареей, обеспечивающей запуск дизельного двигателя электростартером.
Для обеспечения работы насоса во всем диапазоне давлений и подач он укомплектован сменными плунжерами двух типоразмеров.
1 - шасси автомобиля КрАЗ-27761; 2 - пульт управления; 3 - силовой агрегат;
4 - коробка переключения передач; 5 - зубчатая муфта; 6 - насос; 7 - напорный трубопровод; 8 - вспомогательный трубопровод
Рис. 2.9. Насосный агрегат 4АН-700
Таблица 2.3
Техническая характеристика УН1-630´700А (4АН-700)
|
|
Автошасси | |
Модель | КрАЗ-257Б1А |
Грузоподъемность, т | 12 |
Тяговый двигатель | ЯМЗ-238 |
Мощность, кВт | 176,5 |
Силовой агрегат | |
Шифр | 9УС-800 |
Двигатель | В2-800ТК-С3 |
Максимальная мощность, кВт (n = 2000 об/мин) | 588 |
Номинальная мощность, кВт (n = 1800 об/мин) | 544 |
Продолжение табл. 2.3
Насос | |
Шифр | 4Р-700 |
Максимальный расход, л/с | 22 |
Максимальное давление, МПа | 70 |
Полезная мощность, кВт | 452 |
Диаметр сменных плунжеров, мм | 200 |
Наибольшее число двойных ходов в минуту | 192 |
Диаметр трубопроводов (условный проходной), мм: | |
приемного | 100 |
Напорного | 50 |
Вспомогательный трубопровод | |
Диаметр (условный проходной), мм: | 50 |
Количество труб | 6 |
Число шарнирных колен | 6 |
Габариты установки | |
Длина, мм | 9800 |
Ширина, мм | 2900 |
Высота, мм | 3320 |
Масса, кг | 22540 |
Таблица 2.4
Подача и давление насоса агрегата УН1-630´700А (4АН-700)
Подача и давление насоса | |||||
Скорость | Число двойных ходов насоса в мин. | Диаметр сменных плунжеров насоса, мм | |||
100 | 120 | ||||
Идеальная подача, дм3/с | Давление, МПа | Идеальная подача, дм3/с | Давление, МПа | ||
I | 80 | 6,3 | 70 | 9,0 | 51,0 |
II | 109 | 8,5 | 54 | 12,3 | 37,5 |
III | 153 | 12,0 | 38 | 17,3 | 26,6 |
IV | 192 | 15,0 | 30,5 | 22,0 | 21,0 |
Песчано-жидкостная смесь готовится в пескосмесительном агрегате типа 4ПА (рис. 2.10), который представляет собой бункер для песка емкостью 10 куб.м с коническим дном. В нижней части бункера вдоль продольной оси установлен шнек. Скорость вращения шнека ступенчато изменяется от 13,5 до 267 об/мин. В соответствии с этим подача песка изменяется от 3,4 до 676 кг/мин. Кроме того, агрегат снабжен насосом 4НП (насос песковый) низкого давления для перекачки песчано-жидкостной смеси. Бункер со всем оборудованием смонтирован на шасси тяжелого автомобиля.
1 - смеситель; 2 - желоб для ввода сыпучего материала в смеситель; 3 - рабочий шнек;
4 - бункер; 5 - пневмовибраторы; 6 - гидросистема; 7 - гидронасос; 8 - раздаточный коллектор; 9 - рама; 10 - приемный коллектор
Рис. 2.10. Установка пескосмесительная 4ПА
Специальные рабочие жидкости завозят на скважину автоцистернами или приготавливают в небольших (10 - 15 куб.м) емкостях, установленных на салазках. В обвязку поверхностного оборудования монтируют фильтры высокого давления - шламоуловители, предупреждающие закупорку насадок крупными частицами породы.
В качестве рабочей жидкости используют техническую воду с ПАВ, пластовую воду, 5—6%-и раствор соляной кислоты, дегазированную нефть и др. Песок должен быть с преимущественным (более 50%) содержанием кварца фракции 0,2—2,0 мм.
Обвязка поверхностного оборудования может быть с повторным использованием жидкости и песка (закольцованная схема, рис.2.11), со сбросом песка и со сбросом песка и жидкости (см. рис.2.12) - наиболее простая схема.
1 - АН-700; 2 - ЦА-320; 3 - шламоуловитель; 4 - пескосмеситель; 5 - емкость; 6 - скважина; 7 - обратный клапан; 8 - открытые краны; 9 - закрытые краны.
Рис. 2.11. Обвязка поверхностного оборудования при проведении